Игумен Нектарий (Морозов)
Из разговора в храме:
— Как же мне жаль, что никак меня не развивали в детстве! Ни музыкальной школы, ни танцев, ни кружка рисования… Ничего такого не было. Никакие таланты не проявились во мне, не развились, не реализовались. Что же делать? Нет у меня, значит, ничего?
Горько человеку, и трудно не посочувствовать. Сочувствую. Но и утешение — знаю.
— Поверьте, у каждого человека есть талант, который иногда по милости Божией в нас проявляется, а при соответствующем с нашей стороны усердии и развиться может, и реализоваться.
— У каждого? И у меня тоже есть?
— Да. Честное слово.
— И какой же это талант?
— Талант… быть хорошим человеком.
Лицо моей собеседницы разглаживается и светлеет. Она улыбается, она и на самом деле утешена.
Но я не только успокоить ее любым доступным способом стремился, я и вправду так считаю. И более того: уверен, что этот талант — несравненно больший всех остальных, обычно столь ярких, заметных, столь высоко оцениваемых окружающими.
Талантливых людей в действительности очень много в этом огромном, все более разрастающемся мире. Писатели, художники, композиторы и музыканты. Выдающиеся ученые, блистательные артисты, великолепные спортсмены. Все они по-своему распоряжаются с данными им Богом дарами, более или менее рачительно, со скромностью или же, напротив, почитая себя лучше и выше всех. Некоторые имеют немногих почитателей своего мастерства, за другими постоянно следуют по пятам бесчисленные поклонники, осаждающие их жилища, готовые на что угодно, лишь бы подержать кумира за руку, получить в подарок прядь его волос, какую-то вещь, хотя бы просто сфотографироваться с ним и выложить фото в фейсбуке.
Но… Заставь их прожить с этими кумирами, ради которых они, кажется, собой способны пожертвовать, не всю жизнь, а месяц или даже неделю, они просто на просто взвоют от них и сбегут — от их привычек, поведения, от их самолюбия и высокомерия. Нет, фото в фейсбуке и живая жизнь — совершенно разные вещи.
В живой жизни рядом с собой хочется видеть, ощущать не кумира, не материализацию своих фантазий, а именно его — хорошего человека. Доброго и великодушного, умеющего прощать, умеющего любить, согревать своим теплом, надежного, честного, благородного и благодарного. Потому что с хорошим человеком на самом деле хорошо. Только вот редки они… Востребованы и редки.
И если что-то в себе надо по-настоящему развивать, так это то, что есть в нас доброго, что вложил в нас первоначально Господь, а потом заглушили страсти. На это стоит тратить время, силы, ради этого не жалко и от чего-то отказаться.
Не случайно преподобный Амвросий братиям оптинским, желавшим пострига или рукоположения, говорил: «Вы не волнуйтесь — все вам дадут, и мантию, и сан, но вот хорошим человеком никто не сделает. А это — куда важнее».
И правда — важнее бесконечно.
И не только для окружающих, но и лично для человека. Конечно, не наступит такой момент (не должен, по крайней мере), когда можно будет о себе сказать: «Я хороший!», и на этом успокоиться. Но по мере того, как стараешься таким стать, хорошо не только окружающим с тобой делается. Тебе самому с собой тогда тоже хорошо…
Так что рисование, музыка, кружок художественной лепки или бального танца — это все, конечно, хорошо, полезно, нужно. Но есть вещи и понужней. И таланты — позначительней…