Георгий Петров
Проповедуя, Иоанн Креститель возвещал, что приблизилось спасение, и тем самым явил его людям. Мы же говорим, что Христос Воскрес, если ОН жив в нас здесь и сейчас. Именно в Нём обретает свое выражение наша личность: главное в нас - не то, что мы священники, военные, рабочие или отцы семейства, а то, что мы - христиане, чем бы мы ни занимались. Мы утверждаем, что спасение уже действует среди людей, являя его и удостоверяем его перед миром самими собой. Занятие какой-либо профессией, выполнение социальной роли важны не сами по себе, но приносят удовлетворение, лишь тогда, когда они подчинены осуществленному во вне становлению в вере себя самого, своего сознания и утверждают жизнь Слова Божьего в своей душе в рамках образа жизни, своего собственного ОТНОШЕНИЯ к Богу, миру и людям.
Вера в отрыве от жизни бесполезна и теряет свой смысл. Точно также жизнь без веры суха и лишена смысла, конечной цели, которой подчинено все. А вера состоит в осуществлении того, что Иисус Христос - спасение присутствующее в истории и существовании, присутствующее столь же реально, как дети, жена или муж, мать или отец, друзья, коллеги по работе, а также события, о которых пишут газеты ... хотя о присутствии Христа здесь и сейчас ни одна газета не пишет. Спасение ждет нас не только в жизни вечной: оно охватывает собою всего человека, в сей жизни и в жизни будущей, на земле и на небе. Тем более что Небо - это явленное отношения к Истине в земном Её понимании. Личность человеческая проявляет себя в отношении к Истине, а Воплощение Истины на Земле — Иисус Христос, ибо «все Им стоит» (Кол. 1, 17).
Во Христе Иисусе - исчерпывающий смысл моей личности, всех нас, всего мира. Утверждать, что Слово Божье есть спасение, - значит начертать путь, на котором все должно исполниться и совершиться. Нам было дано время, чтобы эта вера, это сознание, ощущение присутствия Истины созрели в нас. Земля, земное существование, история - для христианина как бы начало, расСВЕТ того вечного дня, для которого мы созданы Богом.
Опыт переживания той тьмы, в которую погружены люди, познающие все как бы на ощупь, становится началом понимания Того, Кто придает смысл всему сущему. И самое очевидное доказательство тому - это то, что смыслом наполнена, оказывается, даже наша обыденная, будничная жизнь. Даже рутина повседневного существования наполняется радостью присутствия Перволичности. Все это находит свое выражение в христианском поступке, помысле и эмоции. И здесь уже не существует разделения на малое и великое, но все стремится обратиться в бесконечное богатство общения со Христом. Убедиться на собственном примере, что это не просто слова, но жизненный опыт, - означает начало познания того, что есть Рождение от Духа Святого, существует Новый мир как Царство Божье, начавший в тебе свое существование. Это не значит, что исчезли слабости и грех, но уже нет страха смерти, отчаянию уже нет места и человек может постепенно преодолевать все зло, с которым он сталкивается и которое присутствует в нём самом.
Когда ученики пришли к Иисусу и спросили Его: «Ты ли Мессия или ожидать нам другого?», Он ответил пророчеством из Книги Исаии: «Слепые прозревают, и глухие слышат» (Лк. 7, 20.22). Это была весть, понятная чистым сердцам, она не была предназначена специально для хитрецов и премудрых, хотя была доступна всем. Началось «лето Господне благоприятное»: Божественная весть - Бог есть Любовь была надеждой, она открывала возможность сделать праздником всю земную жизнь человека.
Таким образом, основополагающее значение для личности христианина обладает живое сознание, что спасение и освобождение - понятия равнозначные и находят ответ в реальности, которая уже присутствует в человеческой жизни, - во Христе, живущем в нас.
Противоположность этому - стремление искать спасения, то есть смысла собственной деятельности и деятельности других людей, в чем-либо, созданном человеческими руками, материальном. Это происходит с нами тогда, когда, мы жалуемся, что наши мечты или расчеты не осуществились. Мы разочарованы, потому что возлагали надежду только на человеческие силы. Например, в эпоху коммунизма многие действительно верили в Ленина, как в вождя трудового народа, боготворили его. Ибо вождь есть воплощение идеологии, провозглашающей надежду на дело рук человеческих. Такова альтернатива христианству, и это точка зрения «мира». Христианин не может разделять эту точку зрения, потому что по самой природе своей христианин не приемлет «мирских» надежд.
Формирование личности христианина в общении с Христом нельзя сводить к общению с тем Его образом, который представляет собой образ,созданный нашим воображением - индивидуалистическое отношение к абстрактному образу, единственно конкретной характеристикой которого были бы исключительно слова Евангелия в их истолковании каждым человеком или кем-либо из экзегетов. Напротив, присутствие Христа в исторических рамках внешнего бытия открывается как СОсуществование, и по сути своей является отражением той внутренней ЖИЗНИ, которую осуществляет человек и значение которой, состоит в том, что она связывает нас не только с Богом, но и со всей Церковью Христовой и открывается Ей.
Осознание Личности Бога — Христа Иисуса и, следовательно, самой сущности нашей веры, живое осознание ценности нашего единства с ним в исповедании Истины = Бог есть Любовь, нашей сопричастности Ему и Церкви Его, не обнаруживаются как результат умозрительных рассуждений или исследований. Это плод личной встречи с Христом, это ОБЩЕНИЕ с Личностью, которое представляется нам столь подлинным и ценным, что оно поражает нас, забирает наше сердце и разум, призывая нас к новой, истинной жизни. Благодаря этой встрече вся значимость веры и Церкви Его как исторической реальности начинает обретать конкретные черты и уже не представляется чем-то абстрактным и отвлеченным, но единственной реальностью, имеющей право на вечность, в соприкосновении с которой мы должны сделать решающий выбор. Поэтому когда личности со стороны бросается вызов, она осознает, что речь идет обо всей будущей жизни, обретении её смысла, и если это не так, если речь не идет о решающем выборе, значит, вера как ЗНАНИЕ Бога и Его Любви, еще не открылась человеку, но можно говорить только о его знакомстве с религиозными обрядами и о пассивном участии в них. Глубокая устремленность ко Христу, ставит своей целью создание совокупности различных человеческих отношений со всеми людьми, но, прежде всего, с теми, кому эта устремленность также свойственна, то есть с членами Его Церкви.
Можно сказать, что христианство - это не религия, это жизнь.
Христос и Церковь Его вдохновляют и определяют все мое поведение, что бы я ни делал. Поэтому встреча с Богом - это “СОбытие”, которое стремится обновить все мои отношения с вещами и людьми и само мое отношение к миру сему, а особенно к моим грехам. Противоположностью этому фактору, характеризующему формирование личности христианина, является идентификация отношений со Христом и Церковью Его - с предписанными догматами, правилами и обрядами, как будто бы Христос и Церковь есть нечто постороннее нашему существованию, внешнее, по отношению к нам. На самом деле, если затрагивается мое «Я», то это затрагивает полноту бытия во мне Слова Божьего, влияет на все мое поведение и определяет его. Стремление к уподобление Богу в любви и личная ответственность перед Ним Самим и есть жизнь существа разумного - человека. Это и называется целоМУДРИЕМ, тогда как ее противоположность - фрагментарность - сводится к исполнению обрядов как формальной и пустой видимости «церковной жизни».
Любить - значит стремиться утвердить себя «любящего» не в отношении к себе, а в отношении к Богу и к видимому «образу и подобию» - другому человеку. Потому что утверждать другого в единстве с Богом - значит возрастать и совершенствоваться самому. На практике любовь выражается во внимании к личности другого человека, в стремлении войти в его положение, чтобы взять на свои плечи, вместе с ним, его проблемы и заботы. Подлинное обновление может иметь своим источником лишь то, что лежит внутри человека. Это Царство Божие — система отношений, основанная на Истине = Бог есть Любовь, радикально отличающееся от материальных взаимоотношений. Это благодать присутствия Христа, узнаваемая и любимая в тайне членами Церкви Его. Сознание нашего единства, нашей общности - это сознание, определяющее поведение христианина даже тогда, когда он сталкивается с мелкими и крупными проблемами в одиночку. Христос Иисус - это идеальная точка отсчета, просвещающая сознание христианина, стремящегося разрешить встающие проблемы перед ним лично или действующего совместно с другими людьми. Христос наполняет всю нашу жизнь, формируя наше поведение каждый миг бытия.
Противоположностью этому является морализм. Убеждение, что можно быть праведным, следуя определенным правилам поведения, творя добро, как подсказывает инстинктивное чувство самого человека или его собственное суждение или намерение. Такое убеждение основано на самоценности плотского сиюминутного человеческого бытия и убеждения в возможности моральными ограничениями выстроить «правильную жизнь»
Если Иисус Христос не определяет наш подход к жизненным проблемам, значит, Он - плод нашей фантазии. Поэтому дуализм, согласно которому человек с одной стороны, является верующим - христианином, а с другой стороны - гражданином или политическим деятелем, - это одно из серьезнейших заблуждений современности. Многие люди, принявшие крещение, живут двойной жизнью: они «христиане» в определенные моменты жизни, когда речь идет об исполнении предписанных обрядов, а в остальное время вера их остается в лучшем случае расплывчатым этическим устремлением. Во всех других жизненных обстоятельствах христианин - «такой же человек, как другие».
Перечисленные факторы формирования личности христианина, могут помочь стать на путь живой и активной христианской жизни и осознать себя, с одной стороны, грешными людьми и сыновьями нашего времени, а с другой, «по вере во Христа Иисуса - Сынами Божьими». Для новой жизни нужна только благодать Спасения и духовная нищета, то есть нужно осознать, что Бог присутствует в мире Духом Своим, а во мне Духа Святого нет. Главная проблема - это борьба за человечность человека самого человека, борьба за тот образ и подобие, за который Бог пошёл на Крест, за следование его своему истинному предназначению сына Божьего, духа вечности — как Божьего собеседника и объекта Его Любви. Говоря: - «Да приидет Царствие Твое», мы молим о спасении всего человеческого, что есть в мире. Таков идеал, а идеал есть противоположность мечтам и утопиям - созданиям человеческого воображения. Идеал, в конечном итоге, оказывает большее или меньшее воздействие на каждый шаг человеческого пути. Поэтому идеал - это самое конкретное из всего, что существует.