В этот день Богдан пришел со школы нерадостным. Папа сразу увидел, что сын чем-то озабочен.
– Что у тебя стряслось? – спросил папа.
– Артем сказал, что Библия запрещает иконы, – ответил Богдан. – И даже показывал мне место, где написано, что делать изображений нельзя.
Папа слышал об Артеме. Это был недавно пришедший в класс Богдана мальчик из протестантской семьи.
– И что ты сказал Артему? – спросил папа.
– Я разозлился и сказал, что он – просто дурак! – ответил Богдан раздосадовано. – Только, мне кажется, что от этого он только убедился в том, что он прав!
– Никого дураком обзывать нельзя, - сказал папа. Даже если ты прав, а он – нет.
– Я понимаю, - сказал Богдан. – Я завтра перед ним извинюсь. Пап, а объясни мне, почему все-таки мы делаем иконы, хотя и написано, что нельзя?
– Потому что это написано в ветхозаветные времена, а мы живем – в новозаветные, – сказал папа. – Скажи, какие события разделили между собой Ветхий и Новый Завет?
Богдан с минуту думал, забавно морща лоб, а потом сказал:
– Рождение Иисуса Христа?
– Правильно, - сказал папа, очень довольный сыном. – Тот, Кто когда-то сотворил наш мир, стал Одним из нас, родился, прожил человеческую жизнь, умер на кресте, через три дня воскрес. Именно это отделяет ветхозаветное время от наших дней.
– А причем тут иконы? – спросил Богдан.
– То место в Библии, касающееся запрета на изображения, относится ко времени жизни Моисея, – сказал папа. – Для того, чтобы превратить народ израильский из простого народа в народ Божий, Бог дал древним евреям свод законов – заповеди. Бог вручил Моисею особые дощечки, на которых были высечены заповеди, на вершине горы, а народ наблюдал за всем этим снизу, видя дым, слыша гром…. Так вот, в законе не только было запрещено делать изображения, но и объяснялось почему! «Твердо помните, что когда Господь говорил к вам на горе Хорив, вы не видели никакого образа!» - говорится в книге Второзаконие. Вот в чем причина: и в тот раз никто из народа израильского не видел Бога ясно, а значит, что бы они ни изобразили, то все равно ошиблись бы! И поэтому Бог велел: не изображать ничего.
– И что, действительно ничего не изображали? – спросил Богдан.
– Изображали растения: листочки, яблоки, – ответил папа. – Кроме этого, изображали ангелов. Ангелы были и на крышке Ковчега Завета, где хранились главные ветхозаветные святыни, и в Иерусалимском Храме, построенном царем Соломоном. Почему для ангелов делали исключения? Потому что Бог иногда являлся людям под видом ангела, или даже Трех Ангелов, как Аврааму.
– Я знаю! – закричал Богдан. – Есть такая икона – «Троица». На ней три ангела!
– Да, - кивнул папа. – И автор этой иконы – святой Андрей Рублев.
– А потом Бог стал человеком, - сказал Богдан.
Он уже начал понимать, к чему ведет папа.
– Да, - сказал папа. – Родился Иисус Христос, в котором, по словам апостола Павла, «обитает вся полнота Божества телесно». То есть Бог стал человеком. Его Человеческое Тело видели тысячи людей и до его воскресения из мертвых, и после него. То, что видели многие, можно было изобразить без ошибки. И с этих пор мы изображаем Человеческое Тело Бога, ставшего Человеком. А также Деву Марию, апостолов, других святых, ведь их тоже видели! Ну и, конечно, Священные книги Нового Завета не содержат запрета на изображения! В Церкви иконопочитание устанавливается сразу. Например, при раскопках города Помпеи, который был засыпан вулканическим пеплом, находили настенные росписи на библейские сюжеты, то есть те же иконы. А ведь извержение вулкана Везувий, из-за которого погиб город, случилось еще при жизни апостола Иоанна Богослова, в 79 году!
– Хорошо, папа, я все понял! – сказал Богдан радостно. – Завтра я извинюсь перед Артемом и расскажу ему про иконы. Я думаю, он меня поймет!
– Надеюсь, - улыбнулся папа. И еще скажи ему, что православные христиане не молятся и не кланяются самим иконам, то есть досочкам и краске на них. Мы молимся Христу и святым, которые на этих иконах изображены. Это как если ты целуешь фотографию мамы, ты адресуешь свой поцелуй маме, а не кусочку глянцевой бумаги!


Журнал "Богдан" №12, 2011