Дмитрий Володихин
Всего несколько месяцев в году море вокруг Соловков чисто ото льда. В иное время оно наполняется плавучими льдинами. И только отчаянно смелые люди могут пройти зимний путь до берега, то пользуясь лодкой, то взбираясь на льды и двигаясь по белой глади на санях.
Рыбаки и охотники на морского зверя лишь ненадолго заходят в бухточки Соловецких островов. Языческие племена оставили тут древние свои сооружения — лабиринты… Но не пытались они основаться на Соловках для постоянного жительства. Уж больно скудна тут жизнь!
А для монаха — в самый раз! Монах ищет скудости. Не нужно ему ни дорогих яств, ни вина, ни дорогой одежды, ни богатых палат. Есть избенка, есть сухарик, есть рыбка вяленая, есть молитвенник под руками — так чего ж еще искать монаху? Холодно тут? Очень хорошо! Не для того, чтобы греть бока, прибыл сюда монах.
Больше пятидесяти лет прожил инок Герман на Соловках. Через год после того, как скончался Савватий, на смену ему пришел другой насельник — Зосима. Этот был молод, происходил из Новгородской земли, где жил близ Онежского озера. Герман встретил его, когда плавал на Большую землю. Зосима, услышав о чудесных островах, о покое, об озерах, наполненных рыбой, пожелал отправиться в те далекие места. Герман сделался его учителем.
Нравом Зосима отличался от Германа и Савватия. Те жаждали быть пустынниками и ни о чем другом не помышляли. Зосима же, увидев, как хорошо приспособлены Соловки для иноческого житья, разгорелся желанием привести сюда больше монахов. Он хотел устроить настоящую большую обитель вместо малой келейки.
Рис. Екатерины Гавриловой
Инок на Соловках всегда трудился много: то как плотник, то как рыболов, то как дровосек. Скоро он привыкал к обилию тяжелой работы и переставал тяготиться ею. Герман с Зосимою своими руками, в два топора, поставили несколько келий и обнесли их забором. Потом Герман отправился на материк и там задержался. Зосима же в его отсутствие сам срубил бревенчатую церковку, а потом пристроил к ней трапезную. Так и жил, ожидая учителя своего: один в пустом монастыре, ждавшем иноков.
Герман доставил на острова рыбака с сетями. Ловить рыбу стало легче. А потом рыбак решил остаться тут и сделаться монахом; имя его — Марк. После появления этого насельника обитель стала быстро пополняться новыми людьми. Поселились они в кельях, ранее пустовавших.
Одна беда: как только присылал архиепископ Новгородский настоятеля на Соловки, так прибывший ужасался тамошней скудости. Холодно на островах, голодно, хлеба иной раз месяцами не бывает на столе трапезном! Не всякий монах выдержит такое житье. Лишь настоящий, неподдельный монах будет ему рад. Он-то во всем готов себя ограничить ради Бога. Чем хуже приходится его телу, тем лучше — душе… Сбегали настоятели с Соловков. Не выдерживали.
Собралась братия и решила: «Надо избрать во игумены кого-то из своих. Мы-то ко всему привычные, нам-то тяготы — в радость». Кого же избрать? Герман умом прост, не книжен. Чтят его братья-монахи, но в настоятели он не годится. Потому настоятелем сделался Зосима.
Когда владыка Новгородский утвердил его на игуменстве, горожане собрались с дарами. По Новгороду пошел добрый слух о монастыре, живущем очень бедно и очень праведно. Тамошние иноки оставили всякое удобство, живут, как звери дикие в чащобе, на краю мира, посреди холодного моря. Как не помочь им? Добрые люди принесли Зосиме денег, одежды, пищи.
Долго правил Зосима обителью, и при нем процветала она.
Рыбаки и охотники на морского зверя лишь ненадолго заходят в бухточки Соловецких островов. Языческие племена оставили тут древние свои сооружения — лабиринты… Но не пытались они основаться на Соловках для постоянного жительства. Уж больно скудна тут жизнь!
А для монаха — в самый раз! Монах ищет скудости. Не нужно ему ни дорогих яств, ни вина, ни дорогой одежды, ни богатых палат. Есть избенка, есть сухарик, есть рыбка вяленая, есть молитвенник под руками — так чего ж еще искать монаху? Холодно тут? Очень хорошо! Не для того, чтобы греть бока, прибыл сюда монах.
Больше пятидесяти лет прожил инок Герман на Соловках. Через год после того, как скончался Савватий, на смену ему пришел другой насельник — Зосима. Этот был молод, происходил из Новгородской земли, где жил близ Онежского озера. Герман встретил его, когда плавал на Большую землю. Зосима, услышав о чудесных островах, о покое, об озерах, наполненных рыбой, пожелал отправиться в те далекие места. Герман сделался его учителем.
Нравом Зосима отличался от Германа и Савватия. Те жаждали быть пустынниками и ни о чем другом не помышляли. Зосима же, увидев, как хорошо приспособлены Соловки для иноческого житья, разгорелся желанием привести сюда больше монахов. Он хотел устроить настоящую большую обитель вместо малой келейки.
Рис. Екатерины Гавриловой
Инок на Соловках всегда трудился много: то как плотник, то как рыболов, то как дровосек. Скоро он привыкал к обилию тяжелой работы и переставал тяготиться ею. Герман с Зосимою своими руками, в два топора, поставили несколько келий и обнесли их забором. Потом Герман отправился на материк и там задержался. Зосима же в его отсутствие сам срубил бревенчатую церковку, а потом пристроил к ней трапезную. Так и жил, ожидая учителя своего: один в пустом монастыре, ждавшем иноков.
Герман доставил на острова рыбака с сетями. Ловить рыбу стало легче. А потом рыбак решил остаться тут и сделаться монахом; имя его — Марк. После появления этого насельника обитель стала быстро пополняться новыми людьми. Поселились они в кельях, ранее пустовавших.
Одна беда: как только присылал архиепископ Новгородский настоятеля на Соловки, так прибывший ужасался тамошней скудости. Холодно на островах, голодно, хлеба иной раз месяцами не бывает на столе трапезном! Не всякий монах выдержит такое житье. Лишь настоящий, неподдельный монах будет ему рад. Он-то во всем готов себя ограничить ради Бога. Чем хуже приходится его телу, тем лучше — душе… Сбегали настоятели с Соловков. Не выдерживали.
Собралась братия и решила: «Надо избрать во игумены кого-то из своих. Мы-то ко всему привычные, нам-то тяготы — в радость». Кого же избрать? Герман умом прост, не книжен. Чтят его братья-монахи, но в настоятели он не годится. Потому настоятелем сделался Зосима.
Когда владыка Новгородский утвердил его на игуменстве, горожане собрались с дарами. По Новгороду пошел добрый слух о монастыре, живущем очень бедно и очень праведно. Тамошние иноки оставили всякое удобство, живут, как звери дикие в чащобе, на краю мира, посреди холодного моря. Как не помочь им? Добрые люди принесли Зосиме денег, одежды, пищи.
Долго правил Зосима обителью, и при нем процветала она.