Елена Рог
(Эссе к картине Игоря Судака "Собор")
Это моя любимая картина. Я даже поставила ее на обложку одной из моих книг. Она не простая – это своего рода тест на восприятие. Одни люди видят на ней исключительно купола храма. Другие только лук в банке. Я даже наблюдала в магазине любопытную сцену, когда покупательница, показывая на книгу, попросила «вон ту с церковью», а продавщица недоуменно переспросила: «Вы имеете ввиду эту с луком»?
Просто все мы очень разные. Одних волнует уровень воды в мировом океане, а других – уровень холестерина в крови. Одни сжигают мосты, а другие – калории. Кто-то стреляет глазками, а кто-то – из автомата Калашникова. Вернувшись из путешествия, кто-то рассказывает, что он видел, а кто-то – что он ел. Одни в городском шуме расслышат шорох падающих листьев, другие – различат только звон упавшей монеты. Кто на что настроен.
Однажды глава богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать ему насколько неустроенными могут быть люди. Они провели день и ночь у самой бедной семьи, которой отец мальчика иногда помогал.
Когда они вернулись домой, отец спросил:
– Как тебе понравилось путешествие?
– Это было замечательно, папа!
– Что ты увидел и понял, сынок?
– Я увидел, что у нас есть бассейн посреди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них – целый горизонт. Спасибо, папа, что показал мне, насколько богатыми могут быть люди...
Каждый видит только то, что он хочет видеть.
В конце фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» есть совершенно щемящая сцена, когда заключенный после свидания с любимой женщиной опаздывает на утреннее построение. А опоздание приравнивается к побегу. Остается совсем чуть-чуть, лагерь уже виден, но они не успевают и, окончательно выбившись из сил, в отчаянии падают в снег. И вдруг он берет аккордеон и играет. Эти немолодые уже люди сидят в снегу, прижавшись друг к другу спинами. И звучит эта музыка словно крик о помощи. Начальник, услышав знакомую мелодию, засчитывает возвращение. Так вот на творческой встрече с режиссером одна почитательница его таланта сказала: «Спасибо вам большое, я умирала со смеху, особенно на этой сцене». Иронично-тактичный Рязанов ответил: «Замечательно, что вы смеялись, это же комедия. А если кто-то заплакал – не обращайте внимания – это просто глубокие люди…»
Конечно, на этой картине художник нарисовал лук в бутылке и банках. А если кто-то видит храм, то это просто… просветленные люди.