Всякое же зло есть душевный недуг... (свт. Василий Великий, 5, 143).
***
...Избегающие зла заслуживают похвалу не тогда, как они раз или два уклонятся от греха, но тогда, как возмогут навсегда избежать искушения во зле (свт. Василий Великий, 5, 160).
***
...Не тому, кто совершен, прилично воздержание от зла, но только еще начинающему надлежит уклоняешься от стремления к злу (свт. Василий Великий, 5, 262).
***
Многие одобряют худые дела: шутливого называют забавным; сквернослова — знающим обхождение; чрез меру взыскательного и гневливого именуют человеком, не заслуживающим презрения; скупого и необщительного хвалят за расчетливость; расточительного — за щедрость, блудника и распутного — за умение наслаждаться и за развязность; вообще всякий порок прикрашивают именем соприкосновенной добродетели. Такие люди устами благословляют, а сердцем клянут; потому что своими похвалами навлекают проклятие на жизнь хвалимых, подвергая их вечному осуждению за то самое, за что одобряют их (свт. Василий Великий, 5, 332).
***
...Совершенное злонравие — грешить и мыслию и делом... (свт. Василий Великий, 6, 128).
***
Кто имеет возможность уврачевать зло, но добровольно и по любостяжательности откладывает сие, того, по справедливости, можно осудить наравне с убийцами (свт. Василий Великий, 8, 119).
***
...Не Бог причиной зол во аде, а мы сами; потому что началом и корнем греха от нас зависящее — наша свобода (свт. Василий Великий, 8, 125).
***
Зло есть лишение добра (свт. Василий Великий, 8, 132).
***
...Зло не само по себе существует, но является за повреждениями души (свт. Василий Великий, 8, 132).
***
...Если кто делает зло под личиною добра, то он достоин сугубого наказания... (свт. Василий Великий, 10, 124).
***
Будь медлен на злое дело, а скор ко спасению... Ибо равно худы и готовность на худшее, и медленность к лучшему (свт. Григорий Богослов, 14, 296).
***
Кто сделал недоброе дело, тому сомнительный помощник — красноречие (свт. Григорий Богослов, 15, 361).
***
Из зол явное зло менее опасно; вреднее же то, которого не признают злом (свт. Григорий Богослов, 16, 159).
***
...Если в одном и том же, что одному служит во зло, а другому нет, разность произволения то и другое показывает в противоположности, то ясно, что никакое зло не может состояться без нашего произвола (свт. Григорий Нисский, 18, 287).
***
...Наклонность к худому происходит не отвне, по какой-либо понуждающей необходимости, но вместе с соизволением на зло составляется самое зло, тогда приходя в бытие, когда избираем его; само же по себе, в собственной своей самостоятельности, вне произвола, зло нигде не находится состоящим. Из сего ясно открывается самоправная и свободная сила, какую Господь естества устроил в естестве человеческом для того, чтобы от нашего произволения зависело все, и доброе и худое (свт. Григорий Нисский, 19, 426-427).
***
...Отступившие от сношения с добрым, и отступлением от лучшего осуществившие зло... прилагают все старание, и всячески примышляют, как и других присоединить к общению во зле (свт. Григорий Нисский, 20, 49).
***
...Вне свободного произволения нет никакого самобытного зла; но зло потому и называется злом, что оно не добро... (свт. Григорий Нисский, 21, 27).
***
...Как здоровье и болезнь, так и благость и злоба имеют состоятельность при взаимном отрицании, так что отсутствие одного делается осуществлением другого (свт. Григорий Нисский, 23, 206).
***
Зло мы понимаем не как нечто самостоятельное в нашей природе, но смотрим на него как на отсутствие только добра (свт. Григорий Нисский, 25, 467).
***
Хотя бы кто совершил тысячу добрых дел, но сделал что-нибудь худое, будет возмездие ему за это худое (свт. Иоанн Златоуст, 44, 365).
***
Таково зло — не оставаться в пределах, которые от начала назначил нам Бог! (свт. Иоанн Златоуст, 44, 487).
***
...Терпеть зло не есть зло, а причинять зло есть зло (свт. Иоанн Златоуст, 45, 415).
***
...<Надо> плакать больше всего о тех, кто творит зло, а не о тех, кто терпит зло (свт. Иоанн Златоуст, 45, 426).
***
...В настоящей жизни нет зла, кроме... только порочности, и лукавства, и душевной испорченности... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 800).
***
...Чем больше зла сделает нам враг, тем больше окажет благодеяний (свт. Иоанн Златоуст, 46, 179).
***
...Занятие работою <отклоняет> душу работающего от всякого зла (свт. Иоанн Златоуст, 46, 188).
***
...В том и заключается причина всех зол, что грехи других мы исследуем с великою точностью, а свои пропускаем с великою небрежностью (свт. Иоанн Златоуст, 46, 376).
***
Столь сильна добродетель, и столь бессильна злоба; первая — и среди страданий побеждает, а последняя и в том, что делает, показывает только собственное бессилие (свт. Иоанн Златоуст, 47, 555).
***
Кто умышляет сделать зло ближнему, тот ему нисколько не вредит, а если и вредит сколько-нибудь, то в настоящей только жизни, а себе готовит казни нескончаемые, муки невыносимые (свт. Иоанн Златоуст, 47, 660).
***
...Будем заботиться не о том, чтобы нам не потерпеть от врагов ничего худого, но о том только, чтобы самим не сделать никакого зла. Тогда мы действительно не потерпим никакого зла, хотя бы подверглись бесчисленным опасностям... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 859).
***
...Когда ты строишь козни, то не думай, что строишь их другому; ты сплетаешь сети самому себе (свт. Иоанн Златоуст, 48, 124).
***
...Кто делает зло, тот должен осуждать самого себя, потому что это путь к удалению от зла... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 266).
***
...Все злые люди хуже и безумнее диких зверей (свт. Иоанн Златоуст, 48, 469).
***
...Как можно дальше держать себя от сношения со злыми — это не только способствует благоденствию, безопасности, свободе и всякому удовольствию, но и есть величайшее счастье (свт. Иоанн Златоуст, 48, 470).
***
...Если хочешь быть в безопасности, перестань делать зло, и будешь наслаждаться великим спокойствием (свт. Иоанн Златоуст, 48, 475).
***
...Где любовь к Богу, оттуда убегает всякое зло... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 477).
***
...Не сильный и не закоренелый во зле, сохраняя остатки добра, как более слабый в своей злобе, будет скрывать свои грехи и, чувствуя уколы совести, может покаяться и найти себе лекарство от своей злобы в исповедании (грехов) и искреннем покаянии... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 668).
***
Сила благодеяния является пищей для злобы благодетельствуемого человека <злого> (свт. Иоанн Златоуст, 48, 830).
***
Бесы прогоняются знамением креста, а злой человек противоборствует самому Господу; <апостол> Павел одним словом изгонял бесов, а злобы Александра ковача победить не мог... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 830).
***
Крайнее зло, когда не только грешат, и не только грешат дерзко, но изгоняют и тех, которые могли бы исправить это (свт. Иоанн Златоуст, 49, 47).
***
...Большего наказания достойны не творящие зло, а побуждающие их ко греху (свт. Иоанн Златоуст, 49, 118).
***
...Зло происходит не от природы, но от свободы, которая неправо мыслит (свт. Иоанн Златоуст, 49, 216).
***
...Скопляющий внутри себя злобу, которая горче всякой желчи, потерпит жесточайший вред и причинит себе лютую болезнь (свт. Иоанн Златоуст, 50, 446).
***
Зло не иное что есть, как неповиновение Богу (свт. Иоанн Златоуст, 50, 608).
***
...Не спрашивай, откуда происходит зло, и не предавайся сомнению, но, узнав, что оно происходит от одной беспечности, удаляйся его (свт. Иоанн Златоуст, 50, 609).
***
...Зло <происходит>... от беспечности, от праздности, от обращения со злыми и от презрения к добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 50, 609).
***
Всякий делающий зло заслуживает наказания; кто же, принявши на себя образ благочестия, употребляет его для прикрытия своих злых дел, тот подлежит гораздо жесточайшему наказанию (свт. Иоанн Златоуст, 50, 735).
***
...Надобно отражать зло в начале; даже и в том случае, если бы первые преступления и не влекли за собою дальнейших, и тогда нельзя пренебрегать ими; между тем они доходят и до большего, когда душа вознерадит (свт. Иоанн Златоуст, 50, 856).
***
Всякое зло происходит от произволения и свободных намерений (свт. Иоанн Златоуст, 51, 21).
***
Ничто так не делает людей глупыми, как злоба (свт. Иоанн Златоуст, 51, 275).
***
Злоба бесстыдна и дерзка. Когда бы надобно было устыдиться, тогда она еще ожесточается (свт. Иоанн Златоуст, 51, 352).
***
Ничем так не услаждается Бог, как тем, когда мы не воздаем злом за зло. Но что я говорю: когда не воздаем злом за зло? Ведь нам заповедано воздавать противным _ благодеяниями и молитвами (свт. Иоанн Златоуст, 51, 476).
***
Таково уж свойство злобы: она ни на что не смотрит, но всюду производит смятение (свт. Иоанн Златоуст, 52, 102).
***
Мы вредим себе и тогда, когда делаем зло другому, и большая часть грехов наших происходит именно оттого, что мы не желаем добра самим себе (свт. Иоанн Златоуст, 52, 443).
***
...От нас всегда зависит, чтобы не терпеть зла, а не от делающих нам зло. Или, правильнее сказать, мы сами имеем власть не только не терпеть зла, но даже испытывать добро <при этом> (свт. Иоанн Златоуст, 52, 634).
***
Если человек не хочет зла, то душа свободна, а если он не делает зла, то и тело свободно: все зависит только от одной злой воли (свт. Иоанн Златоуст, 52, 639).
***
От частого совершения зло становится трудно преодолимым, подобно тому, как рисунок, будучи легко начертан на доске, стирается без труда, а изображенный глубокими чертами изглаживается с трудом (свт. Иоанн Златоуст, 52, 880).
***
...Гордость, а затем беспечность и сластолюбие — источники... зол (свт. Иоанн Златоуст, 53, 229).
***
...Всегда должно иметь пред глазами Суд Божий — и все зло угаснет (свт. Иоанн Златоуст, 53, 519).
***
...Не столько причиняет вреда тот, кто съедает плоть человека, сколько тот, кто угрызает душу его, так как, насколько душа драгоценнее тела, настолько тягостнее и причиняемое ей зло (свт. Иоанн Златоуст, 53, 803).
***
...Ничего нет бессильнее злобы: она делает (человека) бессмысленным и безумным (свт. Иоанн Златоуст, 54, 131).
***
Как мертвые безобразны и зловонны, так и души погрязших во зле исполнены великой нечистоты (свт. Иоанн Златоуст, 54, 551).
***
...Человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей (свт. Иоанн Златоуст, 54, 814).
***
Зло так очевидно, что все осуждают его, даже и те, которые его совершают; а добродетель такова, что ей удивляются и те, которые не следуют ей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 197).
***
...Не будьте детьми по уму, но умальте себя во зле (свт. Иоанн Златоуст, 55, 771).
***
Злоба обыкновенно сама себе наносит раны... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1017).
***
Не <только> в лицо, но и в сердце получают удары злые <от своей злобы>; то может быть вылечено, а это не может, так как находится во внутренности (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1129).
***
Зло так велико, что поражает не только людей, но и неодушевленные предметы; грех превосходит всякое слово, всю силу мысли (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1150).
***
...Избегающие зла заслуживают похвалу не тогда, как они раз или два уклонятся от греха, но тогда, как возмогут навсегда избежать искушения во зле (свт. Василий Великий, 5, 160).
***
...Не тому, кто совершен, прилично воздержание от зла, но только еще начинающему надлежит уклоняешься от стремления к злу (свт. Василий Великий, 5, 262).
***
Многие одобряют худые дела: шутливого называют забавным; сквернослова — знающим обхождение; чрез меру взыскательного и гневливого именуют человеком, не заслуживающим презрения; скупого и необщительного хвалят за расчетливость; расточительного — за щедрость, блудника и распутного — за умение наслаждаться и за развязность; вообще всякий порок прикрашивают именем соприкосновенной добродетели. Такие люди устами благословляют, а сердцем клянут; потому что своими похвалами навлекают проклятие на жизнь хвалимых, подвергая их вечному осуждению за то самое, за что одобряют их (свт. Василий Великий, 5, 332).
***
...Совершенное злонравие — грешить и мыслию и делом... (свт. Василий Великий, 6, 128).
***
Кто имеет возможность уврачевать зло, но добровольно и по любостяжательности откладывает сие, того, по справедливости, можно осудить наравне с убийцами (свт. Василий Великий, 8, 119).
***
...Не Бог причиной зол во аде, а мы сами; потому что началом и корнем греха от нас зависящее — наша свобода (свт. Василий Великий, 8, 125).
***
Зло есть лишение добра (свт. Василий Великий, 8, 132).
***
...Зло не само по себе существует, но является за повреждениями души (свт. Василий Великий, 8, 132).
***
...Если кто делает зло под личиною добра, то он достоин сугубого наказания... (свт. Василий Великий, 10, 124).
***
Будь медлен на злое дело, а скор ко спасению... Ибо равно худы и готовность на худшее, и медленность к лучшему (свт. Григорий Богослов, 14, 296).
***
Кто сделал недоброе дело, тому сомнительный помощник — красноречие (свт. Григорий Богослов, 15, 361).
***
Из зол явное зло менее опасно; вреднее же то, которого не признают злом (свт. Григорий Богослов, 16, 159).
***
...Если в одном и том же, что одному служит во зло, а другому нет, разность произволения то и другое показывает в противоположности, то ясно, что никакое зло не может состояться без нашего произвола (свт. Григорий Нисский, 18, 287).
***
...Наклонность к худому происходит не отвне, по какой-либо понуждающей необходимости, но вместе с соизволением на зло составляется самое зло, тогда приходя в бытие, когда избираем его; само же по себе, в собственной своей самостоятельности, вне произвола, зло нигде не находится состоящим. Из сего ясно открывается самоправная и свободная сила, какую Господь естества устроил в естестве человеческом для того, чтобы от нашего произволения зависело все, и доброе и худое (свт. Григорий Нисский, 19, 426-427).
***
...Отступившие от сношения с добрым, и отступлением от лучшего осуществившие зло... прилагают все старание, и всячески примышляют, как и других присоединить к общению во зле (свт. Григорий Нисский, 20, 49).
***
...Вне свободного произволения нет никакого самобытного зла; но зло потому и называется злом, что оно не добро... (свт. Григорий Нисский, 21, 27).
***
...Как здоровье и болезнь, так и благость и злоба имеют состоятельность при взаимном отрицании, так что отсутствие одного делается осуществлением другого (свт. Григорий Нисский, 23, 206).
***
Зло мы понимаем не как нечто самостоятельное в нашей природе, но смотрим на него как на отсутствие только добра (свт. Григорий Нисский, 25, 467).
***
Хотя бы кто совершил тысячу добрых дел, но сделал что-нибудь худое, будет возмездие ему за это худое (свт. Иоанн Златоуст, 44, 365).
***
Таково зло — не оставаться в пределах, которые от начала назначил нам Бог! (свт. Иоанн Златоуст, 44, 487).
***
...Терпеть зло не есть зло, а причинять зло есть зло (свт. Иоанн Златоуст, 45, 415).
***
...<Надо> плакать больше всего о тех, кто творит зло, а не о тех, кто терпит зло (свт. Иоанн Златоуст, 45, 426).
***
...В настоящей жизни нет зла, кроме... только порочности, и лукавства, и душевной испорченности... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 800).
***
...Чем больше зла сделает нам враг, тем больше окажет благодеяний (свт. Иоанн Златоуст, 46, 179).
***
...Занятие работою <отклоняет> душу работающего от всякого зла (свт. Иоанн Златоуст, 46, 188).
***
...В том и заключается причина всех зол, что грехи других мы исследуем с великою точностью, а свои пропускаем с великою небрежностью (свт. Иоанн Златоуст, 46, 376).
***
Столь сильна добродетель, и столь бессильна злоба; первая — и среди страданий побеждает, а последняя и в том, что делает, показывает только собственное бессилие (свт. Иоанн Златоуст, 47, 555).
***
Кто умышляет сделать зло ближнему, тот ему нисколько не вредит, а если и вредит сколько-нибудь, то в настоящей только жизни, а себе готовит казни нескончаемые, муки невыносимые (свт. Иоанн Златоуст, 47, 660).
***
...Будем заботиться не о том, чтобы нам не потерпеть от врагов ничего худого, но о том только, чтобы самим не сделать никакого зла. Тогда мы действительно не потерпим никакого зла, хотя бы подверглись бесчисленным опасностям... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 859).
***
...Когда ты строишь козни, то не думай, что строишь их другому; ты сплетаешь сети самому себе (свт. Иоанн Златоуст, 48, 124).
***
...Кто делает зло, тот должен осуждать самого себя, потому что это путь к удалению от зла... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 266).
***
...Все злые люди хуже и безумнее диких зверей (свт. Иоанн Златоуст, 48, 469).
***
...Как можно дальше держать себя от сношения со злыми — это не только способствует благоденствию, безопасности, свободе и всякому удовольствию, но и есть величайшее счастье (свт. Иоанн Златоуст, 48, 470).
***
...Если хочешь быть в безопасности, перестань делать зло, и будешь наслаждаться великим спокойствием (свт. Иоанн Златоуст, 48, 475).
***
...Где любовь к Богу, оттуда убегает всякое зло... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 477).
***
...Не сильный и не закоренелый во зле, сохраняя остатки добра, как более слабый в своей злобе, будет скрывать свои грехи и, чувствуя уколы совести, может покаяться и найти себе лекарство от своей злобы в исповедании (грехов) и искреннем покаянии... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 668).
***
Сила благодеяния является пищей для злобы благодетельствуемого человека <злого> (свт. Иоанн Златоуст, 48, 830).
***
Бесы прогоняются знамением креста, а злой человек противоборствует самому Господу; <апостол> Павел одним словом изгонял бесов, а злобы Александра ковача победить не мог... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 830).
***
Крайнее зло, когда не только грешат, и не только грешат дерзко, но изгоняют и тех, которые могли бы исправить это (свт. Иоанн Златоуст, 49, 47).
***
...Большего наказания достойны не творящие зло, а побуждающие их ко греху (свт. Иоанн Златоуст, 49, 118).
***
...Зло происходит не от природы, но от свободы, которая неправо мыслит (свт. Иоанн Златоуст, 49, 216).
***
...Скопляющий внутри себя злобу, которая горче всякой желчи, потерпит жесточайший вред и причинит себе лютую болезнь (свт. Иоанн Златоуст, 50, 446).
***
Зло не иное что есть, как неповиновение Богу (свт. Иоанн Златоуст, 50, 608).
***
...Не спрашивай, откуда происходит зло, и не предавайся сомнению, но, узнав, что оно происходит от одной беспечности, удаляйся его (свт. Иоанн Златоуст, 50, 609).
***
...Зло <происходит>... от беспечности, от праздности, от обращения со злыми и от презрения к добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 50, 609).
***
Всякий делающий зло заслуживает наказания; кто же, принявши на себя образ благочестия, употребляет его для прикрытия своих злых дел, тот подлежит гораздо жесточайшему наказанию (свт. Иоанн Златоуст, 50, 735).
***
...Надобно отражать зло в начале; даже и в том случае, если бы первые преступления и не влекли за собою дальнейших, и тогда нельзя пренебрегать ими; между тем они доходят и до большего, когда душа вознерадит (свт. Иоанн Златоуст, 50, 856).
***
Всякое зло происходит от произволения и свободных намерений (свт. Иоанн Златоуст, 51, 21).
***
Ничто так не делает людей глупыми, как злоба (свт. Иоанн Златоуст, 51, 275).
***
Злоба бесстыдна и дерзка. Когда бы надобно было устыдиться, тогда она еще ожесточается (свт. Иоанн Златоуст, 51, 352).
***
Ничем так не услаждается Бог, как тем, когда мы не воздаем злом за зло. Но что я говорю: когда не воздаем злом за зло? Ведь нам заповедано воздавать противным _ благодеяниями и молитвами (свт. Иоанн Златоуст, 51, 476).
***
Таково уж свойство злобы: она ни на что не смотрит, но всюду производит смятение (свт. Иоанн Златоуст, 52, 102).
***
Мы вредим себе и тогда, когда делаем зло другому, и большая часть грехов наших происходит именно оттого, что мы не желаем добра самим себе (свт. Иоанн Златоуст, 52, 443).
***
...От нас всегда зависит, чтобы не терпеть зла, а не от делающих нам зло. Или, правильнее сказать, мы сами имеем власть не только не терпеть зла, но даже испытывать добро <при этом> (свт. Иоанн Златоуст, 52, 634).
***
Если человек не хочет зла, то душа свободна, а если он не делает зла, то и тело свободно: все зависит только от одной злой воли (свт. Иоанн Златоуст, 52, 639).
***
От частого совершения зло становится трудно преодолимым, подобно тому, как рисунок, будучи легко начертан на доске, стирается без труда, а изображенный глубокими чертами изглаживается с трудом (свт. Иоанн Златоуст, 52, 880).
***
...Гордость, а затем беспечность и сластолюбие — источники... зол (свт. Иоанн Златоуст, 53, 229).
***
...Всегда должно иметь пред глазами Суд Божий — и все зло угаснет (свт. Иоанн Златоуст, 53, 519).
***
...Не столько причиняет вреда тот, кто съедает плоть человека, сколько тот, кто угрызает душу его, так как, насколько душа драгоценнее тела, настолько тягостнее и причиняемое ей зло (свт. Иоанн Златоуст, 53, 803).
***
...Ничего нет бессильнее злобы: она делает (человека) бессмысленным и безумным (свт. Иоанн Златоуст, 54, 131).
***
Как мертвые безобразны и зловонны, так и души погрязших во зле исполнены великой нечистоты (свт. Иоанн Златоуст, 54, 551).
***
...Человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей (свт. Иоанн Златоуст, 54, 814).
***
Зло так очевидно, что все осуждают его, даже и те, которые его совершают; а добродетель такова, что ей удивляются и те, которые не следуют ей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 197).
***
...Не будьте детьми по уму, но умальте себя во зле (свт. Иоанн Златоуст, 55, 771).
***
Злоба обыкновенно сама себе наносит раны... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1017).
***
Не <только> в лицо, но и в сердце получают удары злые <от своей злобы>; то может быть вылечено, а это не может, так как находится во внутренности (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1129).
***
Зло так велико, что поражает не только людей, но и неодушевленные предметы; грех превосходит всякое слово, всю силу мысли (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1150).