...Знание лучше богатства; малый, но мудрый отрок лучше старого, но глупого царя (прп. Ефрем Сирин, 33, 355).

***

Ты называешь себя сведущим? Пусть знают это по делам твоим (прп. Ефрем Сирин, 30, 143).

***

Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно (прп. Ефрем Сирин, 30, 143).

***

Соразмерно с силою <Бог> установил чин для разумения, чтобы для тварей не стать виною их превозношения, как подстрекающие детей на худое в большей мере бывают сами виновны ( Ефрем Сирин, 30, 247).

***

...Изумление пред великими предметами не уменьшается, когда открыт способ, каким произошло что-нибудь необычайное. А если и не открыт, то простота веры да будет крепче доказательств от ума (свт. Василий Великий, 5, 19).

***

Чти Бога, и познаешь бестелесных, служи Ему, и Он покажет тебе разум веков (авва Евагрий, 89, 613).

***

Пока мы живем в смертном теле, мы воспринимаем знание, соответственное смертной природе. Поэтому Бог ничего не говорил нам соответственно Своему совершенству, но соразмерял то, что говорил, с нашей слабостью (свт. Иоанн Златоуст, 51, 914).

***

Какая... польза знать, что должно делать, не делая этого? Никакой, напротив, за это будет даже большее осуждение (свт. Иоанн Златоуст, 52, 644).

***

Возможно еще приобрести непорочность без дара знания; но знания духовного невозможно приобрести без чистоты целомудрия (прп. Иоанн Кассиан, 56, 82).

***

...Если хотите в вашем сердце приготовить священную скинию духовному знанию, то очистите себя от нечистоты всех страстей и отрешитесь от забот настоящего века. Ибо той душе, которая хоть немного занята мирскими раз­влечениями, невозможно заслужить дар познания, или порождать духовные чувства, или быть постоянною в священном чтении (прп. авва Нестерой, 56, 427).

***

Невозможно заслужить дар истинного знания тому, кто с намерением приобрести людскую похвалу занимается чтением. Ибо кто побежден этою страстью, тот необходимо будет связан и другими страстями, особенно гордо­стью, и таким образом пораженный в деятельном, нравственном отношении не достигнет духовного знания, которое рождается от деятельного. Итак, будь во всем скор на слышание, и медлен на слова (Иак. 1, 19), чтобы не пало на тебя замечание Соломона: видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него (Притч. 29, 20) (прп. авва Нестерой, 56, 428).

***

По обольщению диавола или по заблуждению человеческому, по которому никто в этой плоти не может не обманываться как человек, часто случается, что и тот, кто имеет более острый разум и больше познаний, иногда нечто ложное принимает умом; и тот, кто имеет тупое дарование и меньше знания, кое-что понимает правильнее, истиннее. Посему никто, каким бы знанием ни обладал, по суетной надменности не должен думать, что он может не нуждаться в наставлении другого. Ибо хотя бы диавольское обольщение и не обмануло его суждения, однакож он не избежит тяжких сетей возношения и гордости (прп. авва Нестерой, 56, 455).

***

...Что познается не наукою, а опытом, того неопытный не может ни передать, ни умом понять или удержать, кроме того, кто самым делом с подобным усердием приобрел познание (прп. авва Феона, 56, 561).

***

...Я ясно знаю то, что ничего не знаю. Если же и будет что сказано чего-либо стоящее, то вину сего приписать должно Богу, для пользы слушателей умудряющему нередко невежд (прп. Исидор Пелусиот, 61, 268).

***

И для тех, которые полагают, что все ограничивается настоящею жизнью, как думаю, приличнее кончина жизни, нежели жизнь невежественная. А если справедливо это в рассуждении их, то тем паче в рассуждении нас, которые имеем цель в вечности и обязаны ежедневно изощрять разумение Божественными словами (прп. Исидор Пелусиот, 61, 478).

***

Как грамматики и софисты, взяв детей к себе, говорящих нечисто, отпускают от себя говорящими чисто, не языки у них переделывая (что невозможно), но влагая в них искусство, и душ не переменяя, а изгоняя из них леность, так и Божественная мудрость, изгоняя порок и незнание, влагает разумение и знание (прп. Исидор Пелусиот, 62, 73).

***

...Самое Божественное познание — доблестные дела... (прп. Исидор Пелусиот, 62, 90).

***

Изучивший многие знания и искусства, хотя бы он был даровитее всех людей, не приобретает, без сомнения, глубоких сведений в каждом, потому что время, какое должно употребить на упражнение в первом искусстве и на изуче­ние оного, тратится на изучение другого искусства. Напротив того, хотя преимуществует знанием многих искусств, но не преимуществует пред каждым из обучившихся до совершенства одному искусству. Посему и ты не желай знать все. Ибо следствием сего будет то, что не приобретешь точного сведения о каждом предмете. Но имея в виду одну цель, туда напрягай око разумения. В таком случае овладеешь делом (прп. Исидор Пелусиот, 62, 416).

***

Знание по естеству есть добро, подобно тому и здравие. Но многим более пользы принесло противное. Ибо для злых знание бывает не на добро, хотя оно по естеству, как сказано, добро. Подобно не на добро бывает для них и здравие, и богатство, и радость, ибо не на полезное себе они употребляют их; для таковых полезнее противное сему, а следовательно, и это (т.е. противное) не зло в собственном смысле, хотя и кажется злом (прп. Максим Исповедник, 91, 191).

***

Знание, не обуздываемое Божественным страхом, производит надмение, внушая надмившемуся из-за него почитать собственным то, что даровано. Деятельность же, вместе с Божественною любовью множащаяся, не получая знания выше того, что следует делать, делает делателя смиренномудрым (прп. Максим Исповедник, 91, 277).

***

Соответственно внутреннему настроению души инаковым и инаковым представляется ей и естество вещей (прп. Никита Стифат, 93, 104).

***

Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время, и даст таким способом, которого даже не может представить себе плотской человек (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 274).

***

Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 5).

***

Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку, о человеке, о духах святых и отверженных, о мире, не видимом телесными очами (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 144).

***

Вопросил однажды авва Арсений одного из египетских старцев о своих помыслах. Это услышал некий брат. «Авва Арсений! — спросил он. — Почему ты, будучи столько сведущ в учености Греции и Рима, вопрошаешь о своих помыслах этого чуждого всякой учености?» Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал алфавита, который преподается этим ничего не знающим в учености мира» (106, 48).