Если борет тебя зависть, то вспоминай, что все мы члены Христовы и что как честь, так и бесчестие ближнего нам с ним общи, и успокоишься (прп. авва Исайя, 59, 97).

***

Горе завистникам, ибо они соделывают себя чуждыми благости Божией (прп. авва Исайя, 59, 195).

***

...Желающему прославиться между людьми невозможно быть без зависти; а кто имеет зависть, тот не может стяжать смиренномудрия (прп. авва Исайя, 59, 216).

***

Зависть есть скорбь о благополучии ближнего (свт. Василий Великий, 8, 155).

***

Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих (свт. Василий Великий, 8, 155).

***

Как ржавчина изъедает железо, так зависть — душу, в которой живет она (свт. Василий Великий, 8, 155).

***

...Как... <ехидны> рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается (свт. Василий Великий, 8, 155).



***

<3ависть> менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее (свт. Василий Великий, 8, 155).



***

...Из зависти, как из источника, проистекают для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога, смешение уставов, низвращение всех в совокупности житейских благ... (свт. Василий Великий, 8, 165).

***

<3авистливый>, если видит <человека> когда подвергшимся падению, чернит пред всеми (прп. Ефрем Сирин, 30, 25).

Завидующий успехам брата своего отлучает себя от Вечной Жизни, а содействующий брату будет сообщником его и в Вечной Жизни (прп. Ефрем Сирин, 30, 174).

***

Бесовское это расположение — оскорбляться доблестями преспевающих. В бесах внедрилась ненависть; им всего желательнее, чтоб все погибли совершенно (прп. Ефрем Сирин, 30, 513).

***

Соглашайся лучше умереть, нежели поддаться зависти (прп. Ефрем Сирин, 31, 629).

***

Бдение завистливого вполне вредоносно; неусыпность его — самое позорное и бесславное приобретение (прп. Ефрем Сирин, 34, 149).

***

Безмолвная зависть может стать стрелою... (прп. Ефрем Сирин, 34, 352).

***

Зависть есть сокрушение о благоуспешности ближних... (свт. Григорий Богослов, 16, 338).

***

Когда раздражительность тем, что сосет внутренности, или памятозлобием расслабляя силу и рассудок души, и худой образ жизни породят этого зверя — зависть, или другого какого столько же злого, тогда чувствующий, что душа его внутри себя питает зверя, благовременно воспользуется врачевством, истребляющим страсти. А чтобы по умерщвлении оных в сделавшем сие совершилось исцеление, к сему служит Евангельское учение (свт. Григорий Нисский, 19, 304).

***

...Такова зависть: она идет против собственного блага, и завистливый лучше решится терпеть тысячу бедствий, нежели видеть ближнего прославляемым... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 835).

***

Те, которые завидуют, причиняют себе величайший вред и навлекают на себя великую гибель (свт. Иоанн Златоуст, 45, 519).

***

...Такова зависть: она ничего не делает с рассуждением (свт. Иоанн Златоуст, 47, 557).

***

...Такова эта пагубная страсть: она не остановится, пока увлеченного ею человека не низвергнет в бездну, пока не доведет его до греха — убийства, потому что корень убийства — зависть (свт. Иоанн Златоуст, 47, 578).

***

...Будучи... пленен ею <завистыо>, человек все делает против своего спасения (свт. Иоанн Златоуст, 47, 654).

***

...Как моль протачивает шерсть, так и зависть гложет завистника и делает более славным того, кто ей подвергается (свт. Иоанн Златоуст, 48, 640).

***

Поддавшиеся внушению зависти свободу переменили на рабство, а завидуемый сделался царем (свт. Иоанн Златоуст, 48, 640).

***

О, зависть, сестра лицемерия, виновница коварства, сеятельница убийства, змеиное семя, губительный цвет. Что сквернее зависти? Ничто. И самую смерть что породило? Ничто другое, кроме зависти... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 676).

***

Зависть превращает человека в диавола, и делает его лютым демоном (свт. Иоанн Златоуст, 50, 432).

***

Она <зависть> всегда строит козни добрым ближним и страждущего ею терзает и окружает бесчисленными бедствиями (свт. Иоанн Златоуст, 50, 640—641).

***

...Завистник и на человека, самого благорасположенного к нему, смотрит как на врага... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 49).

***

...<3авистливые> хуже диких зверей и подобны бесам, а может быть, и их хуже. Бесы имеют непримиримую вражду только против нас, а не делают козней против подобных себе по естеству... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 239).

***

Нет ничего упорнее этой страсти <зависти>, и не легко она уступает врачеванию, если мы не будем внимательны (свт. Иоанн Златоуст, 51, 240).

***

Завистливый только то имеет в виду, как бы удовлетворить своему желанию; и хотя бы пришлось ему подвергнуться наказанию, или смерти, — он остается преданным одной своей страсти (свт. Иоанн Златоуст, 51, 363).

***

Зависть есть зверь ядовитый, зверь нечистый, зло произволения, не заслуживающее прощения, порок, которому нет оправдания, причина и матерь всех зол (свт. Иоанн Златоуст, 51, 364).

***

...Хотя бы кто и творил чудеса, хотя бы соблюдал девство и пост и спал на земле, хотя бы сравнялся с Ангелами в добродетели, но если имеет этот недостаток <зависть> — будет нечестивее всех и беззаконнее даже прелюбодея и блудника, разбойника и гробокопателя. И чтобы кто-нибудь не обвинил меня в преувеличении речи, я охотно спрошу вас о следующем: если бы кто-нибудь, взявши огонь и заступ, стал разорять и сожигать этот дом (Божий) и разрушать вот этот жертвенник, то каждый из присутствующих разве не стал бы бросать в него камнями, как в человека нечестивого и беззаконного? Так что же? А если кто приносит пламя более губительное, чем этот огонь, — я говорю о зависти, которая разоряет не каменные здания и разрушает не золотой престол, но ниспровергает и губит то, что гораздо ценнее и стен и престола, здание учителей, — то может ли он заслуживать какого-либо снисхождения? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 558—559).

***

...(Зависть) ниспровергла Церкви, породила ереси, вооружила братскую руку, побудила обагрить десницу в крови праведника, попрала законы природы, отверзла двери смерти... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 560).

***

...Эта рана настолько неизлечима, что, если бы были приложены и бесчисленные лекарства, она все-таки будет обильно источать свой гной (свт. Иоанн Златоуст, 52, 560).

***

О, зависть, корабль осмоленный, адский, гибельный! Твой владелец — диавол, кормчий — змей, Каин — главный гребец. Диавол дал тебе в залог бедствия; змей, будучи кормчим, привел Адама к смертному кораблекру­шению; Каин — старший гребец, потому что через тебя, зависть, он первый совершил убийство. У тебя от начала мачтою (служит) райское древо преслушания, снастями — верви грехов, матросами — завистники, корабельщиками — демоны, веслами — хитрости, рулем — лицемерие. О, корабль, носитель бесчисленных зол! Если спросишь о лицемерии, там оно находится... Там живет зависть, вражда, ссора, обман, сварливость, ругательство, злословие, хула, и что только мы ни скажем и что ни опустим — все это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был погубить этот корабль зависти, но Иисус потопил его силою Духа, источником крещения. В этом корабле были и железные якоря, но расплавились они в гвозди Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из нее Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этот корабль вошедшие иудеи, наткнувшись на скалу, потерпели крушение в вере, потому доныне иудеи плавают в глубине неведения. Впрочем, которые из них в силах ухватиться за Христоносное судно — спасаются; остальные погибают горькою смертью неверия (свт. Иоанн Златоуст, 53, 855).

***

Какая болезнь так уничтожает красоту лица, как зависть иссушает любовь, благоухающий цвет души? (свт. Иоанн Златоуст, 53, 855).

***

Зависть-то и была причиной бесчисленных беспорядков во всем творении, и горнем, и дольнем, и не только на земле, но и в самой Церкви (свт. Иоанн Златоуст, 54, 92).

***

Зависть рождается ни от чего другого, как от привязанности к настоящему, или, лучше, (отсюда) и всякое зло. Если бы ты считал за ничто богатство и славу мира, то не завидовал бы тем, которые этим обладают (свт. Иоанн Златоуст, 54, 237).

***

Завистник идет против Бога, а не против того (кому он завидует) (свт. Иоанн Златоуст, 54, 454).

***

Ничто так обычно не разделяет и не разъединяет нас друг от друга, как зависть и недоброжелательство, — этот жестокий недуг, лишенный всякого извинения, и гораздо более тяжкий, нежели самый корень зол — сребролюбие. В самом деле, сребролюбец хоть радуется тогда, когда сам получает; завистливый же тогда радуется, когда другой не получает, считая собственным успехом неудачу других. Что" может быть безумнее этого? Пренебрегая собственные бедствия, он изводится чужими благами, делая чрез это недоступным для себя небо, а раньше еще неба и настоящую жизнь невыносимой. Поистине, не так червь ест дерево или моль шерсть, как огонь зависти пожирает самые кости завистников и вредит чистоте души. Не погрешит тот, кто назовет завистников худшими зверей и демонов.

Звери нападают на нас только тогда, когда они или нуждаются в пище, или наперед были раздражены нами, а эти люди, и будучи облагодетельствованы, часто относятся к благодетелям, как обиженные. Равным образом и демоны, хотя к ним питают непримиримую вражду, не делают зла имеющим одну с ними природу, а эти люди ни общности природы не стыдятся, ни собственного спасения не щадят, но раньше тех, кому завидуют, сами подвергают наказанию свои души, наполняя их без причины и повода крайним смятением и унынием. Зависть такой порок, что хуже его нет никакого другого. Прелюбодей, например, и некоторое удовольствие получает, и в краткое время совершает свой грех; между тем завистник раньше того, кому завидует, сам себя подвергает наказанию и мучению, и никогда не отстанет от своего греха, а постоянно совершает его. Как свинья радуется грязи и демон нашей погибели, так и этот радуется несчастьям ближнего; и если с последним случится что-нибудь неприятное, тогда он успокаивается и облегченно вздыхает, считая чужие горести своими радостями, а чужие блага собственными бедствиями. И как некоторые жуки питаются навозом, так и завистники чужими несчастьями, являясь общими врагами и недругами (человеческой) природы. Другие люди и бессловесное животное, когда его убивают, жалеют; а эти, видя человека, получающего благодеяния, приходят в бешенство, дрожат и бледнеют

Если бы даже <человек> был врагом и неприятелем твоим, а Бог прославлялся чрез него, то надлежало бы сделать его ради этого другом, а ты друга делаешь своим врагом из-за того, что чрез доброе имя, которым он пользуется, прославляется Бог. Как еще иначе ты можешь показать вражду против Христа? Поэтому, хотя бы кто совершал знамения, хотя бы показал подвиг девства, или поста, или лежания на голой земле, и добродетелью такого рода сравнялся с Ангелами, но если он подвержен страсти зависти, он оказывается всех мерзостнее (свт. Иоанн Златоуст, 55, 605-607).

***

Если любовь к любящим не дает нам никакого преимущества пред язычниками, то где окажется тот, кто питает зависть к любящим? Завидовать хуже, чем враждовать, враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения (свт. Иоанн Златоуст, 55, 607).

***

...(Завистник) завистью показывает, что он малосмыслен и мелочен. Ибо когда завидует, то тем свидетельствует, что тот больше его, о чьем счастии он скорбит (прп. Иоанн Кассиан, 56, 63).

***

Не знаешь ты воздаяний, как не способный видеть будущее. Но не на будущем суде только, но и в настоящей жизни, завистники несут достойные наказания. Да убедит тебя в этом жена Ахавова Иезавель, неистово пожелавшая Навуфеева виноградника, и в настоящей жизни соделавшаяся добычею псов, а в будущей соблюдаемая вечному огню (прп. Исидор Пелусиот, 60, 146).

Зависть... ко всякому другому действительно или мнимо доброму качеству не благосклонна, а напротив того, жестока и неприязненна, к добродетели же, которой дано в удел качество в собственном смысле прекрасное, совершенно непреклонна. Посему не быть предметом зависти — дело, может быть, беспечальное, но и не славное... возбуждающему же к себе зависть надлежит с целомудренным помыслом переносить злоумышления зависти (прп. Исидор Пелусиот, 61, 12—13).

***

Лишенные ума и благоразумия непрестанно ненавидят тех, о которых подозревают, что лучше их, и питают к ним ненависть не за оказанные им обиды (это, может быть, меньшее было бы зло), но за свое бессилие достиг­нуть одинаковой с ними доброй славы в добродетели (прп. Исидор Пелусиот, 62, 305).

***

...В тысячу глаз смотри за собою, чтобы никакого вреда не было насаждено тобою в ближнем, но истребляем был всякий корень соблазна. Если же при таком твоем расположении иные из не делающих ничего доброго, но завидующих тем, которые делают, будут обвинять тебя, то не предавай себя в рабство унынию, но мужественно перенеси это приражение врага, представляя в уме, что враг не употребил бы сего ухищрения орудием к разорению, подобно столпу, с огражденного тобою жития, если бы не сильно его трогала слава о твоем благоискусстве (прп. Исидор Пелусиот, 62, 335—336).

***

У многих в обычае завидовать отличающемуся высотою добродетели. Ибо, несносным и тягостным почитая того, кто поступает не одинаково с ними, но поставляет свою славу в превосходнейших преимуществах, и тем как бы обличает собственную их жизнь, злословят его и строят ему козни, когда должны были бы ему соревновать и увенчивать его (прп. Исидор Пелусиот, 62, 357).

***

...Зависть и горькая ненависть происходят от презорства и кичливости (прп. Нил Синайский, 72, 330).

***

...Зависть — всегдашняя противница великим успехам (прп. Нил Синайский, 72, 372).

***

Что достойно в тебе зависти, то скрывай наипаче от завидующего (прп. Нил Синайский, 90, 307).

***

...Кто обрел зависть, тот обрел с нею диавола (прп. Исаак Сирин, 58, 412).

***

Господь ослепляет ум завистливого за то, что он неправедно печалится о благах ближнего (авва Фалассий 91 329).

***

...Где зависть, там живет и отец зависти, диавол, а не Бог любви (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 334).

***

Завидовать в житейском худо, а в духовном ни на что не похоже (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 158).

***

Три путешественника нашли однажды на дороге драгоценную находку, которую надлежало поделить им поровну. Находка была столь велика, что доля каждого была весьма значительна. Но диавол тотчас явился со своими спутниками: духами зависти, коварства и жадности. Полюбовавшись сокровищем, путники сели отдохнуть и подкрепить себя едой, но каждый думал не о пище, а о том, как бы ему завладеть всем. Вскоре потребовалось, чтобы кто-то из них сходил в ближайший город купить припасов для обеда. И вот один из них отправился за едой, а оставшиеся сговорились убить его, когда тот вернется.

Между тем отправившийся за припасами, желая, чтобы богатство досталось ему одному, успел отравить пищу ядом. Когда же он вернулся, то был сразу же убит своими спутниками, а те, отведав отравленной пищи, скончались. А драгоценная находка осталась ждать других подобных им безумцев или более достойной руки (107, 146—147).