...Имеющий любовь далек от всякого греха (сщмч. Поликарп Смирнский, 94, 322).

***

Любовь есть союз братства, основание мира, крепость и утверждение единства, она больше веры и надежды, она предшествует благотворению и мученичеству, она вечно пребудет вместе с нами у Бога в Царстве Небесном (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 302).

***

Отними у <любви> терпение, и она, как разоренная, перестанет существовать (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 302).

***

...Любовь может пребывать неизменно твердою, потому что умеет переносить все (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 303).

***

...Ради любви покоряется заповеданиям тот, кто находится в повиновении, и ради ее богатый и свободный делается нестяжательным и рабом, дабы попустить желающим иметь то, что принадлежит ему и его самого (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 83).

***

Начало греха есть похоть, через которую погибает умная душа. Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь (прп. Антоний Великий, 89, 90).

***

...От неведения лукавства других в человеке рождается любовь... (прп. авва Исайя, 59, 50).

***

Кто повергается пред Богом с покорностью и со смирением внимает заповедям Его, тот приобретает любовь к Богу и ближнему, любовь же сия изгоняет страсти и смущения (прп. авва Исайя, 59, 177).

***

...От незнания злобы человеческой рождается любовь... (прп. авва Исайя, 59, 209).

***

...Надобно, чтобы любовь у всех и ко всем была равная и одинаковая, а почтение воздавалось каждому по достоинству (свт. Василий Великий, 9, 68).

***

...Кто любит Господа, тот, конечно, любит и ближнего (свт. Василий Великий, 9, 88).

***

У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его (свт. Василий Великий, 9, 251).

***

...Любовь даже до смерти научены мы оказывать без всякого различия, и к праведным, и к грешным (свт. Василий Великий, 9, 256).

***

Человек христолюбивый — это неодолимая башня, а совершенный в любви — несокрушимая стена (прп. Ефрем Сирин, 30, 161—162).

***

...Любовь о Христе заключает в себе следующее: благость, скромность и ведение, а конец этому — Жизнь Вечная (прп. Ефрем Сирин, 30, 197).

***

У кого любовь не имеет чистоты, у того здравый смысл поддерживается только похвалою, как цветок — росой, а при неодобрении — блекнет, как трава от зноя, вянет от палящего дыхания хулы и теряет весь вкус и запах (прп. Ефрем Сирин, 34, 254).

***

Можно ли назвать того любящим, кто не спасает от беды? Истинная любовь та, которая и увещевает, и вразумляет (прп. Ефрем Сирин, 34, 321).

***

Благоразумная супружеская любовь состоит в том, чтобы и любящий, и любимый взаимно вразумляли друг друга (прп. Ефрем Сирин, 34, 321).

***

...Неблагопотребна и чистая любовь, если возмущена ревностию (прп. Ефрем Сирин, 34, 336).

***

...В истинной любви не может существовать разделения на любезных и ненавистных (прп. Ефрем Сирин, 36, 12).

***

Любовь не ищет того, что полезно себе, но того, что полезно многим для спасения их (прп. Ефрем Сирин, 36, 94).

***

...Мудрость... превозмогшая страх и перешедшая в любовь, делает нас Божиими друзьями и из рабов сынами (свт. Григорий Богослов, 13, 180—181).

***

...Любовь по Богу и целомудренна, и предметом имеет постоянное, и сама продолжительна (свт. Григорий Богослов, 15, 74).

***

Братья должны пребывать друг с другом в великой любви. Молятся ли они, или читают Писание, или занимаются какою работою — в основание да полагают любовь друг к другу: в таком случае произволение их может сподобиться Божия благоволения (прп. Макарий Египетский, 67, 18).

***

Многие из братий... имели дарования исцелений, откровение и пророчество; но поелику не пришли еще в совершенную любовь, в которой соуз совершенства (Кол. 3, 14), то восстала в них брань и они, вознерадев, пали. Но кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати.

А кто... не дошел еще до того, чтоб стать узником любви, тот находится еще под страхом, ему угрожают брань и падение; и если не оградит он себя, то низлагает его сатана (прп. Макарий Египетский, 67, 200).

***

...Кто достиг любви, связан и упоен ею, тот погружен и отведен пленником в иной мир, как бы не чувствуя собственной своей природы (прп. Макарий Египетский, 67, 216).

***

Любовь не только деньги иждивает, но и самую привременную жизнь нашу приносит в жертву (авва Евагрий, 89, 572).

***

Любовь не умеет беречь запасы хлеба или денег (авва Евагрий, 89, 589).

***

Вера — начало любви; конец же любви — ведение Бога (авва Евагрий, 89, 608).

***

...Любовь никаким временем не будет прервана, ибо не только в настоящем мире с пользою действует в нас, но и в будущем, по отложении дебелости телесной, она будет пребывать гораздо действеннее и превосходнее, никаким недостатком не будет ослабляема, но при постоянной чистоте пламеннее и искреннее будет прилепляться к Богу (прп. Иоанн Кассиан, 56, 175).

***

...Нельзя найти ничего драгоценнее, ничего совершеннее, ничего выше и ничего... долговечнее любви. Ибо, аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится, но любы николиже отпадает (ср.: 1 Кор. 13, 8); без нее не только все превосходнейшие роды дарований, но и слава самого мученичества — ничто (прп. авва Херемон, 56, 379).

***

Всего возлюбленнее Богу любовь, из любви и Человеком соделался, и послушлив был даже до смерти. Посему и удостоившимися первого призвания в ученики Его были два брата. Так Всепремудрый Спаситель самым началом уже показал, что всех учеников Своих угодно Ему привести в братский союз, посему ничто да не будет для нас предпочтительнее любви, которая все связует и сохраняет в полезном единомыслии (прп. Исидор Пелусиот, 60, 6—7).

***

...Любовь есть исполнение закона и превосходнее веры и надежды (свт. Кирилл Александрийский, 65, 48).

***

...Любовь порождается смиренномудрием и благоговением... (прп. Нил Синайский, 72, 330).

***

Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за нее презирается любовь к Богу (прп. Нил Синайский, 90, 275).

***

Любовь собственно ничего не имеет, кроме Бога, потому что Бог есть любовь (прп. Нил Синайский, 90, 290).

***

Знак нелицемерной любви есть прощение обид. Ибо так и Господь возлюбил сей мир (прп. Марк Подвижник, 69, 32).

***

...Любовь укрепляется не только произвольными трудами, но и случающимися скорбями... (прп. Марк Подвижник, 89, 517).

***

...Любовь, хотя по порядку последняя есть из добродетелей, но по достоинству она первая из них всех, и позади себя оставляет все прежде ее родившиеся (прп. Марк Подвижник, 89, 541).

***

Любви не печаль принять тяжкую смерть за любящих (прп. Исаак Сирин, 58, 165).

***

Когда приобретает кто любовь, облекается в Самого Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 211).

***

Когда ум станет в области любви, тогда действует благодать, ум приемлет духовное созерцание и делается зрителем сокровенного (прп. Исаак Сирин, 58, 270).

***

Любовь есть вместилище духовного, и водворяется в чистоте души (прп. Исаак Сирин, 58, 270).

***

Люби грешников, но ненавидь дела их и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они (прп. Исаак Сирин, 58, 303).

***

Пока не приобретем любви, делание наше на земле терний; и хотя сеяние наше бывает сеянием правды, и сеем и пожинаем мы среди терний, и ежечасно уязвляемся ими, и, что ни делали бы к своему оправданию, живем в поте лица. А когда обретем любовь, тогда станем питаться Небесным Хлебом и укрепляться в силах без работы и труда (прп. Исаак Сирин, 58, 391).

***

Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным... (нрп. Исаак Сирин, 58, 391).

***

...С любовью <иногда сплетается> блуд... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 185).

***

Нелицемерной любви свойственно слово истинное, от совести благия (1 Тим. 1, 5) (авва Фалассий, 91, 290).

***

Стяжавший любовь невозмущенно переносит все печальное и прискорбное, что причиняют ему враги (авва Фалассий, 91, 290).

***

Ум, стяжавший духовную любовь, ничего такого не думает о ближнем, что не приличествует любви (авва Фалассий, 91, 290).

***

Истинную любовь стяжал тот, кто ни подозрений, ни слова не допускает против ближнего (авва Фалассий, 91, 290).

***

Подвизайся полюбить одинаково всякого человека и зараз отгонишь все страсти (авва Фалассий, 91, 299).

***

Очищение души есть освобождение ее от страстей, освобождение же от страстей рождает любовь к Богу (авва Фалассий, 91, 301).

***

Если одних ненавидишь, а других — не любишь, не ненавидишь; иных любишь, но посредственно, а иных любишь очень сильно, то из сего неравенства познай, что ты далек еще от совершенной любви, которая внушает любить равно всякого человека (прп. Максим Исповедник, 91, 178-179).

***

Не неради о заповеди любви, ибо чрез нее будешь ты сыном Божиим, а преступая ее, окажешься сыном геенны (прп. Максим Исповедник, 91, 216).

***

От того бывает, что любовь созидает, что она не завидует, и не огорчается на завидующих, и не разглашает о себе всенародно того, что достойно завидования; (она) не почитает себя уже достигшею совершения (см.: Флп. 3, 12), и чего не знает, о том не стыдится признавать свое неведение. Таким образом она предохраняет ум от кичения и всегда располагает его преуспевать в познании (прп. Максим Исповедник, 91, 222).

***

Обыкновенно за познанием следует самомнение и зависть, особенно вначале... Имеющему ведение нужно приобрести и любовь, дабы она сохраняла ум во всем невредимым (прп. Максим Исповедник, 91, 222).

***

...Верные блюстители заповедей и истинные таинники судеб Божиих не оставляют друзей, по Божию попущению искушаемых... (прп. Максим Исповедник, 91, 228).

***

Храните между собою любовь в союзе мира и имейте Господа, яко одесную вас сущего... (прп. Феодор Студит, 92, 98).

***

Восподвизаемся же, возлюбленные, о том, чтобы питать и возжигать в себе обильнейший огонь Божественный, т.е. любовь Божию посредством заповедей Христовых; ибо посредством их возгорается в нас Божественный огонь и посредством же их обыкновенно увеличивается он (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 3).

***

Святая любовь, проникая всех от первых до последних, от головы до ног, всех с собою сочетавает, сцепляет, связывает и единит, и делает их крепкими и непоколебимыми. Будучи познаваема, она открывается каждому из них одною и тою же. Она есть Бог, с Коим и последние бывают первыми, и первые, как последние (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 559—560).

***

Любовь... есть Божественный Дух (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 27).

***

...<Любовь> есть... всесовершающий и просвещающий Свет... Однако же этот Свет не от мира, ни вообще что-либо из мира и не тварь, так как Он несозданный и пребывает вне всех тварей, как нетварный среди тварных вещей (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 27).

***

...Подлинно <любовь> есть всякая радость и того, кто приобрел ее, исполняет радости и веселия, изводя его чувством вне мира... (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 27).

***

...Иметь любовь выше, нежели говорить языками ангельскими и всеми человеческими, иметь всю веру, так что и горы переставлять, обладать всяким ведением и знать глубину таинств, расточить все богатство и самому сде­латься нищим и даже тело предать за Христа на сожжение (см.: 1 Кор. 13, 1—3). Любовь настолько выше всего этого, что без нее ни одна из этих добродетелей, ни все они вместе совершенно не принесут никакой пользы стяжавшему их (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 28—29).

***

Будучи вне всех тварей, но в то же время и со всеми, <любовь> есть огонь и свет (?????), она бывает облаком света и делается солнцем (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 29).

***

Если бы можно было спастись без <любви>, о Христе мой, то каким образом? — Нет, нет, это никоим образом невозможно (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 30).

***

...Добродетели без любви тщетны и бесполезны... (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 31).

***

...Обнажен от Божественной славы и тот, кто не имеет любви, и хотя бы он имел все добродетели, предстанет обнаженным и, не снося наготы своей, пожелает лучше скрыться, так как вместе со стыдом он будет иметь и осуждение и услышит от Судии всех: не вем тя (ср.: Лк. 13, 25) (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 31).

***

Частыми молитвами, неизглаголанными воздыханиями и потоками слез <люди> очищают душу и, видя ее очищение, воспринимают огонь любви и огонь желания — увидеть ее совершенно очищенной (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 42).

***

...Я не люблю, насколько хочу, и полагаю, что я отнюдь не стяжал любви к Богу. Стремясь же ненасытно любить, насколько хочу... я теряю (даже) и ту любовь к Богу, какую имел... Так как я не люблю, как хочу и насколько, конечно, хочу, то и думаю, что я нисколько даже не люблю. Итак, любить, насколько мне хочется, есть любовь превыше любви, и я понуждаю свою природу (естество) любить превыше естества (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 105).

***

Имеющий любовь не умеет по рвению завидовать, не превозносится, как высокоумный и продерзый, не надмевается ни пред кем, не бесчинствует, творя неподобное в отношении к ближнему, не себе только полезного ищет, но и что полезно ближнему, не раздражается на того, кто опечаливает его, не вменяет во что-либо, если иногда придется пострадать что злое, не радуется о неправде друзей, но сорадуется об истинной правде их, все находящее на него печальное покрывает, всему в простоте и незлобии верует, все обетованное нам Богом получить надеется, всякие искушения претерпевает, не воздавая злом за зло, и никогда от любви к ближнему не отпадает делатель любви (см.: 1 Кор. 13, 4—8) (прп. Никита Стифат, 93, 161).

***

...Как любовь и дела любви являются исполнением (всех) добродетелей, так ненависть и дела ненависти, немилосердный образ действия, воля ни с кем ничем не делиться — являются полнотой греховности; и как человеколюбию соответствуют и присущи добродетели, так ненависти — грехи, и посему даже ею одной люди осуждаются (свт. Григорий Палама, 26, 53—54).

***

<Любовь> земные дела наши делает горе восходимыми (свт. Григорий Палама, 93, 268).

***

Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры (см.: 1 Тим. 1,5) (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 137).

***

Не ищите и не ожидайте любви от человеков, ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 303).

***

Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу... Вот это и должно быть предметом искания (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 209).

***

...Любовь проникает все составы: душевные, и духовные, и телесные, и всему сообщает прочность и неповрежденность (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 216).