Кому известна любовь к Богу, тому известна ненависть к миру (прп. авва Исайя, 59, 115).
***
Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов (прп. авва Исайя, 59, 138).
***
...Любовь (к Богу) освобождает человека от всех забот и попечений (прп. авва Исайя, 59, 112).
***
...Кто любит Христа, тот не любит мира, потому что мир отверг Христа, как и Христос мир, как написано: мир Мне распятся, и Аз миру (ср.: Гал. 6, 14) (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 384).
***
Есть вожделение (желание), свойственное нашему естеству, без которого любовь к Богу невозможна. Посему Даниил назван мужем желаний (ср.: Дан. 9, 23). Это вожделение враг превратил в страстные похотения, чтобы мы вожделевали всяких нечистот (прп. авва Исайя, 59, 10-11).
***
Пока не возлюбит человек Бога всею силою своею и всем помышлением своим и не прилепится к Нему всем сердцем своим, покров упокоения Божия не приидет на него (прп. авва Исайя, 89, 602).
***
Надобно знать, что хотя это (любовь к Богу) — одна добродетель, однако же она силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь (свт. Василий Великий, 9, 82).
***
...Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг; оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол (свт. Василий Великий, 9, 84).
***
Какая мера любви к Богу? Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию, с целью и вожделением славы Божией (свт. Василий Великий, 9, 266).
***
Как приобретается любовь к Богу? — Если добросовестно и благопризнательно расположим себя к Божиим благодеяниям. А сие бывает и у бессловесных (свт. Василий Великий, 9, 266).
***
Кто действительно восприял истинную любовь к Богу, тот, как меч обоюдоострый, отсекает всякую иную любовь мира сего, и расторгает всякие вещественные узы. Такую душу не может удержать ничто видимое, ни удовольствие, ни слава, ни богатство, ни узы плотской любви, ни что-либо вещественное... <но она> всякую земную и вещественную любовь преодолевает и препобеждает (прп. Ефрем Сирин, 32, 37).
***
...Всему словесному стаду надлежит взирать непрестанно на своего Пастыря и всегда любить и чтить Его; потому что за стадо Свое пострадал Он Бесстрастный и Пречистый... (прп. Ефрем Сирин, 32, 220—221).
***
Оплакивай... душу свою и докажи любовь свою к Богу, Который Сам скорбит и жалеет о душе, умерщвленной грехом (прп. Ефрем Сирин, 34, 50).
***
...Душе боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое (свт. Григорий Богослов, 13, 109-110).
***
...Слаба... любовь, если разделена между миром и Христом, а, напротив того, тверда, если устремлена к Единому... Случалось видеть, как каменотесец или выделывающий что-либо из дерева... когда надобно обсечь по прямой черте, закрывает один глаз ресницами, а другим напрягает все зрение, совокупленное воедино, и верно определяет, где погрешило орудие. Так и любовь сосредоточенная гораздо ближе поставляет нас ко Христу, Который любит любящего, видит обращающего к Нему взоры, видит и выходит в сретение приближающемуся. Чем более кто любит, тем постояннее смотрит на любимого, и чем постояннее смотрит, тем крепче любит. Так образуется прекрасный круг (свт. Григорий Богослов, 16, 70—71).
***
...Только любящий Христа в самой любви к Возлюбленному почерпает для себя красоту; и блажен, кто приемлет <сие> (свт. Григорий Богослов, 16, 71).
***
Если дашь мне кучи золота и янтаря, зеленеющие поля, тучные стада, великолепный дом и Алкиноеву трапезу, если вместо настоящей жизни дашь другую, нестареющуюся, и тогда не соглашусь жить гнусно и через это лишиться Христа (свт. Григорий Богослов, 16, 83).
***
...Поспешающие прийти к истинно возлюбленному Владыке нашему Христу должны пренебречь и презреть все прочее (прп. Макарий Египетский, 67, 119).
***
...Любовь к Богу рождается в нас обыкновенно не просто и не сама собой, но после многих трудов и великих забот и при содействии Христовом... (прп. Макарий Египетский, 67, 333).
***
...Истинный боголюбец, расторгнув, преодолев и миновав все, что в мире почитается препятствием, объемлется единою Божественною любовию (прп. Макарий Египетский, 67, 457).
***
...Не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге, и любовь, и приверженность к Нему (прп. Макарий Египетский, 89, 241).
***
Если кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь Свою... (прп. Макарий Египетский, 89, 253).
***
...Кто любит Иисуса и внемлет Ему как должно, и не просто внемлет, но пребывает в любви, то и Бог хочет уже воздать чем-либо душе той за любовь сию... (прп. Макарий Египетский, 89, 253—254).
***
Любовь к Богу соделывается крепостью любящего... (свт. Григорий Нисский, 19, 343)
***
...Кто уязвлен... любовью <Божией> и стремится сердцем к Богу, тот уже не обращает внимания на видимое, но постоянно созерцает предмет своих стремлений — и ночью, и днем, и когда ложится, и когда встает (свт. Иоанн Златоуст, 47, 217).
***
...Чтобы нам быть в состоянии легко выносить труды добродетели, покажем великую любовь к Богу и, к Нему устремив наши мысли, не будем никаким предметом настоящей жизни останавливаться на этом поприще, но, помышляя о непрерывном наслаждении будущими благами, станем благодушно переносить все скорби настоящей жизни (свт. Иоанн Златоуст, 47, 294).
***
Семь лет показались <Иакову> только немногими днями, по чрезвычайной любви его к <Рахили> (Быт. 29, 20): если кто уязвлен страстию любви, то не смотрит ни на какие трудности, а как бы много ни было опасностей, какого бы рода ни были несчастия, все легко переносит, имея в виду только одно — исполнить свое желание...
Если этот праведник по любви к девице решился работать семь лет, переносить все трудности пастушеской жизни и не чувствовал ни трудов, ни продолжительности времени... то какое оправдание будем иметь мы, не оказывая и подобной любви к нашему Господу, Благодетелю, Промыслителю, Который все для нас? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 589).
***
...<Апостол Павел> так пламенел духом, так горел любовью к Богу, что, выражаясь достойными своей души словами, сказал: кто ны разлучит от любое Христовы? (ср.: Рим. 8, 35) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 590).
***
...Наша любовь ко <Христу> будет искренна тогда, когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим ближним... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 591).
***
Ничего другого Христос, по Его же изречению (см.: Мф. 22, 37), и не требует от тебя, как любви к Нему от всего сердца и исполнения Его заповедей (свт. Иоанн Златоуст, 47, 591).
***
Пусть никто не говорит мне: как могу я любить Бога, Которого не вижу? И многих мы любим, не видя их, как, например, отсутствующих друзей, детей, родителей, родственников и домашних, и то, что мы не видим их, нисколько не служит препятствием, но это самое особенно и воспламеняет любовь, усиливает привязанность... Ты не видишь Бога, но видишь создание Его, видишь дела Его — небо, землю, море. А кто любит, тот, увидев произведение любимого, или обувь, или одежду, или что-нибудь другое, воспламеняется любовию. Ты не видишь Бога, но видишь Его служителей и друзей, т. е. мужей святых и имеющих пред Ним дерзновение. Послужи же теперь им и будешь иметь немалое утешение для своей любви (свт. Иоанн Златоуст, 48, 155).
***
...Любовь к людям обыкновенно ничем так не воспламеняется в нас, как воспоминанием о благодеяниях, которые мы получили от них. Так будем поступать и в отношении к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 48, 157).
***
Говорить, что мы любим, но не делать того, что свойственно любящим, — это смешно не только в отношении к Богу, но и к людям (свт. Иоанн Златоуст, 51, 135).
***
Кого мы любим и кто находится не вместе с нами, но вдали от нас, того-то именно мы и представляем себе каждый день. Велика поистине сила любви: она устраняет душу от всего и привязывает к любимому предмету. Если мы так возлюбим Христа, то все здешнее будет казаться нам тенью, все — только призраком и сном. Тогда и мы скажем: кто ны разлучит от любве Христовы? (Рим. 8, 35) (свт. Иоанн Златоуст, 51, 596).
***
...Любить Христа... значит не быть наемником, не смотреть (на благочестивую жизнь) как на промысел и на торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 52, 65).
***
...Возлюбим Христа, сколько и должно любить: в этом великая награда, в этом Царство и радость, наслаждение, и слава, и честь, в этом свет, неисчислимое блаженство, которого не может ни слово выразить, ни ум постигнуть (свт. Иоанн Златоуст, 52, 536).
***
Если у людей взаимная любовь ценится выше всякого удовольствия, то какое слово, какая мысль может изобразить блаженство души, которая любит Бога и Ему любезна? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 592).
***
...Хотя к нам ближе всего душа наша, однако же Бог ставит ее в отношении любви к Себе на втором месте, так как желает, чтобы мы любили Его выше всякой меры (свт. Иоанн Златоуст, 52, 603).
***
Как для любящих Бога и то, что по видимому вредно, обращается в пользу, так не любящим Его вредит и полезное (свт. Иоанн Златоуст, 52, 679).
***
Если бы кто стал угрожать мне будущею нескончаемою смертию, чтобы отлучить меня от Христа, или обещал бы мне бесконечную жизнь, я не согласился бы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 685).
***
Подобно тому, как душа без тела или, наоборот, тело без души не носят названия человека, точно так же и любовь к Богу, если она не сопровождается любовью и к ближнему, не есть любовь, и, наоборот, любовь к ближнему, раз она не соединяется с любовью к Богу, не называется любовью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 995).
***
Как любовь (ко Христу), когда она сильна, изгоняет и истребляет все виды грехов, так точно она, когда слаба, позволяет произрастать им (свт. Иоанн Златоуст, 53, 449).
***
Если мы, пользуясь любовью сильных людей, для всех бываем страшны, то тем более, когда будем (в любви) у Бога (свт. Иоанн Златоуст, 53, 727).
***
Божество ни в чем не нуждается. Итак, для чего же Он желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того, чтобы чрез это соделать теплее нашу любовь к Нему (свт. Иоанн Златоуст, 54, 11).
***
...Возлюбим <Господа> по мере сил своих, отдадим все из любви к Нему: и душу, и имущество, и славу, и все прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая этого полезным для Него, но для нас самих. Таков, действительно, закон любви: любящие считают счастьем для себя, когда страдают за любимых (свт. Иоанн Златоуст, 54, 899-900).
***
...Любовь к Богу возвышает нас над житейскими заботами... (свт. Иоанн Златоуст, 54, 965).
***
Кто воодушевлен и горит любовью ко Господу, тот знает силу уз: он предпочтет лучше быть узником ради Христа, нежели обитать на Небесах. Это, пожалуй, даже славней, чем сидеть одесную Его; это почетнее и блаженнее, чем сидеть на двенадцати престолах... Если бы мне предложили быть с теми Силами, которые окружают стол Божий, или сделали таким же узником, <как апостол Павел>, я предпочел бы скорее стать таким узником, потому что нет ничего лучше, как потерпеть какое-нибудь страдание ради Христа (свт. Иоанн Златоуст, 55, 654).
***
Если бы мы любили Христа, как любить следует, то знали бы, насколько тягостнее геенны оскорблять Любимого; а так как не любим, то и не знаем великости этого наказания, — и это есть то, из-за чего я всего более рыдаю и плачу (свт. Иоанн Златоуст, 55, 701).
***
...Любовь по Богу и целомудренна, и, так как предмет ее непреходящ, постоянна. И в какой мере открывается ей лепота добродетели, в такой же связует она с собою и друг с другом любителей одного и того же (прп. Исидор Пелусиот, 61, 140).
***
Благоискусному надлежит быть и боголюбивым, и человеколюбивым, чтобы как по высоте добродетели и по преданности Богу не пренебречь людей, так ради людей не вознерадеть о Боге, потому что любовь к Богу хотя она и гораздо выше любви к людям, но, соединенная с нею, делается еще более возвышенною (прп. Исидор Пелусиот, 61, 184).
***
Любовь к Богу возбуждает в человеке любовь к деланию добродетелей, а сим увлекается в благотворение (прп. Исаак Сирин, 58, 33).
***
...Человеку невозможно с приверженностью к миру приобрести любви к Богу, и нет возможности при общении с миром вступить в общение с Богом, и с попечением о мире иметь попечение о Боге (прп. Исаак Сирин, 58, 156).
***
Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем едином приобретает себе упокоение (прп. Исаак Сирин, 58, 276).
***
Если не знаешь Бога, невозможно возбудиться в тебе любви к Нему (прп. Исаак Сирин, 58, 366).
***
Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого (прп. Иоанн Лествичник, 57, 249).
***
Любовь, всецело к Богу устремленная, связует любящих с Богом и друг с другом (авва Фалассий, 91, 313).
***
Ум, Божественною любовию движимый, возделывает благие о Боге мысли, движимый же самолюбием порождает противное тому (авва Фалассий, 91, 331).
***
Соблюди заповеди, и найдешь покой, возлюби Бога, и улучишь ведение (авва Фалассий, 91, 335).
***
Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец же ее — любовь к Богу (авва Фалассий, 91, 337).
***
...Всеблажен огнь огнем вожделения Бога и любовью к Нему возжигающий в себе каждодневно (прп. Феодор Студит, 92, 185).
***
...Любящий Единого <Бога> всех других оставляет позади, и боящийся Единого никого другого бояться не может (прп. Феодор Студит, 92, 352—353).
***
...Пусть изменяется время и дни настанут ины, но вы в своей покорности воле Божией и в своей к Нему любви пребудьте неизменны (прп. Феодор Студит, 92, 428—429).
***
...Если ты искренно возлюбишь Бога и будешь твердо стоять в сей любви, то никакая страсть не возобладает тобою, и никакое нуждение тела не вознасилует тебя Ибо как невозможно, чтобы тело подвиглось на какое-либо дело само собою без души, так невозможно, чтоб и душа соединившаяся с Богом посредством любви, вступать стала в сношение с другим чем-либо и склонилась на пожелания и удовольствия чувственные или увлеклась похотением чего-либо видимого и какою-либо страстию. Потому что все стремление сердца ее или, лучше скажу, вся воля ее связана крепко узами сладчайшей любви к Богу а когда душа ссоюзится и сочетается... с Творцом своим, тогда возможно ли, скажи мне, чтоб она испытывала жжение плотское или была подвигаема на похоть, и тем паче чтоб и исполняла ее? Никак не возможно (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 352).
***
...Ни одному человеку невозможно стяжать совершенную любовь к Богу иначе, как только верою чистою и надеждою твердою и несомненною (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 403).
***
Любовь <к Спасителю>... есть действие Духа или, лучше, существенное Его присутствие, ипостасно(???????????) видимое внутри меня, (как) свет. Свет же этот несравним и весь невыразим (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 220).
***
Глубоко уязвившийся любовию к Богу не имеет достаточных к удовлетворению сего расположения сил тела, ибо в трудах и потах подвижничества нет насыщения сему его расположению. Находясь в состоянии, подобном тому, в каком находится томимый крайнею жаждою, ничем не может он до насыщения удовлетворить внутренней жгущей его жажды; день и ночь готов он быть в трудах, но силы тела оставляют его. Полагаю, что, таким же сверхъестественным жаром любви пленены быв, и мученики Христовы не чувствовали мук и насыщения не имели, предаваясь им; но сами себя побеждали распаленным к Богу рвением, и всегда находили, что страдания их далеко отстают от меры их пламенного желания страдать за Господа (прп. Никита Стифат, 93, 113—114).
***
Если любишь быть другом Христовым, ненавидь злато и его ненасытное любление, так как оно к себе обращает помышление любящего его и отрывает его от сладчайшей любви к Господу Иисусу, которая является не в виде слова, а в виде действования по заповедям Его (прп. Никита Стифат, 93, 127).
***
Любящий Бога и ничего не почитающий достойным предпочтения любви к Богу и ближнему познал и глубины Божии, и тайны Царствия Его... (прп. Никита Стифат, 93, 159).
***
Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно: потому что любовь есть Бесконечный Бог (ср.: 1 Ин. 4, 16) (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 128).
***
Чтобы возлюбить Бога и в Боге ближнего, необходимо очиститься от вожделения скотоподобного (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 259).
***
Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святаго Духа (см.: Рим. 5, 5) (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 52).
***
Если желаем стяжать любовь к Богу — возлюбим Евангельские заповеди, продадим наши похотения и пристрастия, купим ценой отречения от себя село — сердце наше... возделаем его заповедями и найдем сокровенное на нем небесное сокровище — любовь.
***
Что же ожидает нас на этом селе? — Нас ожидают труды и болезни; нас ожидает супостат, который нелегко уступит нам победу над собою; нас ожидает, для противодействия нам, живущий в нас грех (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 68).
***
Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия... (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 257—258).
***
Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов (прп. авва Исайя, 59, 138).
***
...Любовь (к Богу) освобождает человека от всех забот и попечений (прп. авва Исайя, 59, 112).
***
...Кто любит Христа, тот не любит мира, потому что мир отверг Христа, как и Христос мир, как написано: мир Мне распятся, и Аз миру (ср.: Гал. 6, 14) (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 384).
***
Есть вожделение (желание), свойственное нашему естеству, без которого любовь к Богу невозможна. Посему Даниил назван мужем желаний (ср.: Дан. 9, 23). Это вожделение враг превратил в страстные похотения, чтобы мы вожделевали всяких нечистот (прп. авва Исайя, 59, 10-11).
***
Пока не возлюбит человек Бога всею силою своею и всем помышлением своим и не прилепится к Нему всем сердцем своим, покров упокоения Божия не приидет на него (прп. авва Исайя, 89, 602).
***
Надобно знать, что хотя это (любовь к Богу) — одна добродетель, однако же она силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь (свт. Василий Великий, 9, 82).
***
...Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг; оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол (свт. Василий Великий, 9, 84).
***
Какая мера любви к Богу? Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию, с целью и вожделением славы Божией (свт. Василий Великий, 9, 266).
***
Как приобретается любовь к Богу? — Если добросовестно и благопризнательно расположим себя к Божиим благодеяниям. А сие бывает и у бессловесных (свт. Василий Великий, 9, 266).
***
Кто действительно восприял истинную любовь к Богу, тот, как меч обоюдоострый, отсекает всякую иную любовь мира сего, и расторгает всякие вещественные узы. Такую душу не может удержать ничто видимое, ни удовольствие, ни слава, ни богатство, ни узы плотской любви, ни что-либо вещественное... <но она> всякую земную и вещественную любовь преодолевает и препобеждает (прп. Ефрем Сирин, 32, 37).
***
...Всему словесному стаду надлежит взирать непрестанно на своего Пастыря и всегда любить и чтить Его; потому что за стадо Свое пострадал Он Бесстрастный и Пречистый... (прп. Ефрем Сирин, 32, 220—221).
***
Оплакивай... душу свою и докажи любовь свою к Богу, Который Сам скорбит и жалеет о душе, умерщвленной грехом (прп. Ефрем Сирин, 34, 50).
***
...Душе боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое (свт. Григорий Богослов, 13, 109-110).
***
...Слаба... любовь, если разделена между миром и Христом, а, напротив того, тверда, если устремлена к Единому... Случалось видеть, как каменотесец или выделывающий что-либо из дерева... когда надобно обсечь по прямой черте, закрывает один глаз ресницами, а другим напрягает все зрение, совокупленное воедино, и верно определяет, где погрешило орудие. Так и любовь сосредоточенная гораздо ближе поставляет нас ко Христу, Который любит любящего, видит обращающего к Нему взоры, видит и выходит в сретение приближающемуся. Чем более кто любит, тем постояннее смотрит на любимого, и чем постояннее смотрит, тем крепче любит. Так образуется прекрасный круг (свт. Григорий Богослов, 16, 70—71).
***
...Только любящий Христа в самой любви к Возлюбленному почерпает для себя красоту; и блажен, кто приемлет <сие> (свт. Григорий Богослов, 16, 71).
***
Если дашь мне кучи золота и янтаря, зеленеющие поля, тучные стада, великолепный дом и Алкиноеву трапезу, если вместо настоящей жизни дашь другую, нестареющуюся, и тогда не соглашусь жить гнусно и через это лишиться Христа (свт. Григорий Богослов, 16, 83).
***
...Поспешающие прийти к истинно возлюбленному Владыке нашему Христу должны пренебречь и презреть все прочее (прп. Макарий Египетский, 67, 119).
***
...Любовь к Богу рождается в нас обыкновенно не просто и не сама собой, но после многих трудов и великих забот и при содействии Христовом... (прп. Макарий Египетский, 67, 333).
***
...Истинный боголюбец, расторгнув, преодолев и миновав все, что в мире почитается препятствием, объемлется единою Божественною любовию (прп. Макарий Египетский, 67, 457).
***
...Не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге, и любовь, и приверженность к Нему (прп. Макарий Египетский, 89, 241).
***
Если кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь Свою... (прп. Макарий Египетский, 89, 253).
***
...Кто любит Иисуса и внемлет Ему как должно, и не просто внемлет, но пребывает в любви, то и Бог хочет уже воздать чем-либо душе той за любовь сию... (прп. Макарий Египетский, 89, 253—254).
***
Любовь к Богу соделывается крепостью любящего... (свт. Григорий Нисский, 19, 343)
***
...Кто уязвлен... любовью <Божией> и стремится сердцем к Богу, тот уже не обращает внимания на видимое, но постоянно созерцает предмет своих стремлений — и ночью, и днем, и когда ложится, и когда встает (свт. Иоанн Златоуст, 47, 217).
***
...Чтобы нам быть в состоянии легко выносить труды добродетели, покажем великую любовь к Богу и, к Нему устремив наши мысли, не будем никаким предметом настоящей жизни останавливаться на этом поприще, но, помышляя о непрерывном наслаждении будущими благами, станем благодушно переносить все скорби настоящей жизни (свт. Иоанн Златоуст, 47, 294).
***
Семь лет показались <Иакову> только немногими днями, по чрезвычайной любви его к <Рахили> (Быт. 29, 20): если кто уязвлен страстию любви, то не смотрит ни на какие трудности, а как бы много ни было опасностей, какого бы рода ни были несчастия, все легко переносит, имея в виду только одно — исполнить свое желание...
Если этот праведник по любви к девице решился работать семь лет, переносить все трудности пастушеской жизни и не чувствовал ни трудов, ни продолжительности времени... то какое оправдание будем иметь мы, не оказывая и подобной любви к нашему Господу, Благодетелю, Промыслителю, Который все для нас? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 589).
***
...<Апостол Павел> так пламенел духом, так горел любовью к Богу, что, выражаясь достойными своей души словами, сказал: кто ны разлучит от любое Христовы? (ср.: Рим. 8, 35) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 590).
***
...Наша любовь ко <Христу> будет искренна тогда, когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим ближним... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 591).
***
Ничего другого Христос, по Его же изречению (см.: Мф. 22, 37), и не требует от тебя, как любви к Нему от всего сердца и исполнения Его заповедей (свт. Иоанн Златоуст, 47, 591).
***
Пусть никто не говорит мне: как могу я любить Бога, Которого не вижу? И многих мы любим, не видя их, как, например, отсутствующих друзей, детей, родителей, родственников и домашних, и то, что мы не видим их, нисколько не служит препятствием, но это самое особенно и воспламеняет любовь, усиливает привязанность... Ты не видишь Бога, но видишь создание Его, видишь дела Его — небо, землю, море. А кто любит, тот, увидев произведение любимого, или обувь, или одежду, или что-нибудь другое, воспламеняется любовию. Ты не видишь Бога, но видишь Его служителей и друзей, т. е. мужей святых и имеющих пред Ним дерзновение. Послужи же теперь им и будешь иметь немалое утешение для своей любви (свт. Иоанн Златоуст, 48, 155).
***
...Любовь к людям обыкновенно ничем так не воспламеняется в нас, как воспоминанием о благодеяниях, которые мы получили от них. Так будем поступать и в отношении к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 48, 157).
***
Говорить, что мы любим, но не делать того, что свойственно любящим, — это смешно не только в отношении к Богу, но и к людям (свт. Иоанн Златоуст, 51, 135).
***
Кого мы любим и кто находится не вместе с нами, но вдали от нас, того-то именно мы и представляем себе каждый день. Велика поистине сила любви: она устраняет душу от всего и привязывает к любимому предмету. Если мы так возлюбим Христа, то все здешнее будет казаться нам тенью, все — только призраком и сном. Тогда и мы скажем: кто ны разлучит от любве Христовы? (Рим. 8, 35) (свт. Иоанн Златоуст, 51, 596).
***
...Любить Христа... значит не быть наемником, не смотреть (на благочестивую жизнь) как на промысел и на торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 52, 65).
***
...Возлюбим Христа, сколько и должно любить: в этом великая награда, в этом Царство и радость, наслаждение, и слава, и честь, в этом свет, неисчислимое блаженство, которого не может ни слово выразить, ни ум постигнуть (свт. Иоанн Златоуст, 52, 536).
***
Если у людей взаимная любовь ценится выше всякого удовольствия, то какое слово, какая мысль может изобразить блаженство души, которая любит Бога и Ему любезна? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 592).
***
...Хотя к нам ближе всего душа наша, однако же Бог ставит ее в отношении любви к Себе на втором месте, так как желает, чтобы мы любили Его выше всякой меры (свт. Иоанн Златоуст, 52, 603).
***
Как для любящих Бога и то, что по видимому вредно, обращается в пользу, так не любящим Его вредит и полезное (свт. Иоанн Златоуст, 52, 679).
***
Если бы кто стал угрожать мне будущею нескончаемою смертию, чтобы отлучить меня от Христа, или обещал бы мне бесконечную жизнь, я не согласился бы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 685).
***
Подобно тому, как душа без тела или, наоборот, тело без души не носят названия человека, точно так же и любовь к Богу, если она не сопровождается любовью и к ближнему, не есть любовь, и, наоборот, любовь к ближнему, раз она не соединяется с любовью к Богу, не называется любовью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 995).
***
Как любовь (ко Христу), когда она сильна, изгоняет и истребляет все виды грехов, так точно она, когда слаба, позволяет произрастать им (свт. Иоанн Златоуст, 53, 449).
***
Если мы, пользуясь любовью сильных людей, для всех бываем страшны, то тем более, когда будем (в любви) у Бога (свт. Иоанн Златоуст, 53, 727).
***
Божество ни в чем не нуждается. Итак, для чего же Он желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того, чтобы чрез это соделать теплее нашу любовь к Нему (свт. Иоанн Златоуст, 54, 11).
***
...Возлюбим <Господа> по мере сил своих, отдадим все из любви к Нему: и душу, и имущество, и славу, и все прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая этого полезным для Него, но для нас самих. Таков, действительно, закон любви: любящие считают счастьем для себя, когда страдают за любимых (свт. Иоанн Златоуст, 54, 899-900).
***
...Любовь к Богу возвышает нас над житейскими заботами... (свт. Иоанн Златоуст, 54, 965).
***
Кто воодушевлен и горит любовью ко Господу, тот знает силу уз: он предпочтет лучше быть узником ради Христа, нежели обитать на Небесах. Это, пожалуй, даже славней, чем сидеть одесную Его; это почетнее и блаженнее, чем сидеть на двенадцати престолах... Если бы мне предложили быть с теми Силами, которые окружают стол Божий, или сделали таким же узником, <как апостол Павел>, я предпочел бы скорее стать таким узником, потому что нет ничего лучше, как потерпеть какое-нибудь страдание ради Христа (свт. Иоанн Златоуст, 55, 654).
***
Если бы мы любили Христа, как любить следует, то знали бы, насколько тягостнее геенны оскорблять Любимого; а так как не любим, то и не знаем великости этого наказания, — и это есть то, из-за чего я всего более рыдаю и плачу (свт. Иоанн Златоуст, 55, 701).
***
...Любовь по Богу и целомудренна, и, так как предмет ее непреходящ, постоянна. И в какой мере открывается ей лепота добродетели, в такой же связует она с собою и друг с другом любителей одного и того же (прп. Исидор Пелусиот, 61, 140).
***
Благоискусному надлежит быть и боголюбивым, и человеколюбивым, чтобы как по высоте добродетели и по преданности Богу не пренебречь людей, так ради людей не вознерадеть о Боге, потому что любовь к Богу хотя она и гораздо выше любви к людям, но, соединенная с нею, делается еще более возвышенною (прп. Исидор Пелусиот, 61, 184).
***
Любовь к Богу возбуждает в человеке любовь к деланию добродетелей, а сим увлекается в благотворение (прп. Исаак Сирин, 58, 33).
***
...Человеку невозможно с приверженностью к миру приобрести любви к Богу, и нет возможности при общении с миром вступить в общение с Богом, и с попечением о мире иметь попечение о Боге (прп. Исаак Сирин, 58, 156).
***
Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем едином приобретает себе упокоение (прп. Исаак Сирин, 58, 276).
***
Если не знаешь Бога, невозможно возбудиться в тебе любви к Нему (прп. Исаак Сирин, 58, 366).
***
Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого (прп. Иоанн Лествичник, 57, 249).
***
Любовь, всецело к Богу устремленная, связует любящих с Богом и друг с другом (авва Фалассий, 91, 313).
***
Ум, Божественною любовию движимый, возделывает благие о Боге мысли, движимый же самолюбием порождает противное тому (авва Фалассий, 91, 331).
***
Соблюди заповеди, и найдешь покой, возлюби Бога, и улучишь ведение (авва Фалассий, 91, 335).
***
Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец же ее — любовь к Богу (авва Фалассий, 91, 337).
***
...Всеблажен огнь огнем вожделения Бога и любовью к Нему возжигающий в себе каждодневно (прп. Феодор Студит, 92, 185).
***
...Любящий Единого <Бога> всех других оставляет позади, и боящийся Единого никого другого бояться не может (прп. Феодор Студит, 92, 352—353).
***
...Пусть изменяется время и дни настанут ины, но вы в своей покорности воле Божией и в своей к Нему любви пребудьте неизменны (прп. Феодор Студит, 92, 428—429).
***
...Если ты искренно возлюбишь Бога и будешь твердо стоять в сей любви, то никакая страсть не возобладает тобою, и никакое нуждение тела не вознасилует тебя Ибо как невозможно, чтобы тело подвиглось на какое-либо дело само собою без души, так невозможно, чтоб и душа соединившаяся с Богом посредством любви, вступать стала в сношение с другим чем-либо и склонилась на пожелания и удовольствия чувственные или увлеклась похотением чего-либо видимого и какою-либо страстию. Потому что все стремление сердца ее или, лучше скажу, вся воля ее связана крепко узами сладчайшей любви к Богу а когда душа ссоюзится и сочетается... с Творцом своим, тогда возможно ли, скажи мне, чтоб она испытывала жжение плотское или была подвигаема на похоть, и тем паче чтоб и исполняла ее? Никак не возможно (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 352).
***
...Ни одному человеку невозможно стяжать совершенную любовь к Богу иначе, как только верою чистою и надеждою твердою и несомненною (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 403).
***
Любовь <к Спасителю>... есть действие Духа или, лучше, существенное Его присутствие, ипостасно(???????????) видимое внутри меня, (как) свет. Свет же этот несравним и весь невыразим (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 220).
***
Глубоко уязвившийся любовию к Богу не имеет достаточных к удовлетворению сего расположения сил тела, ибо в трудах и потах подвижничества нет насыщения сему его расположению. Находясь в состоянии, подобном тому, в каком находится томимый крайнею жаждою, ничем не может он до насыщения удовлетворить внутренней жгущей его жажды; день и ночь готов он быть в трудах, но силы тела оставляют его. Полагаю, что, таким же сверхъестественным жаром любви пленены быв, и мученики Христовы не чувствовали мук и насыщения не имели, предаваясь им; но сами себя побеждали распаленным к Богу рвением, и всегда находили, что страдания их далеко отстают от меры их пламенного желания страдать за Господа (прп. Никита Стифат, 93, 113—114).
***
Если любишь быть другом Христовым, ненавидь злато и его ненасытное любление, так как оно к себе обращает помышление любящего его и отрывает его от сладчайшей любви к Господу Иисусу, которая является не в виде слова, а в виде действования по заповедям Его (прп. Никита Стифат, 93, 127).
***
Любящий Бога и ничего не почитающий достойным предпочтения любви к Богу и ближнему познал и глубины Божии, и тайны Царствия Его... (прп. Никита Стифат, 93, 159).
***
Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно: потому что любовь есть Бесконечный Бог (ср.: 1 Ин. 4, 16) (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 128).
***
Чтобы возлюбить Бога и в Боге ближнего, необходимо очиститься от вожделения скотоподобного (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 259).
***
Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святаго Духа (см.: Рим. 5, 5) (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 52).
***
Если желаем стяжать любовь к Богу — возлюбим Евангельские заповеди, продадим наши похотения и пристрастия, купим ценой отречения от себя село — сердце наше... возделаем его заповедями и найдем сокровенное на нем небесное сокровище — любовь.
***
Что же ожидает нас на этом селе? — Нас ожидают труды и болезни; нас ожидает супостат, который нелегко уступит нам победу над собою; нас ожидает, для противодействия нам, живущий в нас грех (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 68).
***
Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия... (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 257—258).