Что свойственно любви к ближнему? — Искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной (свт. Василий Великий, 7, 417).
***
...Все вступившие в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и председящими <пресвитерами> во образ и учение нетления (сщмч. Игнатий Богоносец, 94, 281).
***
Таковы души святых! Они врагов любят более, нежели самих себя. Потому и в нынешнем веке и в будущем во всем предпочитают ближнего, хотя бы он и враг им был по злому своему произволению; святые не ищут воздаяния от тех, кого они любят, но — как сами получающие — радуются, когда отдают другим все свое, чтобы угодить чрез то Благодетелю и, по силе своей, подражать Его человеколюбию, ибо Он благ и к неблагодарным и грешным (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 173).
***
Когда есть какое дело с мздовоздаянием, пусть приобщится к нему с тобою и брат твой... (прп. авва Исайя, 89, 289).
***
Любите... братий своих любовию святою и блюдите язык свой, чтоб не выпустить слова неподобающего, которое могло бы уязвить брата (прп. авва Исайя, 89, 315).
***
Возлюби верных, чтоб через них получить милость (прп. авва Исайя, 89, 348).
***
Сделать какой-либо вред ближнему, или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему (свт. Василий Великий, 7, 311).
***
...Кто о грехе ближнего источил горячие слезы, тот исцелил себя самого тем, что оплакивал брата (свт. Василий Великий, 8, 73).
***
...Кто любит ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним (свт. Василий Великий, 8, 90).
***
При всяком успехе ближнего своего веселись и прославляй Бога, потому что его успехи суть твои, а твои — его (свт. Василий Великий, 9, 49).
***
...Любящий одного предпочтительно пред другими обличает себя в том, что не имеет совершенной любви к другим (свт. Василий Великий, 9, 67).
***
Как Бог всем дает возможность равно приобщаться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и равночестный луч любви (свт. Василий Великий, 9, 68).
***
...Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя (свт. Василий Великий, 9, 89).
***
...Блажен, кто плачет о согрешающем, который чрез это подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который... приобретает сим несравненную выгоду (свт. Василий Великий, 9, 251).
***
Без любви всякое дело нечисто. Если хранит кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным... если строит церкви или иное что большее делает — все сие без любви ни во что не вменится пред Богом; потому что неблагоугодно сие Богу. Итак, ничего не предпринимай делать без любви (прп. Ефрем Сирин, 31, 352—353).
***
Кого любишь, люби не ради какой-либо потребности, и да не будет у тебя притворства (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).
***
Если не возлюбишь ближнего, то не узнаешь, как любить самого себя (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).
***
Обретя... познание Божие и уразумев страх, удобно преуспеешь и в последующем, т. е. в любви к ближнему... А без первого и второе не может быть чисто. Ибо кто не любит Бога от всей души и от всего сердца, тот приложит ли правильно и без лести попечение о любви к братьям, не выполняя любви к тому, ради чего прилагается попечение о любви к братьям? (прп. Макарий Египетский, 67, 333).
***
...Пусть каждый... прилагает попечение о пользе ближнего и почитает ее величайшим приобретением для себя самого... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 644).
***
Как огонь сжигает терние, так и человеколюбие раздражает людей бесчеловечных и жестоких, потому что оно служит обличением и укоризною их нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 48, 320).
***
Любовь к телесной красоте смешана с огорчением; напротив, любовь к красоте душевной соединена с чистым, невозмущаемым удовольствием (свт. Иоанн Златоуст, 50, 383).
***
Человеколюбив не тот, кто сам поражает и исцеляет пораженных им, но тот, кто врачует раны, нанесенные другими (свт. Иоанн Златоуст, 50, 542).
***
...Не столько елей укрепляет тело, сколько человеколюбие укрепляет душу и соделывает ее ничем не победимою и неуловимою для диавола (свт. Иоанн Златоуст, 50, 658).
***
В делах духовных подавать друг другу руку - признак братской любви, родственной дружбы, искреннего благорасположения (свт. Иоанн Златоуст, 51, 126).
***
...Помня, что, хотя бы мы сами и не трудились, а только сочувствовали трудящемуся, мы можем разделять с ним венцы его, оставим всякую зависть и насадим в душах наших любовь, чтобы, сорадуясь благополучию братий наших, мы могли сподобиться благ настоящих и будущих... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 241).
***
...Любовь... есть мать добра: она произрастает от души добродетельной, а где порок, там увядает это растение (свт. Иоанн Златоуст, 51, 484).
***
...Мы сподобляемся одних и тех же Таинств, одной и той же духовной пищи. Вот побуждения к любви! Но как, скажут нам, сохранить теплоту любви? А что возбуждает любовь плотскую? Телесная красота. Соделаем же и души наши прекрасными и будем питать любовь друг к другу... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 355).
***
...Не любящий брата, хотя бы расточил имение и просиял в мученичестве, ни в чем не достигнет успеха... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 559).
***
Если любимый тобою и сам тебя любит, то он оказал уже тебе воздаяние, а если любимый тобою не любит тебя, то он поставил за себя Бога должником твоим. Сверх того, когда он любит тебя, то не много нужно тебе прилагать о нем попечения, а когда не любит, тогда особенно он и имеет нужду в твоей помощи (свт. Иоанн Златоуст, 52, 816).
***
Не нужно нам ни трудов, ни подвигов, если мы любим друг друга, это — путь, который сам собою ведет к добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 55, 165—166).
***
...Будем привлекать необузданных, а грешников будем прощать, будем выражать вместе с божественным законом много человеколюбия... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 290-291).
***
Как Сам <Господь> взирал не на собственную высоту, но на полезное для людей, и, уничижив Себя, соблаговодил принять зрак раба, чтобы рабов ввести в сыноположение, так и каждому из нас повелел не на собственную выгоду взирать, но иметь в виду пользу ближних. А если кто думает, что, снисходя, потерпит вред, то пусть узнает, что сие снисхождение возведет его на высоту почести (прп. Исидор Пелусиот, 61, 386—387).
***
Блажен <человек>, который со всею радостию взирает на спасение и преуспеяние всякого, как на свое собственное (прп. Нил Синайский, 71, 195).
***
Любви к брату своему не заменяй любовию к какой- либо вещи, потому что брат твой тайно приобрел внутрь себя Того, Кто всего драгоценнее (прп. Исаак Сирин, 58, 33).
***
...Без любви к ближнему ум не может просвещаться божественною беседою и любовию (прп. Исаак Сирин, 58, 250).
***
Кто втайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей (прп. Исаак Сирин, 58, 396).
***
Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок (прп. Исаак Сирин, 58, 396).
***
Кто руку свою простирает на помощь ближнему своему, тот в помощь себе приемлет Божию мышцу (прп. Исаак Сирин, 58, 396).
***
Кто защищает обиженного, тот поборником себе обретает Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 396).
***
...Прекрасна и похвальна любовь к ближнему, если только попечение ее не отвлекает нас от любви Божией (прп. Исаак Сирин, 58, 402).
***
Научитесь и вы друг друга тяготы носити (Гал. 6, 2), научитесь благоговеть друг пред другом; и если кто из вас услышит от кого-нибудь неприятное слово или если потерпит что сверх ожидания, то он не должен тотчас малодушествовать или тотчас возмущаться (гневом), чтобы во время подвига и пользы не оказался он имеющим сердце расслабленное, беззаботное, нетвердое, не могущее выдержать никакого приражения, как бывает с дыней: если хотя малый сучок коснется ее, тотчас делает в ней повреждение, и она гниет. Напротив, имейте сердце твердое, имейте великодушие: пусть ваша любовь друг к другу побеждает все случающееся (прп. авва Дорофей, 29, 66).
***
Каждый да служит телу по силе своей, и старайтесь постоянно помогать друг другу: или учением, влагая слово Божие в сердце брату, или утешением во время скорби, или подаянием помощи в деле служения (прп. авва Дорофей, 29, 87).
***
...Не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему и успокоишься и, таким образом, приведешь и ближнего к любви (прп. авва Дорофей, 29, 189).
***
Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеянии и дарованиях (прп. Иоанн Лествичник, 57, 40).
***
Всякого человека от души любить должно, упование же возлагать на одного Бога и Ему единому служить всею крепостию. Ибо пока Он хранит нас, то и друзья все нам благоприятствуют, и враги все сделать нам зла не сильны. А когда Он нас оставит, то и друзья все от нас отвращаются, и враги все берут силу над нами (прп. Максим Исповедник, 91, 227).
***
Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих (прп. Феодор Студит, 92, 67).
***
Будем любить друг друга по душе, а не по телу (прп. Феодор Студит, 92, 366).
***
Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, и добрым и злым, и знаемым и незнаемым, как и Сам Бог всем благотворит... (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 32).
***
На всех верных должны мы смотреть, как на одного, и думать, что в каждом из них пребывает Христос, и такое любовное иметь к нему расположение, чтоб быть готовыми положить за него души свои. Отнюдь не должно нам говорить или думать, что кто-либо зол, но всех видеть добрыми, как сказано. Хотя увидишь кого боримым страстьми, не брата, а страсти ненавидь, борющие его. А когда увидишь такого, над которым тиранствуют похоти и недобрые привычки, имей к нему еще большее сострадание, чтоб иначе и самому не быть искушенным подобно ему, как изменчивому и состоящему под влиянием изменчивого вещества (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 525).
***
Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 123).
***
Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым Духом... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 128).
***
Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царствия Небесного (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 128).
***
Хотя заповедь о любви к Богу столько возвышеннее заповеди о любви к образу Божию — человеку, сколько Бог возвышеннее Своего образа, однако заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 87).
***
Причина... любви <к ближнему> одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 90).
***
Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 90).
***
...Все вступившие в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и председящими <пресвитерами> во образ и учение нетления (сщмч. Игнатий Богоносец, 94, 281).
***
Таковы души святых! Они врагов любят более, нежели самих себя. Потому и в нынешнем веке и в будущем во всем предпочитают ближнего, хотя бы он и враг им был по злому своему произволению; святые не ищут воздаяния от тех, кого они любят, но — как сами получающие — радуются, когда отдают другим все свое, чтобы угодить чрез то Благодетелю и, по силе своей, подражать Его человеколюбию, ибо Он благ и к неблагодарным и грешным (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 173).
***
Когда есть какое дело с мздовоздаянием, пусть приобщится к нему с тобою и брат твой... (прп. авва Исайя, 89, 289).
***
Любите... братий своих любовию святою и блюдите язык свой, чтоб не выпустить слова неподобающего, которое могло бы уязвить брата (прп. авва Исайя, 89, 315).
***
Возлюби верных, чтоб через них получить милость (прп. авва Исайя, 89, 348).
***
Сделать какой-либо вред ближнему, или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему (свт. Василий Великий, 7, 311).
***
...Кто о грехе ближнего источил горячие слезы, тот исцелил себя самого тем, что оплакивал брата (свт. Василий Великий, 8, 73).
***
...Кто любит ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним (свт. Василий Великий, 8, 90).
***
При всяком успехе ближнего своего веселись и прославляй Бога, потому что его успехи суть твои, а твои — его (свт. Василий Великий, 9, 49).
***
...Любящий одного предпочтительно пред другими обличает себя в том, что не имеет совершенной любви к другим (свт. Василий Великий, 9, 67).
***
Как Бог всем дает возможность равно приобщаться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и равночестный луч любви (свт. Василий Великий, 9, 68).
***
...Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя (свт. Василий Великий, 9, 89).
***
...Блажен, кто плачет о согрешающем, который чрез это подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который... приобретает сим несравненную выгоду (свт. Василий Великий, 9, 251).
***
Без любви всякое дело нечисто. Если хранит кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным... если строит церкви или иное что большее делает — все сие без любви ни во что не вменится пред Богом; потому что неблагоугодно сие Богу. Итак, ничего не предпринимай делать без любви (прп. Ефрем Сирин, 31, 352—353).
***
Кого любишь, люби не ради какой-либо потребности, и да не будет у тебя притворства (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).
***
Если не возлюбишь ближнего, то не узнаешь, как любить самого себя (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).
***
Обретя... познание Божие и уразумев страх, удобно преуспеешь и в последующем, т. е. в любви к ближнему... А без первого и второе не может быть чисто. Ибо кто не любит Бога от всей души и от всего сердца, тот приложит ли правильно и без лести попечение о любви к братьям, не выполняя любви к тому, ради чего прилагается попечение о любви к братьям? (прп. Макарий Египетский, 67, 333).
***
...Пусть каждый... прилагает попечение о пользе ближнего и почитает ее величайшим приобретением для себя самого... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 644).
***
Как огонь сжигает терние, так и человеколюбие раздражает людей бесчеловечных и жестоких, потому что оно служит обличением и укоризною их нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 48, 320).
***
Любовь к телесной красоте смешана с огорчением; напротив, любовь к красоте душевной соединена с чистым, невозмущаемым удовольствием (свт. Иоанн Златоуст, 50, 383).
***
Человеколюбив не тот, кто сам поражает и исцеляет пораженных им, но тот, кто врачует раны, нанесенные другими (свт. Иоанн Златоуст, 50, 542).
***
...Не столько елей укрепляет тело, сколько человеколюбие укрепляет душу и соделывает ее ничем не победимою и неуловимою для диавола (свт. Иоанн Златоуст, 50, 658).
***
В делах духовных подавать друг другу руку - признак братской любви, родственной дружбы, искреннего благорасположения (свт. Иоанн Златоуст, 51, 126).
***
...Помня, что, хотя бы мы сами и не трудились, а только сочувствовали трудящемуся, мы можем разделять с ним венцы его, оставим всякую зависть и насадим в душах наших любовь, чтобы, сорадуясь благополучию братий наших, мы могли сподобиться благ настоящих и будущих... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 241).
***
...Любовь... есть мать добра: она произрастает от души добродетельной, а где порок, там увядает это растение (свт. Иоанн Златоуст, 51, 484).
***
...Мы сподобляемся одних и тех же Таинств, одной и той же духовной пищи. Вот побуждения к любви! Но как, скажут нам, сохранить теплоту любви? А что возбуждает любовь плотскую? Телесная красота. Соделаем же и души наши прекрасными и будем питать любовь друг к другу... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 355).
***
...Не любящий брата, хотя бы расточил имение и просиял в мученичестве, ни в чем не достигнет успеха... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 559).
***
Если любимый тобою и сам тебя любит, то он оказал уже тебе воздаяние, а если любимый тобою не любит тебя, то он поставил за себя Бога должником твоим. Сверх того, когда он любит тебя, то не много нужно тебе прилагать о нем попечения, а когда не любит, тогда особенно он и имеет нужду в твоей помощи (свт. Иоанн Златоуст, 52, 816).
***
Не нужно нам ни трудов, ни подвигов, если мы любим друг друга, это — путь, который сам собою ведет к добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 55, 165—166).
***
...Будем привлекать необузданных, а грешников будем прощать, будем выражать вместе с божественным законом много человеколюбия... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 290-291).
***
Как Сам <Господь> взирал не на собственную высоту, но на полезное для людей, и, уничижив Себя, соблаговодил принять зрак раба, чтобы рабов ввести в сыноположение, так и каждому из нас повелел не на собственную выгоду взирать, но иметь в виду пользу ближних. А если кто думает, что, снисходя, потерпит вред, то пусть узнает, что сие снисхождение возведет его на высоту почести (прп. Исидор Пелусиот, 61, 386—387).
***
Блажен <человек>, который со всею радостию взирает на спасение и преуспеяние всякого, как на свое собственное (прп. Нил Синайский, 71, 195).
***
Любви к брату своему не заменяй любовию к какой- либо вещи, потому что брат твой тайно приобрел внутрь себя Того, Кто всего драгоценнее (прп. Исаак Сирин, 58, 33).
***
...Без любви к ближнему ум не может просвещаться божественною беседою и любовию (прп. Исаак Сирин, 58, 250).
***
Кто втайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей (прп. Исаак Сирин, 58, 396).
***
Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок (прп. Исаак Сирин, 58, 396).
***
Кто руку свою простирает на помощь ближнему своему, тот в помощь себе приемлет Божию мышцу (прп. Исаак Сирин, 58, 396).
***
Кто защищает обиженного, тот поборником себе обретает Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 396).
***
...Прекрасна и похвальна любовь к ближнему, если только попечение ее не отвлекает нас от любви Божией (прп. Исаак Сирин, 58, 402).
***
Научитесь и вы друг друга тяготы носити (Гал. 6, 2), научитесь благоговеть друг пред другом; и если кто из вас услышит от кого-нибудь неприятное слово или если потерпит что сверх ожидания, то он не должен тотчас малодушествовать или тотчас возмущаться (гневом), чтобы во время подвига и пользы не оказался он имеющим сердце расслабленное, беззаботное, нетвердое, не могущее выдержать никакого приражения, как бывает с дыней: если хотя малый сучок коснется ее, тотчас делает в ней повреждение, и она гниет. Напротив, имейте сердце твердое, имейте великодушие: пусть ваша любовь друг к другу побеждает все случающееся (прп. авва Дорофей, 29, 66).
***
Каждый да служит телу по силе своей, и старайтесь постоянно помогать друг другу: или учением, влагая слово Божие в сердце брату, или утешением во время скорби, или подаянием помощи в деле служения (прп. авва Дорофей, 29, 87).
***
...Не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему и успокоишься и, таким образом, приведешь и ближнего к любви (прп. авва Дорофей, 29, 189).
***
Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеянии и дарованиях (прп. Иоанн Лествичник, 57, 40).
***
Всякого человека от души любить должно, упование же возлагать на одного Бога и Ему единому служить всею крепостию. Ибо пока Он хранит нас, то и друзья все нам благоприятствуют, и враги все сделать нам зла не сильны. А когда Он нас оставит, то и друзья все от нас отвращаются, и враги все берут силу над нами (прп. Максим Исповедник, 91, 227).
***
Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих (прп. Феодор Студит, 92, 67).
***
Будем любить друг друга по душе, а не по телу (прп. Феодор Студит, 92, 366).
***
Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, и добрым и злым, и знаемым и незнаемым, как и Сам Бог всем благотворит... (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 32).
***
На всех верных должны мы смотреть, как на одного, и думать, что в каждом из них пребывает Христос, и такое любовное иметь к нему расположение, чтоб быть готовыми положить за него души свои. Отнюдь не должно нам говорить или думать, что кто-либо зол, но всех видеть добрыми, как сказано. Хотя увидишь кого боримым страстьми, не брата, а страсти ненавидь, борющие его. А когда увидишь такого, над которым тиранствуют похоти и недобрые привычки, имей к нему еще большее сострадание, чтоб иначе и самому не быть искушенным подобно ему, как изменчивому и состоящему под влиянием изменчивого вещества (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 525).
***
Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 123).
***
Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым Духом... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 128).
***
Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царствия Небесного (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 128).
***
Хотя заповедь о любви к Богу столько возвышеннее заповеди о любви к образу Божию — человеку, сколько Бог возвышеннее Своего образа, однако заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 87).
***
Причина... любви <к ближнему> одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 90).
***
Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 90).