...Любовь <Божия> не может быть в нас, когда душа так разделена, что, по-видимому, и Бога ищет, и любит мир (прп. авва Исайя, 59, 157).

***

Ничего нет в мире такого, что бы могло отлучить от любви Божией того, в ком оная обитает (прп. авва Исайя, 59, 80).

***

Всякий врач с помощью врачевств исцеляет болезни; а Твоя любовь, Господи, поспешает к каждому без зелий и врачевств (прп. Ефрем Сирин, 33, 127).

***

Кроткими делает самых упорных любовь Твоя, <Господи>, и самых свирепых учение Твое; и благость Твоя всегда старается взыскать погибших (прп. Ефрем Сирин, 33, 128).

***

Не скорбит столько отец, погребающий любимого сына, сколько жалеет Бог о душе, умерщвленной грехом (прп. Ефрем Сирин, 34, 50).

***

...Любовь <Христова> для украшающегося ею — полнота лепоты (прп. Ефрем Сирин, 34, 230).

***

Бог любит праведников, когда наказывает их проступки (прп. Ефрем Сирин, 34, 320).

***

Любовь Его прекраснее всяких ароматов ( Ефрем Сирин, 34, 320).

***

Поистине, никакой плотолюбец, хотя бы крайне распаленный, не пламенеет так к любимой им, как Бог желает спасения наших душ (свт. Иоанн Златоуст, 44, 22).

***

...Претерпел <Сын Божий> Крест по Своему хотению и по желанию устроить спасение всего рода человеческого... Если мы решимся положить и самую жизнь свою за Его закон и для соблюдения данных от Него заповедей — и тогда не возможем достигнуть той меры любви, какую Он заявил в отношении к нашему роду (свт. Иоанн Златоуст, 47, 372).

***

...В чем, скажешь, <Божие> человеколюбие, если Он судит по правде? Во-первых, в том, что Он не вдруг посылает наказание, а больше всего — что Он прощает все грехи в купели возрождения; во-вторых, в том, что подает и покаяние (свт. Иоанн Златоуст, 48, 78).

***

...Ты не думай, что Сын послан Богом Отцом только для спасения всего мира. Если бы только один человек нуждался в искуплении, то тем не менее Бог не нашел бы недостойным послать Своего Сына (свт. Иоанн Златоуст, 49, 307).

***

Если я скажу, что Бог простер небо и землю, расширил море, послал пророков и Ангелов, я не выражу в такой мере Его благости. Верх благодеяний Его состоит в том, что Он не пощадил Сына Своего для спасения отчуждившихся от Него рабов (свт. Иоанн Златоуст, 50, 521).

***

...И то служит доказательством великого человеколюбия Божия, что Бог не только дал Сына, но и отложил время Суда, чтобы согрешившие и неверующие имели возможность очистить свои согрешения (свт. Иоанн Златоуст, 51, 180).

***

Если не скоро кто-нибудь согласится умереть и за добродетельного человека, то представь любовь твоего Владыки, когда Он оказался распятым не за добродетельных, но за грешников и врагов (свт. Иоанн Златоуст, 52, 587).

***

Если возлюбленная царя считается блаженною больше всех, то чего удостаивается та, которую любит Бог великою любовью? Если противопоставить ей целую вселенную, то ничто не сравнится с красотою ее (свт. Иоанн Златоуст, 55, 238).

***

...Чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его. Здесь Бог силу Свою показует во спасении его (прп. Исаак Сирин, 58, 222).

***

...Нельзя словом высказать и умом измерить предельную любовь и благостыню Его <Бога> к нам (прп. Феодор Студит, 92, 310).

***

Не так любит жених невесту свою, не так родители радеют о детищах своих, как любит нас и радеет о нас Владыка всяческих — Бог (прп. Феодор Студит, 92, 310).

***

Блажен и преблагословен, кто... возжигает в себе до небес восходящий пламень любви Божественной (прп Феодор Студит, 92, 326).

***

...<Бог> человеколюбив к тем, которые чувствуют Его человеколюбие, чтут Его и благодарят, как подобает. Если же ты, ни во что ставя любовь Его всеуслаждающую, полюбишь что-либо другое и с тем свяжешь всецело все стремление души своей и станешь услаждаться другою какою сластью, или ястием, или питием, или одеждою, или лицом каким красивым, или золотом, или серебром, или другим чем, и душа твоя воспохотствует того и побеждена будет любовию к тому, то возможно ли, чтобы Бог, естественно чистый и тебя соделавший таковым благодатию Духа Святаго, продолжал быть в общении и обращаться с тобою, когда ты уклонился сердцем на другое, а не тотчас оставил тебя? — Само собою явно, что Он всеконечно оставит тебя ( Симеон Новый Богослов 77, 367-368).

***

...Ни великость преступлений, ни множество грехов, ни постыдность деяний никогда не превзойдут многого, лучше же, премногого человеколюбия <Божия>... (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 25).

***

...Открыв чрез естество и тварь познание добродетели, <Бог> приставил Ангелов-хранителей; воздвиг для руководства отцов и пророков; явил знамения и чудеса, ведущие к вере; дал нам писаный Закон, помогающий закону, вло­женному в разумное наше естество, и познанию, полученному на основании (созерцания) твари. Наконец, после того, как мы все оставили без внимания, — о какое нерадение с нашей стороны и, напротив, какое великодушие и вместе заботливость со стороны Любящего нас! — Он Самого Себя отдал за нас, истощив богатство Своего Божества в нашу худость, восприяв наше естество и став Человеком, как мы, благоволил стать нашим Учителем; и Сам учит нас о величии Его человеколюбия, явив сие делом и словом, и вместе побуждая к подражанию Его сострадания к людям, и отстраняя несострадательное расположение души слушающих (свт. Григорий Палама, 26, 33-34)

*********

Авва Макарий, проходя однажды с братиями через Египет, услышал слово отрока, который говорил своей матери: «Матушка! Один богач любит меня, а я ненавижу его; а такой-то бедный ненавидит меня, а я люблю его». Услышав сие, авва Макарий удивился. Братия говорят ему: «Что значат эти слова, что ты, отец, удивился?» Старец отвечает им: «Истинно, Господь наш богат и любит нас, и мы не хотим слушать Его; а враг наш диавол беден и ненавидит нас, и мы любим скверны его» (97, 148).