Святитель Феофан Затворник

Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных молитвословий краткими. Четки.

Начинали молитву с установленных молитв, и потом уже, если в продолжение их находила молитва самодвижная, оставляли их и молились сею молитвою. Если они так, тем паче нам так надо поступать. Без установленных молитв и совсем не знаем, как помолиться. Не будь их, и совсем оставались бы мы без молитвы.

Однако ж не надо много набирать молитв. Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых, от чего трудно удержаться, когда их набрано не в меру, в жару усердия молитвенного. Для вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром и вечером положенных в Молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим. Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца.

Затем, обсудив и обчувствовав молитвы, потрудитесь заучить их на память, чтобы не хлопотать уже о Молитвеннике и свете, когда придет время молитвы, и чтоб во время совершения ее не развлекаться тем, что видит глаз, а удобнее держаться в мысленном к Богу обращении. Сами увидите, как это многопомощно. Да и то, что в таком случае во всякое время и во всяком месте Молитвенник с вами, много значит. Так подготовясь, когда стоите на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство - от холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и теплоту чувства возгнетать. После каждой прочитанной молитвы кладите поклонов, сколько рассудите, со своим молитвенным словом о чувствуемой нужде или с обычной краткой молитовкой. Чрез это молитва немного продлится, но сила ее возрастать будет. Особенно по окончании молитв подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и предавая себя в руки Божий на целый день.

И днем надо поддерживать молитвенное внимание к Богу. Для этого, как не раз уже говорено, память о Боге, а для нее - краткословная молитва. Хорошо, и очень хорошо заучить на память несколько псалмов и читать их за делом или между делом, иногда вместо коротенькой молитовки, с размышлением. Это древнейший обычай христиан, замеченный и введенный в Устав еще святым Пахомием и святым Антонием.

Проведши так день, вечером усерднее и собраннее помолитесь, усугубьте и поклоны, и свои к Богу обращения и, паки предав себя в руки Божий, отходите ко сну с краткой молитвой на устах, и засыпайте с нею или с прочитыванием какого-либо псалма.

Какие псалмы заучить? Заучите, какие вспадут на сердце при прочитывании их. На одного одни, на другого другие псалмы более действуют. Начните с Помилуй мя, Боже. .. (Пс. 50), далее Благослови, душе моя, Господа... (Пс. 102) и Хвали, душе моя, Господа... (Пс. 145) - антифонные псалмы литургии; еще начальные псалмы в правиле ко Святому Причастию: Господь пасет мя... (Пс. 22), Господня земля, и исполнение ея... (Пс. 23), Веровах, темже возглаголах... (Пс. 115); псалом первый повечерия: Боже, в помощь мою вонми... (Пс. 69). Псалмы часов... и подобные. Читайте Псалтирь - и выбирайте.

Заучив все сие, вы будете всегда во всеоружии молитвенном. Когда придет какая смутительная мысль, спешите или с краткой молитвой к Господу припадать, или читать какой-либо псалом, особенно: Боже, в помощь мою вонми... - и все облако смущения тотчас развеется.

Вот вам и все о молитвенном правиле. Но и еще повторю: помните, что все сие суть пособия, главное же - умное в сердце Богу предстояние с благоговеинством и болезненное к Нему припадание.

Пришло мне на мысль сказать вам еще и вот что! Можно все правило молитвенное ограничить одними поклонами с коротенькой молитовкой и со своим молитвенным словом. Становитесь и кладите поклоны, говоря: Господи, помилуй! -или другую какую молитву, изъявляя свою нужду или хвалу и благодарение Богу воздавая. Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время, сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе. Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькой молитвой, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, четки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами Молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так: скажут Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, (или грешную) - и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз - и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут - поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках - поясной, а при больших - земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых кельях, например на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите, или иногда захотите, и вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его, как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю вам четочки. Поступите вот как. Заметьте, сколько у вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по четкам, и смотрите, сколько раз вы пройдете четки в продолжение времени, употребляемого вами обычно на молитву. Это число пусть и будет мерой вашего правила. Это вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя.

Прочитав это, не подумайте, что гоню вас в монастырь. О молитве по четкам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять - по заученным молитвам. И так - вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильна идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови вас, Господи!

Продолжение следует...