Святитель Феофан Затворник

Искушения со стороны домашних неприятностей. Покорность родителям как приготовление к монастырскому послушанию.

Милость Божия буди с вами!

Вот и еще! То неверкою хотел вас сделать враг, а теперь делает бунтовщицей, и против кого же? Против родителей.

Боже мой, какое ропотливое письмо ваше! А что там такое случилось?! Верно, блоха укусила. Всячески догадываюсь, что это какая-нибудь мелочь, что и сказать-то о ней нечего. А в голове вашей она вгромождена в такую величину, что и глазом не окинешь. Все враг, все враг. Он гонит вас из-под крова родительского, чтобы свернуть вам голову. Вот и раздувает всякую мелочь в гору, подавляющую вас. Вы описать не можете, что это такое. Я вам наперед скажу, что и описывать нечего. Это обычная вражеская уловка - запутывать ум наш неопределенностями. И огорчения, им возбуждаемые, и дурацкие его утешения он умеет так закрывать призрачностями, что, ничего в них не видя определенного, думают, однако ж, что они суть нечто великое. А стал разбирать - все разлетится: ни горя, ни утешения нет там, где их указывались горы. Все обман. И теперь над вами устроил он обман. Извольте перекреститься и плюнуть на эти советы врага.

Неприятности, неприятности! Я уверен, что их совсем нет. Но пусть и в самом деле они есть, разве бежать от них надо?! Их надо переносить благодушно и с благодарением Господу. Враг ведь это разжигает вас. Когда воин встречает врага, бежать разве ему надо? Надо воевать. И вам тоже. Вы же что? Враг рога только показал, воздымая какие-то неприятности, а вы уж и бежать. И думать не думайте. Из-под крова родительского, после принятого вами намерения не вязать себя браком, вам только два выхода: или в монастырь, или в сестры милосердия; то или другое - с благословения самих родителей. Пока же не устроилось ни то ни другое, сидите дома и все терпите. Извольте сейчас же стать пред Господом, искренно покаяться в своем дурном смущении и изречь твердое решение: буду ждать, буду все сносить благодушно. Да будет во всем воля Твоя, Господи!

Не умею понять, как можете вы расходиться с родителями в чем-либо? Если это касается суждений о чем-либо, то почему вам не уступать в этом всякий раз со смирением? Они постарше вас и поопытнее. Ошибку в суждении скорее вам следует за собою признать, чем предполагать ее у них. Так и полагайте: верно, я плохо вижу - и соглашайтесь с их мнением. Если это касается каких-либо распоряжений по дому, опять сделать по-ихнему, и конец. Если не можете чего сделать, объясните, что не можете, и тоже конец. Если несмотря на то они будут настаивать, делайте как можете. И не могу я придумать ни в чем у вас такого разладу, чтобы его нельзя было сладить. Все враг из мухи слона строит.

Да уж вы не хотите ли, чтобы все пошло как вам хочется? Вот гордячка! Не только это незаконно в отношении чего-либо по дому, но даже и в отношении вас самих. Извольте же отрешить себя на совершенную покорность родителям и все делайте в угодность им, чтобы успокаивать дух их. Это и будет предварительным приготовлением к будущему монастырскому послушанию или исполнительности в общине сестер милосердия. Вот Апостол для всех положил законом повиноваться друг другу в страхе Божием (Еф. 5, 21). А вы родителям поперечить беретесь, и расходитесь с ними, Бога не боясь. На что это похоже? В чьей школе научились вы такой мудрости?!

Блюдите же, повторяю вам еще, како опасно ходите! Благослови вас, Господи!

Продолжение следует...