Мария Васильева



В одном из путешествий дорога привела меня в удивительное место - Покрово-Тервенический монастырь.
У этого монастыря история начинается с того, что в заброшенной усадьбе графа Воронцова, а точнее в одной из сохранившихся хозяйственных построек, был открыт храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (г. Санкт-Петербург). Настоятелем храма стал иеромонах Лукиан. Он-то и строил вместе с прихожанами этот храм. Люди строящие храм впоследствии стали монашествующими Покрово-Тервенического, Александро-Свирского и Введено-Оятского монастырей. В 1997 г. храм получил статус подворья Покрово-Тервенического монастыря.
Покрово-Тервенический женский монастырь - самый молодой из российских монастырей. Он находится в деревне Тервеничи Лодейнопольского района Ленинградской области. Обычно монастыри восстанавливают на месте когда-то разрушенных, т. е. там где ранее уже существовала монашеская жизнь. А вот в Тервеничах монашества никогда не было. До революции здесь стояли приходские храмы, разрушенные в жестокие годы советской власти. И вот вокруг руин одного из таких храмов - Успенского (ныне Покровского) - и возник этот монастырь. Сестричество сформировалось на основе православной общины при храме святых мучениц в Санкт-Петербуге, там где сейчас находится монастырское подворье.



А днём рождения монастыря считается 1 июня 1991 г. В этот день, в поисках места для монастыря, в Тервеничи приехали первые насельницы, во главе с его основателем иеромонахом, а ныне архимандритом Лукианом. А настоятельство приняла одна из первых монахинь сестричества служения матушка Лукиана.
Тервеничи очень древнее селение. Расположено оно на так называемой Вепской возвышенности. Упоминание о Тервеничах содержится даже в русских летописях 12 века.
Монастырь расположился на холмах. Он воспринимается каким-то неземным, небесным, словно он сейчас оторвётся от земли и поднимется высоко в небо. Атмосфера царящая здесь тоже особенная, я бы сказала светлая, благоговейная. Красота природы манит вас в заливные луга, долины, вепский лес. Ходишь по монастырским угодьям и душа мысленно благодарит Бога за эту земную красоту. И на миг приходит благоговейный страх перед Божьим миром. Так близок Бог здесь! А ты маленький, грешный человечик, суетишься тут. Особое, удивительное место, где все ваши скрытые тёмные стороны души выходят наружу и кажется, что никого нет хуже тебя!
В этом святом месте очень трудно находиться, если твоя душа напрочь заражена мирскими грехами, и так хочется отмыть свою душу от всей этой мирской грязи!
Нам, мирским людям, очень трудно порой понять, зачем человек уходит в иное общество и становится монашествующим. Непонятно, если смотреть на монастырь глазами обычного, светского человека, живущего по правилам светской жизни, светского общества. А если посмотреть глазами духовного зрения, то всё становится предельно ясно. Монашество - это уход человека от той жизни которая мешает жить по Евангельским Заповедям, спасать свою душу, бороться за чистоту своей души. А форма монастырской жизни как раз и создаёт все условия для такого вот сосредоточения на своей внутренней жизни, на борьбе со своими страстями. Монастырь это другой мир, который живёт по своим законам! Улыбчивая, скромная сестричка рассказала о трёх монашеских обетах -послушания, нестяжания и целомудрия.



Следуя обету послушания, человек слушается Бога через внешнее послушание другим людям, преодолевая свою гордыню через отсечение собственной воли.
Очень трудно этому следовать, я всё время на этом спотыкаюсь. Гордыни оказалось во мне очень много. Ещё из этой беседы я узнала, что, по митрополиту Антонию Сурожскому, послушание это так же вслушивание в другого человека, т. е. умение не только слушать, но и слышать. Что необходимо всем людям, которые стремятся или хотя бы пытаются жить по заповедям Иисуса Христа о любви к ближнему.
Обед нестяжания заключается в борьбе со страстью иметь богатство. Или хотя бы, человек, имея состояние, умеет им разумно распоряжаться, ограничивая себя только самыми необходимыми потребностями.
Если человеку достаточно его малого состояния, то он более свободен и чувствует себя свободным. Если человек имеет большие доходы, но научился довольствоваться малым, он свободен.
Ведь если человек, вполне годную, к примеру, обувь, одежду и такие вещи как сотовый телефон или автомобиль стремится во чтобы то ни стало купить, обменять на новые только потому что они просто "вышли из моды" или захотелось иметь что-то новейшее, без особой на то надобности, то такой человек уже заражён любостяжанием и очень далёк от добродетели – нестяжания.
Под целомудрием понимается не только воздержание от половой связи до брака, но и скромность в широком смысле: в речи, в одежде.
А вот по святителю Игнатию, целомудрие это ещё и уклонение от пошлых бесед, сквернословия, особое молчание и даже безмолвие, а также служение больным людям.
28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы совершается празднование иконе Божьей Матери "Прибавление ума". В этот день монахини-сёстры молят Богородицу о просвящении разума всем христианам.