Ирина Ивановна Иванова
Нет, наверное, на свете человека, который бы ни разу в жизни не пел, ведь пение для всех нас – естественная природная потребность. И хотя причиной пения может быть грусть, печаль или тоска, чаще всего люди поют от радости, от избытка любви. А особенно прекрасно пение молитвенное, когда слова и мелодия в сердцах поющих подчинены единой высшей цели – прославлению Господа.
Богослужебное пение для многих людей стало действенным способом и средством укрепления в христианской вере на пути воцерковления. Не может быть никаких сомнений в том, что церковное или богослужебное пение полезно и необходимо всем верующим людям, ведь пение – это особое внутреннее ни с чем не сравнимое состояние.
В Священном Писании, а также во многих трудах святых отцов, учителей Церкви, говорится, что способность к пению является отличительным свойством только высших разумных существ – ангелов и людей. Когда Господь наш Иисус Христос вошел в историю человечества, в час Его рождения Вифлеемские пастухи видели «многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк 2:8-14). Этой ангельской песнью начинается новозаветная история.
Именно это событие в истории человечества является Сверхъестественным Откровением о воплощении Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. В дни Рождества Христова богослужения по сути своей наполнены песнопениями, в которых Церковь постоянно славит Христа за Его непостижимую для человеческого разума жертву, на которую Он пошел ради нас. Через пение православных богослужебных текстов мы не просто переживаем это событие – мы принимаем в нем участие. Особенно трогают сердце поющего, наполняя душу радостью, слова кондака праздника Рождества Христова, творения святого Романа Сладкопевца: «Дева днесь Пресущественнаго раждает…»
А слова текста первой самогласной стихиры на «Господи, воззвах», творения Патриарха Германа «Средостение градежа разрушися…» свидетельствует о том, что разделяющая нас с Богом стена разрушена и восстановлена связь Бога с человеком. На 40-й день по Рождестве Господа нашего Иисуса Христа родители Его – Иосиф Обручник и Пречистая Дева Мария прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. Они принесли младенца Иисуса Христа в Иерусалимский Храм согласно Закону Моисееву. Он повелевал ставить пред Господом первенцев мужеского пола в память чудесного исшествия израильтян из Египта – освобождение их от четырехвекового египетского рабства и посвящать их Богу. По словам Самого Господа: «Израиль – сын Мой и первенец Мой» (Исх 4:22).
Кроме того, в Законе о первенцах православная традиция усматривает нравственно-религиозное и таинственно-прообразовательное значение. В нравственно-религиозном отношении Закон указывал на святость и нравственную чистоту, которая требовалась от избранного народа, поставленного в особые близкие сыновние отношения к Богу (Втор 14:1-2). Евреи, избавленные от рабства языческого Египта, должны были всецело посвятить себя на служение Богу, выделить для этого служения своих первенцев, которым в ветхозаветные времена принадлежали великие права и преимущества.
По толкованию Святой Церкви в Законе о первенцах заключен духовно-таинственный образ. Он указывал на Христа Спасителя, как на «Перворожденное Слово Отца безначальна Сына первородящася Материю» (9-я песнь канона на Сретение Господне); как Первенец, Он был Материю посвящен Богу (Лк 2:22-23).
Как повествуют святые отцы Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, Андрей Критский и Тимофей, пресвитер Иерусалимский о том, что святой пророк Захария, родитель Иоанна Предтечи, пришедшую для очищения в Церковь Пречистую Деву с Младенцем поставил не на место очищающихся жен, но на место девиц. И когда книжницы и фарисеи, увидев это, начали негодовать, Захария восстал против них и возгласил, что Бог по Своему соизволению может сотворить и устроить тварь свою так, что эта Матерь раждает и по Рождестве пребудет Дева Чиста: «Того убо ради и сию Матерь не отлучих, рече, от места девиц».
Тогда жил в Иерусалиме человек именем Симеон. Согласно Евангелию, старец Симеон был человеком праведным и благочестивым, и Дух Божий почивал на нем (Лк 2:22-40). Ему было возвещено от Бога о скором пришествии в мир истинного Мессии. Когда по повелению царя Египетского Птоломея II были предприняты труды по переводу всех Пророческих книг с еврейского на греческий язык, на это дело были поставлены отцы израильские числом семьдесят; среди них был и святой старец Симеон, который был премудр и в Божественном Писании искусен. Когда он начал делать перевод текста из книги пророка Исаии: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына», он усомнился в этих словах и помыслил о том, что невозможно, чтобы Дева, не познавшая мужа, могла родить. Он хотел стереть слова этого текста, но Ангел Господень удержал его руку и сказал: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».
Долгое время старец Симеон жил ожиданием пришествия Христа Господня. И вот однажды в один из дней ожидания Дух Святой повелел Симеону идти в Храм. Старец Симеон почувствовал по вдохновению, что в Храме есть теперь Тот, Кто более Храма. Пророческий взор Симеона остановился на Деве Марии, державшей на руках Божественного Младенца. Старец увидел в Нем «…утешение Израилево», обетованного Мессию, и в священном трепете, взяв Младенца на руки, произнес благословения, которые легли в основу знаменитой песни: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих, Израиля» (Лк 2:29-32).
После этого Симеон обратился к Богородице с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35). Это пророчество праведного Симеона Богоприимца сбылось. Мы находим слова этого пророчества в тексте стихиры страстной седмицы на целование Плащаницы, глас 5: «Симеоном бо предреченное в Церкви днесь сбыстся: Мое сердце оружие пройде…» По традиции Русская Православная Церковь поет эту стихиру болгарского распева в гармонизации Д. С. Бортнянского в Великий пяток, вечера.
Текст песни праведного старца Симеона «Ныне отпущаеши» положен на 6-ой покаянный стихирный глас. Эта молитва праведного Симеона Богоприимца является ключевой для праздника Сретения Господня. Здесь, согласно церковному Преданию, произошла встреча Ветхого и Нового Завета. В праздничной стихире великой вечерни, которая поется 6-м гласом, на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах», церковь раскрывает глубокую догматическую истину Божественного истощания. «Безначальное бо Слово Отчее начало приим подлеты, не отступль Своего Божества, от Девы яко Младенец четыредесятодневен, Материю вольно приносится в Церковь законную». Во время пения этой стихиры душа поющего наполняется благоговейным умилением и рождает в сердце человека чувство глубокого покаяния, сокрушения о грехах. В отличие от большинства богослужебных текстов Нового Завета, слова этой молитвы мы находим непосредственно в тексте Евангелия (Лк 2:29-32). В центре Евангельского повествования оказываются не родители Иисуса Христа, а два земных ангела: Симеон «муж праведный и благочестивый», который «пришел… по вдохновению в Храм», и Анна пророчица «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от Храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь». Итак, Храм – это место встречи, сретения человека с Богом.
Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV, а на Западе – с V в. В 543 г. При императоре Юстиниане I, в память об избавлении жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и от землетрясения в Антиохии было установлено совершать богослужения на Сретение с особой торжественностью с крестным ходом и со свечами. Празднованием Сретения Господня Церковь исповедует истинность того, что Христос явился миру не мнением, не привидением, но Истиною. Эти слова мы находим в стихире на литии, творении преподобного Андрея Критского: Сын Божий воплощается, является во плоти Младенцем и, будучи Чистейшим, исполняет закон очищения.
Исполнение закона Богомладенцем Иисусом Христом означало конец Ветхозаветного и начало Новозаветного закона – начало благодатного Царства Христова.