Ирина Ивановна Иванова
По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма
протоиерея Романа Ковальского
Посвящается 140-летию Спасо-Парголовского храма
Вступление здесь
Стремление к Богопознанию –
врожденная потребность человеческой души
И большего Создатель возжелал,
И по любви Отцовской бесконечной
Венец творенья из земли создал,
Вдохнув в него дыханье Жизни Вечной.
Оно Творцом даровано и мне,
В нем Неба свет и боль тоски бездомной.
«Приидите…» - голос слышу в вышине,
Но как дойти средь этой ночи темной?!
(прот. Анатолий Трохин)
На протяжении всей истории человечества Церковь ясно свидетельствует о существовании в жизни народа сознательной устремленности к Богу. Именно Церковь открывает истины религиозной веры, истины Бытия Божия и бессмертия души. Она дает нам понятие о Боге, как о Творце мира и человека.
Для наших прародителей истина бытия Божия была самоочевидной, поскольку они находились в непосредственном общении с Богом (Быт 3:8).
Грехопадение первых людей покрыло высшую духовно-познавательную способность человека непроницаемой пеленой. Но возможность познания и приобщения к Богу человек сохранил в себе и после грехопадения. Человеку дарована Богом неистребимая внутренняя тяга к источнику Бытия – Богу-Творцу.
Душа человека обладает религиозным талантом – феноменом веры, вложенным в его душу Творцом. Для человека религиозного, живущего по заповедям Божиим, истина Бытия Божия самоочевидна. Он переживает присутствие Бога всем своим существом. Реальность Его Бытия, для верующего человека, постигается в живом религиозном общении.
Когда Господь наш Иисус Христос вошел в историю человечества, в час Его рождения, Вифлеемские пастухи видели многочисленное воинство небесное, славящее Бога ангельской песнью. Именно это славословие свидетельствует о начале истории Новозаветной Церкви. Это Сверхъестественное Откровение о воплощении Господа нашего Иисуса Христа призывает всех нас постоянно славить Христа за Его непостижимую для человеческого разума Жертву, на которую Он пошел ради падшего человека. По воле Бога Отца и по любви к нам, грешным людям, Он пришел в мир и стал Человеком. Своим словом и примером Иисус Христос учил людей, как надо верить и жить, чтобы быть достойными Бога и стать участниками бессмертной и блаженной жизни, дарованной нам Господом Иисусом Христом, Который распялся за наши грехи, умер на Кресте и воскрес в третий день, победив смерть: «…Смертию смерть поправ…».
О, как обрести укрепление в вере.
Душа, цепенея, спасенья не хочет.
Восстань, окаянная: гибель при дверях!
Минуты все те же, да время — короче.
Очнись, коль не хочешь услышать проклятья,
Навеки лишиться благого покрова.
Давай со слезами стоять у распятья,
Чтоб не проглядеть воскресенья Христова.
(прот. Анатолий Трохин)
Основание Новозаветной Церкви и начало ее просветительского служения
Иисус Христос является главой основанного Им Царства Божия, именуемого Церковью, в которой любящий Его народ Божий спасается, укрепляясь в вере под водительством Святого Духа.
История христианской Церкви берет свое начало со дня Святой Пятидесятницы и сошествия Святого Духа на апостолов, которые вышли на открытую и вдохновенную проповедь о Распятом и Воскресшем Спасителе мира. И богатые плоды этого не замедлили себя ждать: около трех тысяч человек в первый же день приняли Крещение во имя Иисуса Христа. (Деян 2:41). Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо – в её Таинствах, через преемников – апостолов – пастырей Церкви – епископов и священников. Святая Церковь непрестанно возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает верующим воспевати «Безначального Отца, и Собезначального Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».
Особенно умиляет своей поэтичностью и красотой самогласная стихира на «Хвалитех» праздника Пятидесятницы: «Преславная днесь видеша вси языцы во граде Давидове, егда Дух сниде Святый во огненных языцех…»
Невероятное, чудное, сверхславное событие в сей день увидели все народы в городе Давидове, когда Дух Святой сошел в огненных языцех, как возвестил Лука богословесный, ибо повествует он: «Когда были собраны Ученики Христовы, шум произошел, как от несущегося ветра сильного, и наполнил дом, где они находились и все начали изрекать необычные слова, необычные учения, необычные наставления Святой Троицы» (Деян 2:1-13).
Новозаветная Пятидесятница стала днем рождения народа (верных чад) – Церкви Христовой. Этот христианский народ живет по новым законам (принципам) своей жизни, в отличие от народа Израиля (Ветхозаветной Церкви). Для членов Новозаветной Церкви не важны ни национальность, ни социальное положение, ни пол, ни возраст. Важно одно единственное условие – вера во Христа и следование Его святым заповедям.
С тех пор это чудесное событие торжественно отмечается, как день рождения Церкви и день установления Таинства Священства. Именно в этот день исполнились слова Господа, обращенные к Апостолам еще до Его Вознесения: «… но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8).
Начиная с апостольских времен в Первенствующей Церкви не возникало вопросов о наличии церковных или нецерковных элементов в богослужении. Только что пришедшие к вере в Господа нашего Иисуса Христа, будь то эллин или иудей, «едиными устами и единым сердцем» славили Бога. Чистота веры в первые времена омывалась кровью христиан.
Именно в это время христианская вера неудержимо распространялась и среди иудеев, и среди языческих народов Римской империи. Крещение новых членов Церкви следовало сразу же за исповеданием веры во Христа без предварительной подготовки. Для христиан из иудеев такая подготовка была не нужна, а что касается христиан из язычников, то ее заменяла апостольская проповедь.
Когда прошло исключительное время апостольской проповеди, от желающих вступить в церковь стало требоваться предварительное обучение. Поэтому практика незамедлительного крещения новообращенных язычников (Деян 8:35-37) еще существовала, а потом стала уступать место другой апостольской традиции крещения и воцерковления, связанной с продолжительным оглашением (катехизацией). (Деян 18: 25-27; 20: 31; Лк 1:4). Подготовка к сознательному принятию Таинства Крещения через оглашение, в Древней церкви рассматривалась, как одна из главных задач пастырского служения. Если мы взглянем на проповедь Церкви, то увидим, что наряду с благовествованием, Церковь создает и развивает вторую форму наставления в вере, в рамках которой человек должен перед принятием Крещения научиться основам христианской веры, и научиться жить по Евангелию.
Начало систематической катехизации и основание огласительных школ
Апостолы и их последователи, исполняя заповедь Христа о Евангельской проповеди: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…» (Мф 28: 19-20) в своем апостольской миссионерской деятельности не допускали отклонения от слов Спасителя: идите, научите, крестите.
Указания на практику катехизации в Древней церкви мы находим у св. Иустина Философа, раннехристианского мученика и апологета. Он говорит о том, что всех, кто поверит тому, что «это учение и слова наши истинны и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвой и постом просили у Бога отпущение грехов» [Иустин Философ, мч. Творения. Т. 1. М., 1995. С. 92.]
У Тертулиана, раннехристианского писателя, теолога и апологета, мы уже встречаем термин cathechumenus. Климент Александрийский, христианский апологет и проповедник Священного Писания, основоположник Александрийской богословской школы, именует оглашенных слушателями. Ориген, греческий христианский теолог, философ, ученый, который был учеником Климента Александрийского говорит о двух группах оглашенных: 1) те, кто еще не допускались на собрания; 2) те, кто допускались.
Длительность времени оглашения желающих креститься, менялась в зависимости от событий, происходивших в мире в тот или иной исторический период. Но с III века обычным сроком подготовки к принятию Крещения были два или три года. Что касается объема и содержания огласительных бесед, они не могли быть одинаковыми для наставления в вере людей простых и малообразованных и людей ученых, уже знакомых с христианством.
Обязанность обучения оглашенных лежала, как на священнослужителях, так и на мирянах, сведущих в богословских истинах.
История христианской Церкви со времен Климента и Оригена свидетельствует о существовании в Риме, в Эдессе, Антиохии и, конечно же, в Александрии огласительных училищ. Достигнув высшего расцвета в IV-V вв., традиция оглашения в Византийской империи постепенно умаляется и окончательно приходит в упадок в VI веке. Церковные историки, как древние, так и современные, важный, но тихий и внешне малозаметный труд катехизаторов нередко оставляют совершенно без внимания. Историю катехизации в VI и последующих веках писать было трудно, потому что главным, основополагающим фактором в обращении человека к Богу являлись просветительские беседы один на один, которые невозможно было зафиксировать письменно в истории этого периода. Жития сообщают, как одному святому за какое-нибудь десятилетие удалось обратить ко Христу целый народ. При этом десятки и даже сотни его безымянных сподвижников - катехизаторов, которые говорили о вере в домах, подобно сирийским диакониссам, оставались незамеченными. Во всех учебниках по истории вероучения главное место занимают церковные споры и ереси, то есть литература чисто полемическая, она не говорит (не свидетельствует) о развитие истории догматики в контексте огласительной и литургической практики церкви. Но надо отметить, что именно катехизация, а не полемика была колыбелью богословия.