Живые слова живых людей
Во вторник 19 июня, на 81-ом году жизни, после продолжительной болезни, завершила свой земной путь и упокоилась бывшая прихожанка нашего храма, педагог начальной школы Барканова Лариса Васильевна.
Вся жизнь Ларисы Васильевны прошла на Петроградской стороне. Ребёнком она пережила страшные годы блокады, когда из их многодетной семьи, в которой было девять детей, в живых остались только трое и мать. Мать стала её первой наставницей в вере. Князь-Владимирский собор Лариса Васильевна считала родным, хотя в разное время она посещала и другие храмы города — там, где шло её служение, в том числе и наш Спасо-Парголовский храм, где она трудилась в приходской школе в качестве учителя начальных классов с 1996 по 2002 год.
Отпевание Ларисы Васильевны при большом количестве родных и близких проходило в Князь-Владимирском соборе 22 июня, в день памяти св. прав. Алексия Мечева.
9-й день по исходе ее души пришелся на 27 июня, празднование Собора Дивеевских святых, куда она любила паломничать. А 40-й день - на память святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия и собора Киевских святых, великих молитвенников и ходатаев за всех соотечественников.
Лариса Васильевна была строга и внимательна к себе, постоянно напряжённо училась жизни во Христе, торопилась на встречу с Ним — в храм, в монастыри, на послушания — к людям... Часто со слезами сокрушалась — это она-то! - что не хватает времени, чтобы как следует помолиться.
Лариса Васильевна имела дар педагога. С горячей любовью приезжали, звонили ей и бывшие ученики, и их родители спустя многие годы после выпуска. Она находила место в сердце, помнила каждого, старалась обласкать, наставить, помочь.
Великая скромность, искреннее сознание своего недостоинства, чистая вера, внимательное, неравнодушное отношение к людям, благодарение за любую, самую малую радость — мелодию, ветку сирени, книгу, улыбку, - великая Божья любовь особо отличала ее.
Не имея собственных детей, она считала своими и племянников, и многочисленных крестников, и учеников, и детей и внуков своих родных во Христе.
Она редко напрямую давала советы или оценивала какую-либо ситуацию: или рассказывала о каком-то случае из жизни или из книг, или рекомендовала, а часто — дарила книги, из которых можно было узнать ответ при внимательном прочтении.
Она болела душой за каждое, даже незначительное нестроение в жизни близких людей, а их-родных, знакомых, учеников, - у неё было множество; всегда молилась сама о решении проблемы, прибегала к помощи Церкви, заказывая многочисленные требы, услышав о серьёзных скорбях, пока была в силах, совершала паломничества к мощам святых и чудотворным иконам... Для неё не было чужой скорби!
Многие благодаря её примеру, её молитвам имеют теперь верный ориентир в жизни. Верны слова митрополита Антония Сурожского: «сказать человеку, что любишь его — значит, сказать, что он никогда не умрёт».
У Бога все живы! Мы любим Вас, дорогая Лариса Васильевна! Вечная Вам память!
Воспоминания воспитанников, друзей и учителей.
Гудзикевич Тамара
(выпускница ЦПШ им. св. прав. Иоанна Кронштадтского. 1999 год).
Моей первой учительницей была Лариса Васильевна, и я благодарна ей за годы обучения, проведённые под её крылышком. Помню, вначале многие считали Ларису Васильевну строгой учительницей, многие даже боялись её, я сама, помню, стояла в углу за кляксы в тетради по каллиграфии, но потом мы полюбили её настолько, что расставаться не хотели. Как сейчас помню поездку на остров Коневец, с нами тогда поехало много взрослых, но мы, как птенцы, держались вокруг Ларисы Васильевны. Вот тогда-то мы и поняли, насколько она для нас дорога, и как мы для неё важны.
Проживая на острове несколько дней, мы узнали её с другой стороны: она была доброй, внимательной, отзывчивой. Мы тогда научились дисциплине, отучались от вредных привычек — грызть ногти, приучались следить за внешним видом, самостоятельно обслуживать себя.
Она всегда отвечала на любые наши вопросы, даже если они были глупыми. Это только часть того, чему Лариса Васильевна старалась нас научить, и всё-таки научила.
Я очень благодарна за то, что она сделала из нас хороших людей, научила быть воспитанными и отзывчивыми. Всё это по сей день помогает мне, хотя мы уже далеко не дети...
Вечная память и Царство Небесное дорогой Ларисе Васильевне.
Шумилова Александра
(бывшая ученица ЦПШ)
Лариса Васильевна – моя первая учительница, была человеком дела, строгая, требовательная и дисциплинированная. За жёсткостью и строгостью была доброта и любовь ко всем. Помню, когда пришла в первый класс, меня пугала её требовательность, учительский тон в голосе. Я думаю, что именно это повлияло на развитие у меня аккуратности и ответственности. Даже заученный во втором классе отрывок из поэмы «Медный всадник», а он, скажу я вам, не маленький, помнится до сих пор! Спрашивала она строго, каждого и у доски.
В начале 2017 года, когда Лариса Васильевна уже болела, я приходила к ней в гости вместе со своей подругой, Лёвиной Катей, тоже учившейся у неё. Мы вспоминали школьные годы, разговаривали, смеялись вместе над её «строгостью». Она искренне радовалась за тех учеников, кто создал семью, имеет детей. Говорила, что помнит и молится за всех.
Спасибо ей за то многое, чему она смогла научить!
Царство Небесное, дорогая моя первая учительница!
Рыбакова Лариса Петровна
(Ведущий научный сотрудник лаборатории биохимии РНИИГТ, сестра милосердия Свято-Троицкой общины)
Ушла от нас одна из первых сестёр милосердия — Лариса Васильевна Барканова, которая начинала трудный путь возрождения часовни во Славу Божию: духовного окормления пациентов института гематологии и трансфузиологии. («До революции здесь была первая в России Свято-Троицкая община сестёр милосердия. 1844-1917гг.») В революцию закрыли. Помещение часовни только начинало оформляться в 2004 году, хотелось духовно помочь болящим в несении их немощи (в основном это онкогематология и сосудистая хирургия), беседовать с приходящими в часовню о вере православной, укреплять в надежде на помощь Божию, читать канон о болящих, пригревать добрым словом. Всё это с большим усердием и любовью исполняла Лариса Васильевна, имея опыт педагога и христианина.
Болезнь не обошла и её, и тогда она была живым примером как для болящих, так и для нас всех, неся смиренно этот тяжёлый крест, и при этом, почти до конца, не оставляла своего служения сестры милосердия. Всегда подтянутая, заботливая, ответственная, она никогда не приходила служить Господу и людям без живых цветов, которые помещала у иконы.
Я начинала с ней служение с самого начала возрождения часовенной жизни, затем в образовавшемся со временем Свято-Троицком сестричестве. Уважение и любовь к Ларисе Васильевне, со временем уже почётной сестре милосердия, останется с нами навсегда. Её пример для нас в служении, перенесении болезни, любви к страждущему и, конечно, прежде всего — к Богу послужит и в дальнейшем ориентиром воплощения христианина в несении служения сестры милосердия.
Вечная память Ларисе Васильевне, нашей надёжной и любимой сестре во Христе!
Якушенко Анна Николаевна
(педагог центра «Родник» воскресной школы Спасо-Парголовского храма)
Моя встреча с Ларисой Васильевной состоялась более четверти века назад в Воскресной школе Спасо-Парголовского храма. «Учительница из классической гимназии!» - было первое впечатление.
Всегда подтянутая, аккуратная, выдержанная, внешне строгая Лариса Васильевна не располагала к поверхностному общению. В ней сразу отличалась глубина: чувств, знаний, опыта, души. Довольно скоро этот человек стал мне очень дорогим: она могла быть и наставницей, и старшей сестрой, и мамой.
Она ничего не рассматривала, как случайность — ни одну встречу, никакую ситуацию, - вникала в малейшие детали, если не могла сразу ответить на вопрос, обязательно искала ответ, находила и возвращалась к нему позже, доводя начатое дело всегда до конца.
Шумилова Нина Фёдоровна
(завуч дошкольной группы «Родничок» при Спасо-Парголовском храме)
С Ларисой Васильевной мы познакомились в церковно-приходской школе им. св. прав. Иоанна Кронштадтского при Спасо-Парголовском храме. Мы были педагогами в начальной школе, где вместе молились, трудились, переживали и радовались.
О Ларисе Васильевне я могу сказать так:
Жила и трудилась,
Ответственной была и молилась.
Обязательная и справедливая,
К делам милосердия щедролюбивая.
К ученикам своим требовательна и строга.
Дети даже боялись её иногда.
Могла грозно и громко сказать,
А провинившегося — наказать.
Была активна, не жила кое-как,
А старалась делать хорошо и просто так!
Очень ранимая и переживательная,
К каждому искренне сострадательная.
Докапывалась настойчиво до истины
И все становились ей близкими.
Не ждала наград земных
Понимала, что счастье не в них.
Служила везде делами смело
И делала всё старательно и умело.
Как сказал протоиерей Виктор Иванов на отпевании Ларисы Васильевны: «Это Божий человек, который подготовился к тому, чтобы переступить порог Вечности!».
Царство Небесное и вечный покой рабе Божией Ларисе.