В Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, 8 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашове.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников, настоятель протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители.



Было совершено славление новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

"Страшные события постигли нашу землю в первой половине ХХ века, - сказал владыка в проповеди. - До этого наши христиане читали жития святых, восхищались подвигами мучеников первых трех веков, кто-то мечтал по их примеру пострадать за Христа - и вот, такая возможность предоставилась. Если девятьсот лет Церковь наша была под охраной государства - оно было православным, то в ХХ веке эта связь была нарушена, государство всей мощью обрушилось на Церковь, пытаясь стереть с лица земли все, что говорило о Христе, чтобы нигде Он на Русской земле не прославлялся. Дальше было уничтожение храмов, духовенства - лишь только война, которая пришла на нашу землю, смогла сплотить людей, немного ослабло это гонение, и постепенно Церковь смогла хоть как-то восстановить свое бытие в условиях советской власти. Сейчас она возрождается на крови новомучеников. Каким образом? Да просто: этого храма раньше не было, он появился два года назад на месте, где погребались петербургские новомученики. Так и возрождается Церковь на крови новомучеников и исповедников".

"В этот день мы также празднуем Неделю о мытаре и фарисее, - продолжил архипастырь. - В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о притче, которую поведал Господь. Он любил говорить притчами, ни одного дня на земле не проводил без поучений, всегда обращался к народу, исцелял больных. Одну из болезней Спаситель заметил - она называлась фарисейством, процветала в обществе Израиля и оказалась живучей - до сих пор процветает. С ней надо бороться, особенно Великим постом. Христос говорил притчами: они лучше запоминались. Все они повествовали о высоких вещах, нравственности, но при этом хорошо воспринимались и детьми, и взрослыми, и простыми, и образованными. Господь наслушался всяких молитв - и фарисейских, и мытаревых, - и, видя, как люди фарисейского духа себя превозносят, унижая других, Он нам эту притчу привел. Пришли в храм два человека помолиться - фарисей и мытарь. Это представители всего человечества, мы все делимся на фарисеев и мытарей. Приходит человек на исповедь с целой тетрадкой грехов, и батюшка все выслушивает. Второй приходит и говорит: "У меня грехов нет, я не знаю, в чем каяться, никому ничего плохого не сделал, живу правильно". На любой исповеди посмотрите: одни подходят с грехами, другие - "без грехов".

"Великий пост - время покаяния, когда мы должны исправить немощи духовные, - подчеркнул правящий архиерей. - Одна из таких болезней - считать себя праведниками: в храм ходим, посты соблюдаем. Фарисей говорил: "Я посты соблюдаю, десятину на храм даю, не прелюбодей, не вор, как остальные или как этот мытарь, который стоит рядом". Ему, такому человеку, и Бог-то не нужен! Он Бога благодарит, но как-то формально, он ведь и сам спасается. А мытарь сокрушался: "Боже, у меня ничего нет за душой! Я грешник великий, не знаю даже, что мне делать! Помилуй меня, будь ко мне милостив, и я исправлюсь!" И молитва мытаря была услышана - он ушел оправданным. Мы видим, что наши молитвы Господь слушает, кто бы мы ни были - фарисеи, мытари, но из храма все уходим по-разному: одни - оправданными, другие - с теми же грехами, с какими пришли. Одни причастились, а другие - для чего приходили в храм, если не причастились? Господь призвал всех на Свой пир, на брак. Вот престол, где мы готовим пищу, и пригласили вас на этот брак. Вы должны принять в себя Тело и Кровь Христовы, соединиться со Христом, чтобы ваша душа, позванная сюда Богом, могла обручиться и обвенчаться со своим Женихом. Кто причастился - тот и обручился. А кто-то пришел так, просто постоял. Разве так ходят на свадьбу? Пришли на свадьбу - кто-то сел за стол, а кто-то не сел".

"В храм в воскресенье мы приглашаемся для того, чтобы причащаться, надо делать это как можно чаще. Какие обычно причины называют люди, которые не причащаются? "Не готов, кофе попил, позавтракал". Неужели это так важно? Приди, причастись, а потом уже кофе пей! Надо причащаться, тогда будем со Христом и Христос будет в нас. Надо правильно молиться и правильно причащаться. Наступающий Великий пост дает возможность еще раз заглянуть в свою душу и попросить Господа, чтобы Он нашу "праведность" исцелил. Нет никакой у нас праведности. Если человек не видит грехов своих - значит, он духовно умер. В миру люди так свыкаются с грехами, что их не чувствуют. А когда человек чувствует грех, у него еще есть совесть, стыд, есть возможность исправиться, измениться, покаяться. Надо взглянуть на себя, грех-то живет в сердце, внутри нас - посмотрите, что там творится! Господь это видит. Люди встречают по одежке, а Господь встречает по сердцу. Он видит, как ты молился, каялся, оценивает наши слова, насколько они искренние. А одежда не спасает - фарисеи ходили в красивых одеждах, но это их не спасало, Спаситель на это не смотрел. Нас Он видит внешне приятными, опрятными, белыми и пушистыми, как говорится, но смотрит не на это. Что у вас в сердце, о чем вы думаете, к чему привязаны - это главное. Поэтому за Великий пост надо очистить сердце. Сегодня мы молимся новомученикам и исповедникам Христовым, чтобы они помогли нам победить болезнь "праведности", фарисейства. Надо чаще читать молитву мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному!", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму было подарено Евангелие.

На мемориале состоялось возложение цветов, была отслужена заупокойная лития.







"Среди сонма новомучеников не все прославлены, даже имена многих нам неизвестны, но они прославлены на небесах, - сказал владыка. - Они твердо стояли за Христа, хотя священнослужителям предлагали снять сан, пойти работать бухгалтерами или кем-нибудь еще, но они отказались и приняли мученический венец. Мы здесь - небольшая горстка православных христиан, многие в городе не знают, что есть такое место - Левашовская пустошь. Будем бороться за свои святыни, строить новые храмы. Храни вас Господь молитвами новомучеников!"

Храм Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, был возведен в 2017 году в память о жертвах сталинских репрессий, захороненных в Левашовской пустоши. 12 мая 2018 года малое освящение храма совершил Святейший Патриарх Кирилл. Великое освящение храма совершил 2 сентября того же года митрополит Варсонофий.

2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о проведении "операции по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников". Одновременно развернулась операция против "шпионов и диверсантов". Был введен в действие приказ НКВД о репрессиях в отношении "жен изменников Родины" и их детей. По официальным данным, с 1937-го по 1954-й год в Ленинграде расстреляли 46 тысяч 771 человека, тела свозили на Левашовскую пустошь и кладбище Памяти жертв 9 января. Среди расстрелянных - около двух тысяч священно- и церковнослужителей. По архивным данным, девять человек, причисленных к лику святых, могли быть захоронены в Левашове. Это преподобномученик Арсений (Дмитриев), игумен Тихвинский, cвященномученики протоиереи Карп Эльб, Емелиан Панасевич, Иоанн Сарв, Александр Саульский, Николай Кулигин, иереи Василий Канделябров, Николай Дворецкий, преподобномученица игумения Иоанникия (Кожевникова).

Источник: Сайт СПб Митрополии
Фото: Андрей Петров