3 февраля 2024 года, накануне 35-й недели по Пятидесятнице и дня памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской протоиерей Роман Ковальский, ключарь Исаакиевского собора, настоятель Спасо-Парголовского храма и храма Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, возглавил богослужение в храме Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших на Левашовском мемориальном кладбище. Было совершено Всенощное бдение с литией.
В Спасо-Парголовском храме клирики соборно совершили богослужение.
В день праздника, 4 февраля, протоиерей Роман Ковальский будет сослужить за Божественной Литургией митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию в храме Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших.
В Спасо-Парголовском храме будет отслужено три Божественные Литургии.
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской - празднование Русской Православной Церкви в честь святых, пострадавших в антицерковных гонениях в XX веке.
Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. В последующие годы советской власти эту память возможно было отмечать лишь тайно.
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 7 февраля (25 января ст.ст.), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает - то в ближайшее предшествующее или последующее воскресенье. Дата сопряжена с днём памяти священномученика Владимира (Богоявленского). Во главе Собора поставлено имя Патриарха Московского и всея Руси Тихона.
Архиерейский Собор 2013 года утвердил наименование «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства.
День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской стал одним из самых почитаемых и любимых праздников православного народа. И сегодня христиане XXI столетия молитвенно переживают живую связь с теми угодниками Божиими, страдальцами за веру Христову, благодаря подвигу которых Церковь выстояла в годину лютых гонений.
Пример исповедников за веру Христову чрезвычайно важен для современного человека, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности.
В самых страшных и тяжких внешних обстоятельствах жизни святые новомученики хранили верность Христу и следовали за Ним, даже до смерти. Более всего они ценили возможность быть со Христом, дорожили церковной молитвой и Таинствами, стремились ходить в храм, исповедоваться и причащаться.
«Я готов на всякое страдание, даже на смерть во имя веры Христовой… Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза», - сказал Патриарх Тихон. Но его имя не погибло, Церковь помнит его, а кровь Новомучеников, как и в первые века, стала семенем для новых христиан.
Своим христианским мужеством новомученики и исповедники Церкви Русской преподают нам, людям XXI века, урок подлинной веры и благочестия, задают некую планку нравственной высоты, которая достижима и в наше время. В Евангелии Спаситель, обращаясь к Своим ученикам, напоминает им: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5: 13). Претерпевая страдания, идя на смерть, мученики и исповедники помнили об этих словах. Их пример побуждает и нас сегодня быть той самой евангельской «солью», не стесняться своей веры в условиях, когда в обществе доминируют совершенно иные ценности; невзирая ни на что, проповедовать Христа всей своей жизнью.
Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас. Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение.
Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской
Тропарь, глас 4
Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы,/ благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя му́жи и жены́/ и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Господи,/ страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́// до сконча́ния ве́ка.
Кондак, глас 3
Днесь новому́ченицы Росси́йстии/ в ри́зах бе́лых предстоя́т Áгнцу Бо́жию/ и со Áнгелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь,/ и си́ла, и кре́пость/ на́шему Бо́гу// во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем вас,/ святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́/ претерпе́ли есте́.
Молитва новомученикам и исповедникам
Церкви Русской
О, святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии:/ святи́телие и па́стырие Це́ркве Христо́вы,/ ца́рственнии страстоте́рпцы,/ благове́рнии кня́зие и княги́ни,/ до́блии во́ини, мона́си и мирсти́и,/ благочести́вии му́жие и жены́,/ во вся́цем во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии,/ ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии/ и вене́ц жи́зни от Него́ прие́мшии! Вы во дни гоне́ния лю́таго,/ зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго,/ на суди́щах, в заточе́ниих и про́пастех земны́х,/ в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих/ о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественне яви́ли есте́./ Ны́не же, в раи́ сла́дости наслажда́ющеся,/ пред Престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстои́те/ и при́сно хвалу́ и хода́тайство со А́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите. Сего́ ра́ди мы, недосто́йнии,/ мо́лим вас, святи́и сро́дницы на́ши:/ не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего,/ грехо́м Ка́инова братоуби́йства,/ поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго./ Умоли́те Го́спода Сил,/ да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре сем многомяте́жнем и лука́вом;/ да возроди́т в Земли́ на́шей дух братолю́бия и ми́ра;/ да па́ки бу́дем мы ца́рское свяще́ние,/ род Бо́жий, избра́нный и святы́й,/ при́сно с ва́ми сла́вящий Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.