Дискуссия "Онкологическая диаконическая православная служба" состоялась 17 сентября в приходском доме храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. В ней принял участие клирик Спасо-Парголовского храма протоиерей Александр Зелененко.
Ректор Психосоматического медицинского института Александр Бражников рассказал о проекте создания онкологической психотерапевтической службы в России. Необходимо создавать центры, отделения, кабинеты такого профиля при учреждениях здравоохранения. Человек - не просто носитель больного органа. На развитие болезни влияет много факторов, в том числе окружающая среда, отношения с людьми, духовная составляющая. Разумеется, применяемые методы не должны противоречить учению Церкви. Кроме того, они должны тиражироваться, передаваться.
Проект реализуется в нескольких городах Крыма. Пациенты, получающие психотерапию, живут дольше. Когда психотерапевты уходили в отпуска, начинались рецидивы, вновь запускались негативные процессы. Это доказывает, что нужно создать службу пожизненного сопровождения. Работать в ней должны миряне, а священники - только окормлять.
"Напомню слова из соборного послания апостола Иакова: "Если угодно Господу и живы будем, то сделаем то или другое" (Иак. 4:15), - сказал настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин. - Для нас важны эти слова. Духовенство нашего и других храмов несет служение в онкоцентрах. Про служение духовенства мы тоже знаем из Священного Писания: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви" (Иак. 5:14). Мы, священнослужители, несем свой крест, помогая нуждающимся. Священнослужители нашего храма около тридцати лет посещают городской онкодиспансер, появилась вторая площадка на проспекте Ветеранов, в других центрах также есть часовни и молельные комнаты. Параллельно с нами трудятся психотерапевты, психологи. Мы сотрудничаем с ассоциацией "Антирак", помогаем больным в духовных запросах. Тем, кто выписался из медучреждений, предлагаем посещать храмы, катехизаторские курсы. Стремимся помочь столкнувшимся с болезнью, обрести вновь вкус к жизни, потому что нередки состояния тоски, отчаяния и даже желание свести счеты с жизнью. Последние годы в сотрудничестве с Александром Бражниковым в нашем церковном доме оказывается психотерапевтическая помощь. Опыт постараемся реализовать так, чтобы у нас появилась православная диаконическая служба".
Отец Вадим подчеркнул, что диаконическая служба - общее дело, в ней должны объединиться Церковь, медицинское сообщество, учебные заведения, представители власти.
Клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Песочном при филиале МАПО протоиерей Сергий Васильев рассказал, что приход существует с 2014 года. За короткое время было организовано не только приходское служение, но и окормление пациентов онкоцентра, создано Покровское сестричество, в него входят прихожане и медработники: "Больные, услышав нас, преодолевают отчаяние. Переформатирование происходило через обращение к вере. В детском отделении - свои проблемы, там основная работа - с родителями".
Клирик Спасо-Парголовского храма протоиерей Александр Зелененко поделился опытом окормления пациентов хосписа № 3, который находится в Шуваловском парке. У пациентов, как правило, - четвертая степень онкологии. При храме есть сестричество, сестры трудятся также в больнице святого Георгия. Сложность в том, что главврач хосписа индифферентен к вере, ему все равно, кто приходит к больным: православные или сектанты. И персонал так настроен, не понимает важности исповеди и причащения. Администрация разрешает священникам приходить раз в неделю, при этом 60 % пациентов соглашаются исповедоваться и причаститься.
Клирик храма преподобного Серафима Саровского в Песочном протоиерей Михаил Волынин рассказал, что хотя храм и находится в одном поселке с НИИ онкологии, в основном клирики служат молебны о здравии онкобольных в часовне, а пациентов института посещают в палатах, только когда их приглашают родственники. Регулярно совершаются молебны только на детском отделении. "Важно в крупных онкологических центрах иметь приход. Что касается тяжелых больных, то действенный способ улучшить их состояние - ежедневное причащение". В работе с болящими недопустимо обличение - больного надо утешать. Это помогает ему обрести веру: "Наша задача - привести человека к Богу, а дальше действует сама благодать. Она действует прежде всего через церковные Таинства. Важно, чтобы человек не воспринимал Таинства как "таблетку", необходимо донести до людей, что главное - это вера".
Председатель петербургской ассоциации "Антирак" Ирина Жильцова возглавила ее 29 лет назад. Все эти годы ассоциация сотрудничает с приходом храма Рождества Иоанна Предтечи. Она рассказала, что с тех пор открыты молельные комнаты при онкодиспансерах. На приходе Рождества Иоанна Предтечи сотрудники ассоциации занимаются реабилитацией онкобольных, специализация - рак молочной железы. В приходском доме проходят встречи с женщинами, которые пережили эту операцию.
Ирина Жильцова и отец Вадим рассказали о паломнических поездках в программе реабилитации онкобольных: в Тихвин, в Великий Новгород. С помощью диаконической службы можно организовывать подобные поездки для людей с разных приходов, в этом могут помогать и психологи, и волонтеры. "Нужно привлекать людей к жизни со Христом, показывать, что эта жизнь есть".
Супруга настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского в Песочном протоиерея Сергия Ульзутуева Елена Ульзутуева по профессии психоаналитик. Она подняла животрепещущую тему: "Сотрудники диаконической службы должны быть и профессионалами - не нести отсебятину, - и православными верующими людьми. Они должны привести в Церковь, к священнику. Сестричества - это диаконическая служба в действии, но сестры милосердия - прихожане храмов, они идут за лидером, за батюшкой. Нет духовного лидера - и сестричество распадется. Где искать профессионалов, которые будут осуществлять это служение на постоянной основе?"
О своем опыте рассказали присутствовавшие на встрече онкопациенты. Наталья Владимировна до болезни она ходила в храм время от времени. Потом стала посещать молельную комнату при онкоцентре и пришла в Церковь. По ее словам, именно приход в храм стал основополагающим фактором выздоровления.
Пациентка Вера отметила, что человек с диагнозом оказывается в районной поликлинике, не зная, куда идти: "Если бы в поликлинике висели объявления, что есть психотерапевтическая помощь, врач бы направлял туда. Каждый день пациенты онкодиспансеров проводят полдня в очередях, люди терпят, потому что находятся один на один со смертью. Служба нужна, чтобы убрать все страхи, неизбежные негативные эмоции. Я прохожу психотерапию платно, но не у всех есть такая возможность. Словом можно убить, а можно и вылечить. Врачи постоянно "хоронят", любят приветствовать: "А, пришла! Еще жива?" Поэтому грамотное слово поддержки очень важно".
Пациент Сергей проходит курс химиотерапии. Он высказал предложение обратиться в общество православных психологов, православных врачей. Священнослужители ответили, что привлекать членов этих общество можно, но нужны люди, которые будут заниматься именно проблемами онкобольных, а не зависимых или ВИЧ-инфицированных. Каждой категории нужна специфическая помощь.
Александр Бражников, резюмируя, отметил, что нужно пошагово двигаться к тому, чтобы эта служба стала системой, не зависела от чьих-нибудь личных усилий. Основной функцией диаконической службы станет координация. Необходимо объединить богатый опыт священнослужителей, сформулировать как основные потребности онкобольных в психологической помощи, так и потребность в кадрах, в финансировании. Он предложил привлекать к сотрудничеству студентов СПбДА, а также вести с ними специальные занятия. Для нормального функционирования необходимо также, чтобы работал телефон доверия.