«Счастлив будет тот, кто пробудет у убогого Серафима в Дивееве от утра до утра, ибо Матерь Божия Царица Небесная каждые сутки посещает это место».
/Преподобный Серафим Саровский /

2-7 августа 2019 года паломники Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Александра Зелененко совершили поездку к святыням Дивеева, Арзамаса и Санаксар.

Ранним утром мы приехали в Арзамас. Про Арзамас в старину говорили: «Арзамас городок – от Москвы уголок». Это сравнение возникло из-за обилия соборов, церквей, монастырей в Арзамасе, что напоминало златоглавую Москву с ее «сорок сороков». И сегодня Арзамас очаровывает куполами своих многочисленных древних и старинных храмов. Мы посетили величественный Воскресенский кафедральный собор Арзамаса. Собор, построенный в лучших традициях классицизма, украшенный строгими стройными портиками с 48 колоннами, живо напомнил нам наши родные Петербургские храмы. Построенный на высоком холме он виден с любой точки города. Начало строительства Собора относится к 1814 г. В течении 28 лет он возводился на средства арзамасцев в память победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном. Не менее величественно и внутренние убранство храма: необычные фрески, выполнены в чёрно-белых тонах с палевым оттенком в технике «альфреско» – по сырой штукатурке тушью, а старинные иконы убраны ризами золотого и серебряного шитья.



Мы поклонились самой чтимой святыне Воскресенского Собора: Животворящему Кресту Господню.

По преданию, резной Крест Господень был принесен в Арзамас во второй половине XVII века Шаянским. Он чудесным образом обрел его на Макарьевской ярмарке и принес его в Арзамас на спине. Сохранилось множество свидетельств о чудесах, происходивших и происходящих по молитвам перед Крестом Животворящим: Господь неоднократно спасал Арзамас от моровых поветрий, засухи, пожаров и других несчастий. Есть свидетельства о прозрении слепых, исцелении расслабленных и, особенно, об избавлении детей от различных болезней после молитвы у Креста. Около этой великой святыни отошли в сторону и дорожная суета и усталость, чувствовалась только молитвенная тишина, умиротворение и покой.

В эпоху воинствующего безбожия в Воскресенском кафедральном соборе был устроен музей атеизма, куда свозили из разоряемых храмов наиболее ценные «экспонаты» церковного «прошлого». Когда церкви стали возвращать верующим, среди икон и утвари закрывшегося музея был обретен Животворящий Крест.

Из Воскресенского собора мы проследовали в Никольский женский монастырь.

Перед иконой Божией Матери "Избавление от бед страждущих" пропели Акафист. Икона очень почитаемая, записано множество чудес, которые происходят по молитвам перед иконой Божией Матери. Она была принесена в монастырь в 1997 году жительницами Арзамаса, а в 2000 году на совершенно почерневшей доске начали проявляться лики Божией Матери и Спасителя и до сегодняшнего дня обновление иконы продолжается. Ежегодно в обитель приходит множество писем с просьбами помолиться перед этой иконой.

Еще один очень почитаемый в монастыре образ Божией Матери «Достойно есть» («Изрубленная»). Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы. В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. После обновления красок образа, над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем, не бывает.

В монастыре также хранится одна из самых древних и почитаемых святынь Арзамаса – резная икона святителя Николая Чудотворца – «Никола Можайский». Около 1580 г. икона была преподана игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием в дар новообразованному Николаевскому женскому монастырю. Она прославилась многими чудотворениями и по сегодняшний день является одной из самых почитаемых святынь Арзамаса. Шитая риза образа святителя Николая - шедевр златошвейного искусства, которым в совершенстве владели сестры арзамасских женских монастырей.

В завершении нашего пребывания в Арзамасе мы посетили музей русского Патриаршества. Это единственный в мире музей, экспозиции которого целиком посвящены жизни русских Патриархов. Гид провел очень познавательную экскурсию, мы узнали много нового о жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси Никона, Пимена и Сергия, рожденных на Нижегородской земле. Осмотрели подлинные вещи шести Святейших Патриархов: Никона, Пимена, Сергия, Алексия I, Алексия II и Кирилла: облачения, митры, подлинники документов, фотографии. На окраине Арзамаса мы побывали в церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская в п. Выездное. Церковь строилась с 1803 по 1815 г. и была самой большой церковью в Нижегородской губернии того времени. Организовал постройку нового храма крепостной крестьянин села Иван Васильевич Гостьков, прослуживший ктитором 26 лет. Будучи человеком бездетным он все свои средства отдал на возведение храма. Церковь была закрыта 30 июля 1941 года и передана под зернохранилище. 25 марта 1942 года, благодаря настойчивым просьбам верующих, церковному совету выдали справку с разрешением открыть Смоленскую церковь.

В церкви чудесные старинные образы: икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская (Седмиезерская), икона Успения Божией Матери с частицами мощей святых угодников и другие.

Покинув гостеприимный Арзамас, мы отправились в Дивеево и по дороге побывали на источнике преподобного Серафима близ деревни Цыгановка. «Я молился, радость моя, дабы вода в колодце сия была целительной от болезней», – говорил преподобный Серафим.

Еще при жизни Преподобного славился своими исцелениями Саровский источник преподобного Серафима. Этот источник был цел еще в 1943 году, но затем он был закрыт и забетонирован, а в 1947 году Саров стал закрытой зоной. Но Господь не оставил верующих без утешения. И на краю Саровского леса прославился новый источник, но который и перешла слава прежнего источника Батюшка Серафима. Рассказывают, что Саровская пустынь была огорожена колючей проволокой, там находился военный объект, который строго охранялся. Однажды, когда караульные проверяли сторожевые посты, они увидели старца в белом балахончике и с посохом в руке. Военные спросили его: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» Но Старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Видение это настолько поразило начальника охраны, что он провел линию запретной зоны в некотором отдалении от источника. Теперь родник находится в ведении Дивеевского монастыря. В 1994 году отвели русло реки, устроив небольшое озеро из святой ключевой воды.

Около озера выстроены благоустроенные раздевалки и купальни. Мы окунулись в голубые воды святого озера и как на крыльях полетели в Дивеево. Вода в источниках очень холодная, от +4 до +6 градусов, но после нее к тебе приходит удивительная легкость.

ДИВЕЕВО

Есть место такое в России,
Где Пасху средь лета поют.
И мир, о котором просили,
Росою туманы прольют.
Где небо так кажется близко,
И нет невозможного там,
А солнце спускается низко
И песню играет цветам…
Удел Богородицы дивный -
Дивеево с тайной простой.
Свет тихий, святой, неотмирный...
И луч на росе золотой...
/Татьяна Радынова/

Вечером наш автобус приехал в Дивеево – четвертый удел Божией Матери. Все в этой обители созидалось и устраивалось по благословению и непосредственному указанию Самой Царицы Небесной, которая открывала Свою волю матушке Александре (Агафье Мельгуновой), а затем, после кончины первоначальницы, избрала смиренного подвижника Саровской пустыни иеромонаха Серафима для устройства удивительной обители, женской Лавры, Своего Четвертого Удела на земле.

«По своей воле ни одного камешка у них не поставил - только по указанию Царицы Небесной», - говорил преподобный Серафим в конце жизни. Особое попечение имеет Пресвятая Богородица об этом святом месте. Преподобный Серафим говорил: «Кто даже сердцем воздохнет да пожалеет их (сестер Дивеевских), того Господь наградит». Каждую ночь Царица Небесная обходит обитель по Святой Канавке, устроенной вокруг монастыря.

В Дивеево мы разместились на ночлег в уютных гостиницах, а утром пошли на Божественную Литургию. Троицкий собор был переполнен многочисленными паломниками.

После службы и трапезы мы пошли на экскурсию по монастырю, где нам рассказали историю обители. Когда слушаешь ее историю, понимаешь, сколько трудов, слез, искушений пришлось перенести первым сестрам обители.

Сейчас Дивеево кажется дивным райским уголком, море цветов: розы, бегонии, гортензии, флоксы, благоухание стоит в воздухе. Существует легенда, что в последние времена в Дивеево будет столько цветов, что люди, приезжая туда, буду согревать свои ожесточившиеся сердца. От многих беззаконий охладеет любовь, а цветы будут возвращать ее людям.

Мы поклонились святым основательницам Дивеевской обители, чьи мощи почивают в Казанском храме: преп. Александре, Марфе и Елене и Дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии. Побывали на могилке Николая Мотовилова, ученика преподобного Серафима, сохранившего для нас поучения батюшки. В советское время большинство могил у Казанской церкви сровняли с землей. Пытались срубить и березу, росшую на могиле Мотовилова, но ковш экскаватора сломался. У самого корня березы до сих пор торчит осколок его металлического зуба. На вечерней службе мы смогли приложиться к мощам батюшки Серафима, к его вещам, к иконе Божией Матери «Умиление», а после службы пройти по Святой Канавке с чтением молитвы. Как говорил преподобный Серафим: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

На следующее утро 5 августа в день прославления праведного воина Феодора (Ушакова) мы отправились в Санаксары, в Рождество-Богородичный мужской монастырь, где покоятся его мощи.

Монастырь был основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города на левом берегу реки Мокши. Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору. Период возобновления обители связан с именем преп. Феодора Санаксарского (настоятель 1764—1774).

Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России. "Словарь географический Российского государства", изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь «есть знатнейший из всех в той стороне, как по заведению в нем строгой общежительной жизни монашествующих, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению».

В годы лихолетий монастырь постигла судьба многих обителей и в октябре 1929 года он был закрыт.

1991 года здания бывшего Рождество-Богородичного мужской монастырь были переданы Саранской епархии и началось его возрождение. Главные святыни монастыря – мощи святых Преподобного Феодора Санаксарского, Праведного воина Феодора Ушакова и священноисповедника игумена Александра. Мы помолились на Божественной Литургии. Дивно пел мужской хор монастыря. В своей проповеди наместник монастыря архимандрит Иннокентий (Руденко) рассказывая о прав. Феодоре (Ушакове) особенно подчеркнул, почему адмирал, командующий русской эскадрой в Средиземном море, не потерпевший в сражениях с противником ни одного поражения, не потерявший в боях ни одного корабля и не сдавший ни одного своего подчиненного в плен, прославлен в лике святых. Конечно, немного есть в истории отечественного мореплавания имен, которые можно было бы поставить рядом с именем Феодора Ушакова. Своей храбростью и талантом Ушаков сумел завоевать для России не город, и не крепость, а целое Черное море! Однако, Федор Федорович Ушаков является не просто наиболее почитаемым российским флотоводцем. Знаменитый флотоводец был глубоко верующим человеком. Каждое дело, каждую битву он всегда начинал с молитвы и завершал ею же. Святой праведный Феодор Ушаков активно помогал бедным и нищим, устроил госпиталь для солдат и моряков. Флотоводец берег жизнь каждого своего солдата. Он всегда по-отечески заботился о матросах, служивших на его кораблях. Спасал больных чумой подопечных в Херсонской степи, зная, что и сам может в любой момент заразиться от них смертельной болезнью.

Своей праведной земной жизнью он явил миру ярчайший образец верного служения Православной Церкви, Отечеству и своему народу, как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия.

Отец Александр отслужил литию в часовне на могиле Санаксарского старца схиигумена Иеронима. При жизни он славился даром прозорливости и после смерти он продолжает помогать людям.

Паломники со всей страны приходят на могилу отца Иеронима и получают исцеление и помощь. «Любовью от отца Иеронима просто веяло, – писала инокиня Елисавета. – Я не могу объяснить, это чувство непередаваемо. Как тепло. Он и сам говорил, что самое главное, чтоб была любовь. Если будет любовь, то будет всё. Надо любить друг друга. Тогда Господь будет и помогать, и покрывать».

На обратном пути в Дивеево мы заехали в село Аламасово в церковь Живоначальной Троицы. В церкви хранится чтимая Тихвинская икона Божией Матери из Саровской пустыни. Когда в 1927 году закрылся Саровский монастырь, его имущество стали грабить жители Темниковского уезда, вывозили все ценное – оклады с икон, утварь, старинные иконы, продовольствие. Когда они везли из Сарова на возах награбленное монастырское добро, то возле Аламасовской церкви лошади встали. Их стегали, но они не двигались. Тогда хозяева сняли с воза Тихвинскую икону Божией Матери. Лошади пошли. Чтобы ехать дальше (добра-то помимо этого везли много), икону оставили. Староста открыл церковь, икону внесли в храм.

В 1937 году церковь закрыли, а священника – арестовали. Говорят, перед этим одному юродивому, заночевавшему у стен храма, приснился вещий сон: Тихвинская икона вылетела из храма, трижды облетела купол, взмыла в небо и скрылась из виду. Утром странник рассказал сон людям и предрек: «Божья благодать покинула стены храма. Через три дня ждите страшных событий». Но они случились уже на следующий день. К счастью, людей предупредили о том, что утром приедут снимать и жечь иконы. Верующие ночью взяли часть икон по домам. Каждый принес по полену дров и наутро, приехавшие из района, увидели возле храма пылающий костер (как они думали, из икон). Они похвалили коммунистов за решительные действия. Тихвинскую икону взяла дивеевская монахиня, жившая в Аламасове. По ее словам, не она несла икону (тяжелую, большую, 80 на 160 см), а сама Божия Матерь несла монахиню, так легко ей было идти.

В Аламасовском храме находится еще одна икона Божией Матери из Саровского монастыря – «Живоносный источник».

Когда в 2000 году в селе открылся храм, иконы вернулись в храм.

На подъезде к Дивеево мы набрали воды и окунулись в святых источниках. Древнейший из Дивеевских родников – Казанский. История его возникновения, основанная на преданиях, относится к временам мурзы Дивея, который владел здешними землями в XVI столетии. На северной окраине села, за Голубиным оврагом, трижды было явление Ангелов с Казанской иконой Божией Матери, и на этом месте забил родник. Рядом с Казанским источником расчистили и благоустроили еще два родника, которые с давних времен образовались в пойме реки Лубинки. В 2006 году один из них освятили в честь великомученика Пантелеимона, а, спустя пять лет, другой – в честь иконы Божией Матери «Умиление».

В последний день нашего паломничества после Божественной Литургии, мы направились на экскурсию в чудом сохранившуюся келью блаженной Паши Саровской (Параскевы Ивановны). В 1903 году, после торжеств прославления преподобного Серафима, Государь Николай II посетил Дивеево и был с Государыней в келье у Прасковьи Ивановны. Она предсказала рождение Наследника цесаревича Алексея. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед портретом Государя, предвидя его скорую мученическую смерть. Скончалась блаженная Прасковья Ивановна в возрасте 120 лет. Домик-келья, где она жила, в 2004 году передан монастырю. Теперь в келье блаженной устроен музей. В нем три зала. В одном устроена мемориальная комната блаженной с кроватью, с многочисленными куклами, с чайным столом, со множеством икон, как и было у блаженной Паши.

В витрине висят синее платье и рубашка с розовыми рукавами, они принадлежали Параскеве Ивановне, в них она ходила к причастию. Она любила яркие, красные цвета и, когда встречала почетных гостей, надевала на себя несколько сарафанов сразу. В красном углу среди старинных икон помещена икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая до революции находилась в келье блаженной Параскевы Ивановны.

В центре большого зала обращает на себя внимание витрина с монашеской одеждой прежних Дивеевских сестер. Экспозиции этого зала посвящены первоначальницам Дивеевской обители, здесь представлены их личные вещи, фотографии, портреты. Здесь можно увидеть: Четьи-Минеи (Жития православных святых), которые читал батюшка; листок с записями, предположительно, сделанными рукой старца; именной колокол, заказанный батюшкой для монастыря; огарок свечи, которую велел хранить Серафим Саровский, сказав, чтобы её зажгли, когда будут встречать его мощи в Дивееве (это событие произошло через 160 лет и по завещанию старца именно эта зажженная Свеча встречала его в любимой обители.); рукописные тетради с воспоминаниями Дивеевских сестёр, знавших Серафима Саровского лично; иконы, портреты друзей старца и всех, кто принимал участие в устроении монастыря; старинные фотографии.

Третья комната посвящена прославлению преподобного Серафима. В ней воссоздана часть кельи преподобного саровского старца: угол с копией иконы Божией Матери «Умиление». Здесь находятся стул, табуретка, лесенка, сделанные руками преподобного Серафима. О торжествах 1903 г. рассказывают старинные фотографии, документы и памятные сувениры того времени. Представлен покров, вышитый Царицей Александрой Федоровной в дар Саровской пустыни в 1903 году для возложения на раку святого Серафима. До революции здесь Дивеевские сестры читали неусыпаемую Псалтирь.

В музее истории обители XX века шел рассказ о судьбах Дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, многие из которых ныне причислены к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской и составляют славный Собор Дивеевских святых.

Бережно, кропотливо собраны вещи, предметы к которым они прикасались, одежда, посуда, мебель. Здесь созданы реконструированные уголки, которые рассказывают о той эпохе.

Экспозиция начинается описанием подвига новомучеников – священников Михаила и Иакова (Гусевых). В 1937 году оба брата священника были арестованы почти одновременно. На допросах отца Михаила обвиняли в организации церковно-фашистской группировки. Это обвинение он отрицал. Вообще вел себя на допросе достойно и мужественно. Его склоняли к тому, чтобы он отрекся от священнического сана, напоминали о том, что у него есть дочь и священнику говорили о том, что он ее осиротит, потому что последствия будут самыми трагичными. А он отвечал: «Ну что же дочь? Дочь выйдет замуж, будет под покровом семьи, а я не отрекусь». И вот как раз накануне дня своего небесного покровителя Архангела Михаила, 20 ноября он был арестован. После двухнедельных допросов был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. В день расстрела Михаила был арестован и его старший брат Иаков. И через три недели, 26 декабря, он тоже был приговорен к высшей мере. В 2002-м отец Михаил и в 2003 году отец Иаков были прославлены в лике святых.

Сонм Дивеевских и Бутовских святых возглавляет священномученик Серафим (Чичагов). Он родился в 1856 году в дворянской семье, не только богатой, но и знаменитой. Старинный род Чичаговых дал России много знаменитых военноначальников и государственных деятелей. Будущий священномученик тоже выбрал военную стезю, стал офицером, и в 1877–1878 годах участвовал в Русско-турецкой войне за освобождение Балканских стран от Турецкого ига. Промысл Божий, уберегший поручика Леонида Михайловича Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 году к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя, который с этого времени многие свои важнейшие жизненные решения принимал лишь с благословения святого праведного Иоанна Кронштадтского. В одной из бесед отец Иоанн сказал молодому человеку: «Вам лучше стать священником. Вы больше нужны Русской Православной Церкви, нежели русской армии». И будущий святитель последовал совету всероссийского пастыря и всю свою дальнейшую жизнь с 1893 посвятил служению Богу.

Чичагов глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Однажды, когда он впервые приехал в Дивеево, он вдруг услышал от блаженной Паши Дивеевской, хорошо знавшей Серафима Саровского: “Вот хорошо, что ты пришел: я давно тебя поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления”. На недоуменные вопросы Чичагова и уверения, что он никак не может что-либо “доложить” государю, она отвечала: “Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный”. Тогда он решает написать книгу о саровском чудотворце. Вновь едет в Дивеево, работает в архивах, записывает рассказы Паши, изучает рукописные тетради с воспоминаниями о старце Серафиме других людей, и в 1896 году выходит первое издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

Как известно, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная владыкой Серафимом, сыграла решающую роль в вопросе канонизации преподобного Серафима Саровского. Используя свои связи в придворных кругах, архимандрит Серафим сумел передать «Летопись» Императору Николаю II. Прочитав ее, Государь пришел к мысли о необходимости прославления преподобного Серафима в лике святых. Организовать торжества он поручил именно Серафиму (Чичагову). Организация была великолепной, и государь награждает его митрой с драгоценными камнями.

Как и для многих других новомучеников Русской Православной Церкви, последнюю черту земного бытия святителя Серафима кроваво очертил 1937 год, ознаменовавший начало большого политического террора. Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму, из-за невозможности перевезти его в арестантской машине, его повезли в машине «скорой помощи». 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне священномученик Серафим был расстрелян.

В доме создана реконструкция гостиной священномученика Серафима (Чичагова) по воспоминаниям его внучки Варвары Васильевны.

21 сентября 1927 года Дивеевский монастырь был закрыт. Монахини и духовенство изгнаны из родной обители, их ждали ссылки, тюрьмы, лагеря, скитания и лишения в миру. С кротостью и смирением несли изгнанники, выпавшие на их долю скорби и страдания, и в годину тяжких испытаний остались верны Христу. Прославленные и не прославленные они все стяжали страдальческий венец святости перед Господом. На прощание мы побывали в нижнем храме строящегося Благовещенского собора. Строительство собора началось только в 2011 году, хотя его появление предсказал еще Серафим Саровский. Он завещал возвести храм на одном из концов Святой канавки.

Размеры будущего собора определили Поясом Богородицы (длина его один метр двадцать сантиметров). В ноябре 2011 года с греческого Афона в Дивеевский монастырь доставили Пояс. Благовещенский собор имеет такие размеры: 20 поясов (24 метра) в ширину, 30 поясов (36 метров) в длину и 50 поясов (60 метров) в высоту. Такие же параметры у киевской лаврской Успенской соборной церкви.

Мозаичная отделка нижнего храма поражает своим великолепием. Все замерли в благоговейном восторге, когда зажгли освещение и заискрилась, заиграла в лучах света смальта. Мозаичные иконы на низких сводчатых потолках, на стенах создавали иллюзию необыкновенной близости Горнего мира.

Уезжая на обратном пути в Арзамас, мы заехали в Суворово, поклониться мощам новомучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. 18 августа 2019 г. исполнилось ровно 100 лет со дня расстрела святых мучениц. Жизнь блаженной Евдокии и ее послушниц была сурова и удивительна. В 20 лет блаженная Евдокия заболела и уже не вставала с кровати, она не меняла одежду, пока не истлеет, не мылась, вериги, которые Евдокия носила, вросли в ее тело. Еще при жизни наградил Господь Евдокию особым даром прозорливости и способностью исцелять больных. Вместе с Дуней на краю села жили и три её послушницы (хожалки), которые ухаживали за ней и молились вместе с ней. В 1919 году Евдокия, Дария, Дария и Мария после тяжелых истязаний были расстреляны и похоронены в одной могиле, из которой их мощи уже и были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы в село Суворово. Блаженная Дивеевская Мария Ивановна говорила: «Ходите к Дуне на могилку чаще, там ангелы поют непрестанно».

Паломничество завершилось и такое чувство, что ты побывал в райских селениях, прикоснулся к великим святыням, получил незабываемые светлые впечатления и хочется продлить путешествие, но надо возвращаться домой. У многих возникло желание вновь побывать там. Слава Богу за все!

Фотографии: Наталия Моисеева
Авторы статьи: Галина Ломако, Виктория Сенчугова