В школе Спасо-Парголовского храма состоялась беседа для родителей на тему «Кризис веры в подростковом возрасте».
Беседу провел духовник и законоучитель школы протоиерей Александр Зелененко. На встречу собрались родители воспитанников разных возрастов УКЦ «Родник».
Отец Александр рассказал собравшимся о подростковом возрасте - одном из самых тяжелых этапов в жизни детей, раскрыл причины кризиса веры подростков в семье, школе, на церковном приходе, обозначил родительские ошибки, дал краткие рекомендации и ответил на вопросы слушателей.
Благодарим отца Александра за интересную и душеполезную беседу!
Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы беседы.
«Кризис веры в подростковом возрасте»
Трудности переходного возраста от детства к юношеской зрелости связаны с психофизиологической перестройкой подростков и комплексом проблем взрослого мира.
О причинах, затрудняющих христианское воспитание детей в семье, детском саду, школе, обществе и на церковном приходе.
Что произошло за 70-ти летний период гонений на Церковь в 20 веке в России в сфере воспитания?
Произошел массовый отход от традиционных устоев православной семьи: был утрачен церковный уклад семейной жизни, христианский образ мышления, мировоззрения и воспитания. Это повлекло за собой потерю преемства христианского опыта воспитания в семье, утрату понимания сущности христианского воспитания, его ценности и осуществления.
Кроме того, произошла утрата понимания семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.
Утраты в сфере семейного воспитания
✦ У большинства сегодняшних родителей нет собственного христианского воспитания, должной меры церковности и навыка воспитания детей в православном духе.
✦ У родителей нет духовного образования, церковного и педагогического опыта; нет грамотности в процессе воцерковления собственного и при воспитании детей.
✦ Супружество и воспитание детей стали восприниматься как тяжкое, нежелательное бремя. Большой процент семейных разводов способствует появлению неполных семей с комплексом духовно-нравственных и педагогических проблем.
Недостатки и трудности воспитания в семье.
✦ Семейно-родовая среда неоднородна по религиозному признаку, отношению к Церкви. Домочадцы расходятся во взглядах на семейную жизнь и воспитание детей.
✦ Взрослые невольно передают детям стереотип нехристианского образа жизни и воспитания. Как были воспитаны родители, так они воспитывают и своих детей.
✦ Недостаточно специалистов, обучающих семейному укладу и христианскому воспитанию в православном духе. Недостаточно курсов, лекций, семинаров, практических занятий, печатных материалов, программ и методических пособий.
Трудности при воспитании в государственном детском саду и школе.
✦ Государственные программы в детском саду имеют светский (безрелигиозный) характер, гуманистической направленности в отрыве от Церкви и отечественных традиций Православия.
✦ Государственная школа не несет воспитательной функции, выдвигая идеал всесторонне развитой, самореализующейся личности, стремясь к формированию научного, а не христианского мировоззрения и духовно-нравственного образа жизни.
В современном Российском обществе:
✦ до сих пор сказывается долгий период массового отхода российского общества от христианских ценностей Православия: веры, церковного уклада, воспитания, образования и духовной жизни;
✦ мощное противодействие христианской жизни и воспитанию подрастающего поколения оказывает социальная и субкультурная среда современного общества (политика, реклама, СМИ, игромания, алкоголизация, наркомания и другие, насаждающиеся в избытке формы развлечений и нравственного растления).
На церковном приходе
✦ Большинство взрослых не имели религиозного детства. Недостаточен уровень их религиозного образования, опыт общинной жизни и христианского воспитания.
✦ Ранее Таинство Крещения совершалось без предварительной подготовки (оглашения) взрослого населения. Поэтому родители и восприемники детей не получили должной мотивации на важность своего воцерковления, жизни в церковном укладе, основ христианского воспитания детей.
✦ Отсутствие или явный недостаток образовательных курсов, родительских семинаров по вопросам культуры семейных отношений, принципов христианского воспитания и этапов воцерковления семьи и в семье.
✦ Недостаточно форм занятий со взрослыми, направленных на преемство веры, духовной жизни, православных традиций, церковного уклада.
✦ Отсутствие или недостаток творческих, всесторонне развивающих форм занятий с детьми на приходе (краеведческих, спортивно и военно-патриотических, музыкально-хоровых, изобразительного и ремесленного характера) .
✦ Утрата многими современными детьми уважения и почитания старших, неприятие авторитета взрослых, непослушание и игнорирование мнения родителей и педагогов.
Почему подростки теряют веру в Бога?
Это зависит от того, какое направление принимает внутренняя жизнь ребенка в его раннем детстве.
Если подросток инстинктивно или сознательно сумеет сохранить правильное соотношение между собой и Богом, он не отпадает от веры.
Если же собственное «я» займет в его душе неподобающее ему, первенствующее и господствующее место, вера в душе его затмится.
О духовном вреде детского эгоцентризма
В раннем детском возрасте собственная личность обычно еще не становится на первом месте, не делается предметом поклонения. Почему и сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3) .
С годами чаще всего, собственная личность всё более и более возрастает в нас, становится центром нашего внимания, предметом нашего самоугождения, самоуслаждения и самоутверждения, забывая о Боге и главном на потребу…
О трех направлениях эгоцентризма
Эта эгоистическая жизнь обычно идет по трем доминантным направлениям:
1) по направлению чувственности, служения телу – плотским удовольствиям;
2) по направлению любви к миру, мирских интересов и развлечений;
3) по направлению гордости – славолюбия, преклонению перед эго-рассудком вообще и пред своим собственным в частности.
О трех проявлениях самоугодия
✦ У первых преобладают соблазны чувственности: плотоугодия, чревоугодия, и сластолюбия;
✦ у вторых – соблазны мирской жизни: зависть богатству, мирскому преуспеянию, стремление быть не хуже других; жизнь по культу успешного и преуспевающего человека;
✦ у третьих – соблазны гордостной рассудочности (самомнения, надмения, осуждения, самоуверенности, самоутверждения…).
О влиянии первородного греха на все человечество
Чувственность, любовь к миру и гордость, как три вида самоугодия – служения собственной личности, – это именно те свойства, какие проявлялись в первородном грехе первозданных людей и воздвигли преграду между нами и Богом.
Гордость у прародителей проявилась в непреодолимом желании «быть как боги»; чувственность, в непреодолимом желании вкусить запретный плод; а любовь к миру отвратила их от Боголюбия.
О последствиях греховной направленности нашей жизни
То, что случилось с первозданными людьми, происходит и с нами. Нездоровое направление нашей внутренней жизни, с детства приводящее к развитию в нас чувственности, любви к миру или гордости, загрязняет чистоту нашего внутреннего мира, притупляет духовное слышание, сердечное зрение, лишает нас возможности разуметь волю Божию, чтобы жить Богоугодно и спасительно.
Мы отходим от Бога, остаемся одни, в своей эгоистической, самодостаточной и самодовольной жизни, со всеми вытекающими отсюда последствиями: отчужденности и безразличия ко всем.
О своевременности развития у детей религиозно-нравственного чувства и сознания.
У детей, которым удается сохранить иерархически правильное соотношение с Богом, процесс развития эгоистических, чувственных, мирских и гордостных расположений встречает преграду в памяти о Боге и страхе отпасть от Него. Они берегут в себе чистоту сердца, смирение ума и покорность воле Божией.
И тело, и ум у них вводится в свои границы их религиозно-нравственным чувством, сознанием и долгом, т.к. эти качества были правильно развиты посредством христианского воспитания ещё до начала подросткового кризиса.
Как сохранить или возвратить у детей веру в Бога?
Наши детские убеждения об участии Бога в нашей жизни, ничуть не обеспечивают нам сохранение веры в юности. Юности свойственно относиться ко всему скептически, а в особенности к тому, что предлагается старшими, как неоспоримая и обязательная для них истина.
Часто советуют: читайте детям Библию, Библия научит их знать Бога. Несомненно, слово Божие, слышанное в детстве, оставляет свой след в душе и приносит плод в свое время.
Однако, если Библия остается только достоянием ума и памяти, она не поможет сохранению веры. Нужна глубокая и непоколебимая вера в Библию, как в подлинное слово Божие, чтобы не утратить благоговейного отношения к ней, а такой веры, как мы знаем, ни имеет иногда и профессиональные богословы.
Тоже можно сказать и о чтении житий святых. Жития святых, конечно, могут воодушевлять подвигом христианской жизни, но для этого нужно, что бы мы видели в святых не только героев давно минувших времен, исключительных обстоятельств, а наших вечных спутников, наставников и помощников в христианском подвиге, живых членов Святой Христовой Церкви, с которыми мы можем быть в постоянном общении и к которым можем обращаться с молитвами о помощи.
О значении зримого примера благочестия и наставления от старших.
В окружающей подростков жизни должны быть примеры благочестивой жизни старших людей. Чтобы они были доступны для общения, советов и наставлений, исходящих из их опыта.
Все указанные способы религиозного влияния на молодежь страдают тем коренным недостатком, что они скользят по поверхности, обращаются преимущественно к рассудку и не сообразуются с внутренним состоянием детской души, уже начинающей разлагаться под влиянием греха.
О точном понимании причин утраты веры
Необходимо вникнуть во внутренний, духовный процесс, происходящий в юной душе и приводящий ее к неверию и религиозному опустошению. Только верно вскрывая причины происходящего, можно увидеть выход из этого состояния.
Главное же в этом процессе – развитие греховного, замкнутого в себе и на себя расположения. С этим-то и надо бороться, а не обращаться к одному только уму с рассуждениями общего характера.
Утрата веры, и возвращение к ней являются обычно тяжелой внутренней драмой, чрезвычайно мучительной, доводящей иногда до отчаяния, до желания смерти, и эта драма тянется иногда многие годы.
О условиях сохранения веры подростков
О значении семьи
Первоначальное и самое важное значение в процессе религиозной жизни детей имеет семья. Она должна быть, малой, домашней церковью. Не ограниченной только внешним исполнением церковных правил, а действительно имеющей средоточием своей жизни Господа Иисуса Христа. К Нему обращенной, устремленной и Ему посвященной.
Как свеча загорается от горящей свечи, так и в детской душе разгорается огонь веры и любви при молитвенной жизни, покаянии, Причащении Святых Таин и контакте со значимыми старшими, пламенеющими духом веры и любви.
При условии полного единства духа и формы религиозной жизни в семье душа ребёнка впитывает в себя впечатления православного домашнего уклада и быта.
Встреча Рождества Христова, Крещения Господня, проживание Великого поста, Пасхи Христовой, праздника Троицы… – всё это не проходит бесследно для духовной жизни ребёнка. Из всего этого накапливается в душе запас святых впечатлений, радостных и чистых переживаний, составляющих фундамент будущей сознательной религиозной жизни.
О значении Церкви в духовной жизни детей
Второй средой, еще более необходимой для правильного религиозного развития детей, включающей в себя и саму семью, является строй жизни Православной Церкви, средоточием которой является Евхаристия и личностные отношения со Христом.
В душе ребёнка должно укрепляться чувство, что он не только часть православной семьи, но и часть Православной Церкви, которая является его духовной питательницей и воспитательницей. Такое чувство в душе ребёнка легко возникает, если его семья живет этим же чувством.
Чувство принадлежности к Церкви важнее чувства принадлежности к семье. Семья может разрушиться, Церковь никогда.
. Сознающий себя членом Церкви никогда не будет чувствовать себя одиноким в мире, бесприютным.
✦ Он чувствует себя в крепкой руке Божией.
✦ Он чувствует под собой несокрушимую твердыню.
✦ Он живет в постоянном общении со Христом, со святыми и умершими.
Укрепление в ребёнке этого сознания является очень важной задачей религиозного воспитания.
Формы, средства и методы преодоления подросткового кризиса веры.
Важно, чтобы дети до начала кризиса (полового созревания) – переходного периода – «стремнины реки их жизни» обрели православно-мировоззренческую картину мира, отвечающую на главные вопросы жизни: её цели, смысла, назначения и призвания от Бога; важности правой веры, богоугодной жизни в лоне св. Церкви по Божьим заповедям.
Уразумели, в чем истинное счастье человека, при каких условиях наша жизнь имеет душеспасительный характер. В чём смысл скорбей, болезней и смерти человека. С каким назначением Христос создал Церковь и почему вне Церкви нет спасения.
Знание детьми Символа веры – как ориентирующей основы картины мира
О условиях церковной жизни детей
Важны добрые примеры благочестия в лице взрослых, сверстников и окружающих их, с которыми у них должны быть дружеские отношения, искреннее общение, общий интерес, приносящие взаимообогащение и радость.
Подросткам необходимо деятельное участие в приходской общинной жизни и деятельности: богослужебное чтение, пение в любительском или церковном хоре, звонарская практика, участие в профильных кружках и клубах, в театральном коллективе, в инструментальном ансамбле, в переписке с детьми детского дома, посещение дома престарелых; проведение регулярных пастырских бесед (групповых и индивидуальных), тематических викторин, юношеских конференций, чтений, круглых столов, исторической, богословской или культурологической направленности.
Родительские ошибки при воспитании детей
1. Дети не послушны родителям, потому что сами родители не послушны Богу, Его заповедям, канонам и уставу Матери Церкви.
2. Дети не послушны, потому что родители не научили их истинному почитанию - умению предпочитать себе старших.
3. Большинство современных родителей не знают основ, условий, принципов и особенностей христианского воспитания детей.
4. Родители не имеют единомыслия между собой по многим вопросам воспитания.
Родительские установки и стили в основании воспитания.
1) Требовательная родительская установка:
а) Авторитарный стиль воспитания (с подавлением воли ребенка)
б) Морализаторский стиль воспитания (словесно-назидательный)
в) Гиперопекающий стиль воспитания (все делается за ребенка)
г) Жертвенно опекающий стиль воспитания (здоровье и силы полагаются за ребёнка).
2) Дружеская (любовная) родительская установка
а) Доверяющий стиль воспитания (равноправный с ребёнком)
б) Милующий стиль воспитания (всё прощающий ребенку)
в) Оберегающий стиль воспитания (щадящий во всём ребёнка)
г) Воодушевляющий стиль воспитания (всегда поддерживающий ребенка)
3) Нетребовательная родительская установка
а) Снисходительный стиль воспитания (беспритязательный к ребёнку)
б) Попустительский стиль воспитания (ничего не запрещающий)
в) Потворствующий стиль воспитания (всё в угоду ребенку)
г) Кумиротворческий стиль воспитания (хвалящий и боготворящий).
Родительские ошибки при воспитании детей
✦ Родители считают детей своей собственностью. Но ребенок не принадлежит своим родителям, он – прежде всего дитя Бога, образ Божий, Его достояние.
✦ Ребенок доверен родителям Богом на время. За это время они призваны воспитать его верным Богу и Церкви. Это «главное на потребу» в деле спасения.
✦ Родители не научили детей ответственности и самостоятельности.
✦ Родители пытаются дать детям всё, что им хочется. Тем самым, они растят не христианина, а эгоиста-потребителя, в том числе, и по отношению к Церкви.
✦ Родители перекладывают свою воспитательскую обязанность на других: на крестных, на бабушек-дедушек, на воскресную школу, церковных педагогов, на священника.
✦ В вопросах веры родители сильно давят на детей. Но чем сильнее действие, тем сильнее противодействие. К нравственному безнравственными методами привести невозможно.
✦ Самая страшная родительская ошибка - лицемерие. Дети уходят из Церкви, потому что она не стала для них жизнью. Они не увидели за внешними обрядами живого Христа. Дети не ощутили присутствие Христа в своей жизни. Вера для них – что-то внешнее, навязанное взрослыми. Она не стала их личной ценностью, их личным сокровищем.
Что делать и как вести себя родителям?
✦ Не нервничать и не отчаиваться.
✦ Не запрещать детям обретать опыт ошибок и не давить.
✦ Уважать, давать свободу по мере их сознательности.
✦ Для подстраховки, «держать руку на пульсе», при необходимости участвовать словом и делом.
✦ Любить безусловно. Нужно, чтобы ребенок точно знал, что в любой момент может вернуться.
✦ Молиться. Не столько нужно говорить детям о Боге, сколько - Богу о детях.
✦ Положиться на Бога. Господь любит наших детей куда более, чем мы сами, и приведет их к Себе, Ему Одному ведомыми путями.