17 февраля 2020 года в Информационно-методическом Центре Выборгского района прошло занятие с учителями, преподающими курс «Основы религиозных культур и светской этики» с протоиереем Александром Зелененко, кандидатом богословия, духовником воскресной школы при Спасо-Парголовском храме.

Отцом Александром была поднята тема о сложности воспитания подрастающего поколения в условиях соблазнов современного мира и городской среды.

У родителей, извлеченных из семей на заработки, не хватает времени и душевных сил на воспитание детей. Дети большей частью находятся в самопредоставленности, развращаются компьютерными играми, потоком впечатлений от безнравственных СМИ, дворовой и городской среды, приходя в разлад и неуправляемое состояние в отношениях со взрослыми.

Об этом с большой тревогой в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже столетий» пишет президент Российской Академии Образования, академик Н.Д. Никандров: «Произошло нарушение глубинных связей всего нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых, равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» для детей - мира искусственного, виртуального и мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском мишуры и остроумия, создаёт парадоксальную картину антимира».

Подобные явления были и в прошлые века, но вероятно не в такой степени. Святитель Игнатий Брянчанинов ещё в середине XIX века писал: «Как посмотришь на наших соотечественников и особенно молодежь, то нельзя не пожалеть её! Как она ветрена и легкомысленна! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих нравственность и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, пишет он, что всему этому причина:
а) неправильное воспитание, даваемое молодым людям,
б) неправильный взгляд на себя и
в) неправильный взгляд на жизнь, непонимание её цели, смысла и предназначения»
.

Поясним:
неправильное воспитание происходит (как правило) от:
а) не понимания его важности,
б) незнания его сущности и принципов,
в) нежелания или не умения им заниматься должным образом,
г) отсутствия условий, способностей, сил или возможностей у родителей и воспитателей.

Всем понятно, что воспитание детям дается для будущей их жизни (как временной, так и вечной), но при этом у большинства людей даже не возникает вопроса, а что есть человеческая жизнь? - как явление, как процесс во времени и как величайший дар?

На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни.

Под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти. Но от понимания, что есть человеческая жизнь, зависит отношение человека к ней и сама жизнь, - её направленность, характер, дух, содержание и качество.

Для одних, например, материалистов жизнь – это формы существования белковых тел, для других жизнь – это борьба за лучшее место под солнцем, борьба за должности, ставки, власть, карьеру; для третьих жизнь – это игра, как лотерея, повезет, не повезет, в поисках земного счастья и т.п.

А для духовно-настроенного человека, наша жизнь - есть превеликий и бесценный дар! Дар Божией благости, премудрости, милости и любви, длящийся во времени, с непрестанным и промыслительным участием Бога в нас; с множеством откровений, чудесных явлений, потрясений, испытаний и вразумлений, порой болезней скорбей и страданий, попускаемых Им, для нашего уверения, ответственного отношения ко всему происходящему с нами и вокруг нас. Для нашего исправления, благодатного преображения жизни с принесением доброго плода и правосудным ответом-воздаянием от Него в день предстоящего «экзамена» перед Ним, которым решится наша вечная участь: творившим добро – благая, а творившим зло – плохая.

Такой традиционный для православной культуры взгляд на понятие жизнь, как Божьего дара, для многих педагогов был неким откровением и пробудил желание больше узнать о православной культуре и мировоззрении.