26/26 мая 2024 года, в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, протоиерей Роман Ковальский, ключарь Исаакиевского собора, настоятель Спасо-Парголовского храма и храма Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших, возглавил Всенощное бдение и Божественную Литургию в Исаакиевском соборе.






Литургические песнопения исполняли Богослужебный хор Исаакиевского собора под управлением Льва Дунаева, Молодежный хор Исаакиевского собора под управлением Ларисы Христич.

В Спасо-Парголовском храме клирики отслужили Всенощное бдение и три Божественные Литургии.






На ранней и поздней Литургиях пели любительский и богослужебный хоры под управлением Марии Костюк. На средней — все прихожане под управлением Ирины Ивановны Ивановой.

Был совершен крестный ход вокруг храма.




В четвертое воскресенье после Пасхи Православная Церковь воспоминает чудо исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного (т.е. парализованного) при купальне Вифезда, описанное в Ин.5,1-15, читаемом на Литургии. Эта память, как и воспоминания других воскресных дней Цветной Триоди, восходит к константинопольской традиции и зафиксирована в памятнике IХ века – Уставе Великой Церкви. Вместе с Преполовением, а также с Неделями о самаряныне и о слепом этот воскресный день образует комплекс праздничных воспоминаний, периода Пятидесятницы, так или иначе связанных с водой – веществом, которое нередко выступает как символ Святого Духа (Ин.7,37-38), сошествие Которого празднуется в день, завершающий праздничный период Пятидесятницы.

Описанное чудо относится к началу общественного служения Господа Иисуса Христа. Купель Вифезда у Овечьих ворот в Иерусалиме представляла собой целый комплекс сооружений, включавший цистерны и многочисленные купели. Парализованный, согласно Евангелию, пролежал у купели 38 лет.

Исцеление расслабленного произошло в один из иудейских праздников. В святоотеческой традиции мы встречаем различные мнения на этот счет: святители Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский полагали, что речь идет о Пятидесятнице, другие относят это чудо к празднику Пасхи. Т.о., воспоминание об этом чуде является первым шагом нашей подготовки к празднику Пятидесятницы. Продолжая славить Пасху, мы уже задумываемся о ее важнейших следствиях – сошествии Святого Духа на апостолов и рождении Церкви.

В Неделю о расслабленном Церковь в первую очередь продолжает славить Воскресение Христово. Подавляющее большинство песнопений богослужения данного дня связано с темой Воскресения и лишь малая часть – с темой евангельского события, отраженного в наименовании этой Недели. В них отражается несколько основных мотивов: парафраз евангельского рассказа о чуде исцеления расслабленного; Всемогущество Божие, которое видимым образом проявилось в воспоминаемом событии; духовное состояние грешной души, неспособной к добродетели, сравнивается с физическим состоянием евангельского расслабленного.

Фото: Влад Смирнов и прихожане Исаакиевского собора