О, дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель высшей чистоты
Гимн Валаамской обители

Есть на земле места, где особенно остро ощущается присутствие Бога. Валаам – обитель, в которой с 10 века идет монашеская молитва. Монастырь переживал времена разорения и забвения, и снова возрождался как Феникс из пепла.

В августе паломники Спасо-Парголовского храма во главе с отцом Александром Зелененко смогли поклониться Валаамским святыням.

Августовским утром на теплоходе мы вплыли в Монастырскую бухту. Златокупольным «маяком» у входа в бухту нас встречал Никольский скит.

Замечательная экскурсовод Елена Валерьевна рассказала нам историю Валаама. Его посещали царственные особы, известные художники и писатели, видел он финскую оккупацию, школу юнг Северного флота, дом инвалидов.

Она повела нас знакомиться с Центральной усадьбой монастыря, а затем к сердцу обители - Спасо-Преображенскому собору.





Некоторые наши паломники были в храме еще во времена разрухи и запустения, когда ветер гулял по собору, потоки воды стекали с купола внутрь храма, фрески висели клочьями на стенах собора.

Сейчас храм не узнать, на наших глазах совершилось чудо Божие, и собор, как и весь «Северный Афон», восстал из разрухи и мерзости запустения.

Сияют золотом росписи Спасо-Преображенского храма, везде цветы, сочные соцветия лилий, сиреневые заросли чабреца, ухоженные дорожки, множество паломников и туристов.

Мы помолились у мощей прп. Гемана и Сергия Валаамских, преп. Антипы, у чудотворного списка иконы Валаамской Божьей Матери, перед которым происходят исцеления. Иконография этой иконы удивительная – образ написан как будто воздушными, лёгкими касаниями кисти. Это одна из немногих икон, а быть может, и единственная, где Царица Небесная изображена стоящей на облачке босыми ногами.

После обеда мы еще успели побывать в Никольском скиту, Александра Дюма так описал его: «храм играл как драгоценность, вынутая из зеленого бархатного футляра». До революции скит играл роль «таможенного» пункта. Монахи встречали строгим досмотром челны и баркасы, направлявшиеся в монастырь, табак и алкоголь изымались и летели за борт.

По пути в скит построена новая часовня в честь Всех Валаамских святых, напоминающая древние крепости своим монументальным каменным основанием и образом сторожевых башен.



Мы помолились в Никольском скиту и полюбовались видом Монастырской бухты с обзорной площадки.

На следующий день мы посетили Валаамские скиты. Первым мы посетили Воскресенский скит.

В конце 19 века появилась идея о создании на Валааме символического подобия мест Святой Земли. Побывавший в 1901 г. в Иерусалиме игумен Маврикий привез частицу камня от Гроба Господня.

Воскресенский скит назвали "Новым Иерусалимом" на Сионской горе, он был сооружен для духовного просвещения тех, кто приезжал на Валаам, и мог здесь поклониться страданиям, подвигам и искупительной жертве Христа.

Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, в том месте, где, согласно Валаамскому преданию, св. ап. Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

В 1896 г. купец, золотодобытчик и благотворитель И.М. Сибиряков пожертвовал 10 тысяч рублей на постройку скита. Он собирался остаться здесь, но отправился на Св. Гоpу Афон, где принял великую схиму и вскоре умеp.

Нижний храм во имя св. апостола Андрея устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме — Кувуклии. Мимо располагающегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева — копии камня помазания, проход ведет в притвор Ангела. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой св. Гроба, где находится мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима.

С чувством глубокого благоговения мы поклонились подобию Гроба Господня и поднялись в залитый светом верхний храм Воскресения Христова с легким, словно воздушным фаянсовым иконостасом, где пропели пасхальные песнопения.

Затем мы прошли по местам, созданным как копии мест Святой Земли.

Мы побывали в Гефсиманском саду с Кедронским потоком.

В центре скита церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.



С другой стороны дороги стоит часовня с иконой «Моление о чаше», в память о том, как в Гефсиманском саду Господь молился в скорбном ожидании своих страданий.

Летом вся Гефсимания утопает в зелени: ясень, дубы, клены, особенно много на территории скита сирени и спиреи, кусты которых олицетворяют в Валаамской Гефсимании оливковые рощи.

Как и в Иерусалиме над Гефсиманией возвышается Елеонская гора. Здесь тоже как на Святой земле поставлена часовня во имя Вознесения Господня.

С Валаамской Елеонской горы открывается чудеснейший вид на Ладогу.

Внизу Малая Никоновская бухта, где находится форелевое хозяйство. Монастыря.

В конце нашего пути мы посетили место отшельничества и подвигов будущего игумена обители Дамаскина. Он провел в уединенной пустыньке шесть с половиной лет. В его келии был только стул и гроб. Для большего утомления плоти отец Дамаскин носил железные вериги.

Много лет спустя, в 1870 году, игумен Дамаскин решил на месте прежнего своего уединения устроить скит с церковью во имя Коневской иконы, самый малый из всех скитов Валаамского монастыря.

Игумен Дамаскин, который в течение сорока двух лет с 1839 г. до 1881 г. был настоятелем Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, вошел в историю как великий устроитель Валаама. Это был замечательный хозяин и строгий подвижник. При нем Валаамский монастырь стал известен в России не только как один из самых красивых и благоустроенных, но и как обитель строгой, подвижнической жизни монашеского братства.


Игумен Дамаскин

Мы смогли побывать в храме, освященном во имя Коневской иконы Божией Матери, который притаился на мысу между двумя озерами, окруженных густым лесом.

После обеда желающие отправились на Святой остров, где в полном одиночестве, в пещерке, вырубленной в скале, 500 лет назад подвизался в молитвенных подвигах преподобный Александр Свирский, до своего ухода на реку Свирь.

Скромная деревянная церковь во имя преподобного Александра Свирского и могила, которую он вырыл для себя своими руками.

На уединенном далеком острове преподобный прожил 7 лет.

Крохотная темная пещерка, при входе плечи задевают за стены. Едва теплящийся перед образами свет лампады освящает все пространство кельи.



В житии преподобного Александра сказано, что от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткой, что не боялась и каменного ударения.

В XV веке ушел с берегов Ладоги преподобный Александр, а в середине XIX века по благословению игумена Дамаскина на острове был создан скит, возведен храм. Скит отличался строгим уставом, молочную пищу братья не вкушали даже в обычные дни.

У пещерки мы прочитали акафист преподобному Александру, полюбовались просторами Ладоги и отправились на катере в обратный путь.

Вечером благолепное и торжественное всенощное бдение накануне Праздника изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста, в народе называемым Медовым Спасом. Валаамский распев, благолепие храма, благоговейное и неспешное богослужение. В начале XX в. будущий митрополит Вениамин (Федченков) писал про валаамские распевы: «здесь — простота и строгость, и в то же время — какая-то захватывающая душу могучая, своеобразная красота!»

Утром мы помолились и причастились за Божественной Литургией.

Епископ Панкратий, наместник Валаамского монастыря, освятил мёд нового урожая, чтобы мы вкушали освященный мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей милости к нам.



После службы наша группа отправилась в Смоленский скит. Особый, скорбный скит. Строгий белый храм во имя Смоленской иконы Божией матери с черным куполом-шлемом стал последним из построенных в Российской империи перед ее крушением. И связано его появление с переломным событием в истории России — Первой мировой войной. Верховный Главнокомандующий русской армии, дядя императора Николая II, великий князь Николай Николаевич, попросил построить на Валааме храм-памятник, в котором бы днем и ночью читали поминовение о погибших на полях сражения русских воинах. Храм был закончен в 1917 году и после Октябрьского переворота в России, иеросхимонах Ефрем (Хробостов), каждый день поминал погибших воинов в течение 40 лет.

Возрожденный скит и поныне выполняет свою миссию, как и во времена иеросхимонаха Ефрема, здесь постоянно совершается молитва за русское воинство, за всех воинов, отдавших свои жизни за други своя.






Смоленский скит до реставрации

Мы посетили скит Всех святых. Братия этого скита живет по одному из самых строгих уставов Валаама. Женщинам на территорию этого скита разрешен вход только раз в году - в первое воскресенье после дня Святой Троицы, на престольный праздник скита Всех святых.

Гид рассказала об удивительных монахах-молитвенниках, коими был славен скит во имя Всех Святых. И среди них были не только старцы минувших лет — знаменитые Клеопа, Феодор и Леонид, но и наш современник — отец Серафим (Барадель / Покровский), который до недавнего времени был настоятелем Всесвятского скита. Француз по крови, они проникся верой православной на Афоне, и отправившись оттуда в Эссекс — к старцу Софронию (Сахарову), 20 лет был его учеником и келейником. Уже после кончины старца схиигумен Серафим отправился в Россию. Много лет он наставлял братию Всесвятского скита, но недавно по состоянию здоровья покинул Валаам.

Последним мы посетили игуменское кладбище.

Пройдя мимо места, где раньше находилась пустынька преподобного игумена Назария и осмотрев древний храм Всех преподобных отцов в посте и подвиге просиявших, который воздвиг игумен Дамаскин, мы подходим к могилам Валаамских игуменов.

В один ряд находятся четыре могилы валаамских игуменов: Дамаскина (1881†), Виталия (1905†), Пафнутия (1907†) и Павлина (1935†). Рядом с ними похоронен архимандрит Мефодий (Петров), приехавший на Валаам вместе с Владыкой Панкратием в 1993 году и поднимавший обитель из руин. Почти 30 лет архимандрит Мефодий встречал на острове гостей. Любовь Христова, которая открывалась людям при знакомстве с этим подлинным монахом, многих обращала к вере. «Валаам, – объяснял он, – такая земля, вступив на которую, вы откроете и новую страницу своей жизни».

От кладбища до центральной усадьбы мы прошли по аллее из лиственниц и пихт. Она одна из самых красивых на остров и высажена так, что между стволов деревьев-великанов (до 25 м высотой) виден монастырь. Печально-величественная аллея лиственниц и аллея сибирской пихты.

Мы прощаемся с Валаамом и отплываем в обратный путь.

«Как и святой Афон, Валаам, поныне - светит. Афон - на юге, Валаам - на севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся "ночь мира" - нужны маяки». (И.С. Шмелев. Старый Валаам. 1933-1936).

Виктория Сенчугова
Фото: Виктор Грибалев, Виктория Сенчугова