О, дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель высшей чистоты
Гимн Валаамской обители
Есть на земле места, где особенно остро ощущается присутствие Бога. Валаам – обитель, в которой с 10 века идет монашеская молитва. Монастырь переживал времена разорения и забвения, и снова возрождался как Феникс из пепла.
В августе паломники Спасо-Парголовского храма во главе с отцом Александром Зелененко смогли поклониться Валаамским святыням.
Августовским утром на теплоходе мы вплыли в Монастырскую бухту. Златокупольным «маяком» у входа в бухту нас встречал Никольский скит.
Замечательная экскурсовод Елена Валерьевна рассказала нам историю Валаама. Его посещали царственные особы, известные художники и писатели, видел он финскую оккупацию, школу юнг Северного флота, дом инвалидов.
Она повела нас знакомиться с Центральной усадьбой монастыря, а затем к сердцу обители - Спасо-Преображенскому собору.
Некоторые наши паломники были в храме еще во времена разрухи и запустения, когда ветер гулял по собору, потоки воды стекали с купола внутрь храма, фрески висели клочьями на стенах собора.
Сейчас храм не узнать, на наших глазах совершилось чудо Божие, и собор, как и весь «Северный Афон», восстал из разрухи и мерзости запустения.
Сияют золотом росписи Спасо-Преображенского храма, везде цветы, сочные соцветия лилий, сиреневые заросли чабреца, ухоженные дорожки, множество паломников и туристов.
Мы помолились у мощей прп. Гемана и Сергия Валаамских, преп. Антипы, у чудотворного списка иконы Валаамской Божьей Матери, перед которым происходят исцеления. Иконография этой иконы удивительная – образ написан как будто воздушными, лёгкими касаниями кисти. Это одна из немногих икон, а быть может, и единственная, где Царица Небесная изображена стоящей на облачке босыми ногами.
После обеда мы еще успели побывать в Никольском скиту, Александра Дюма так описал его: «храм играл как драгоценность, вынутая из зеленого бархатного футляра». До революции скит играл роль «таможенного» пункта. Монахи встречали строгим досмотром челны и баркасы, направлявшиеся в монастырь, табак и алкоголь изымались и летели за борт.
По пути в скит построена новая часовня в честь Всех Валаамских святых, напоминающая древние крепости своим монументальным каменным основанием и образом сторожевых башен.
Мы помолились в Никольском скиту и полюбовались видом Монастырской бухты с обзорной площадки.
![](/_pu/280/81687417.jpg)
На следующий день мы посетили Валаамские скиты. Первым мы посетили Воскресенский скит.
В конце 19 века появилась идея о создании на Валааме символического подобия мест Святой Земли. Побывавший в 1901 г. в Иерусалиме игумен Маврикий привез частицу камня от Гроба Господня.
Воскресенский скит назвали "Новым Иерусалимом" на Сионской горе, он был сооружен для духовного просвещения тех, кто приезжал на Валаам, и мог здесь поклониться страданиям, подвигам и искупительной жертве Христа.
Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, в том месте, где, согласно Валаамскому преданию, св. ап. Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.
В 1896 г. купец, золотодобытчик и благотворитель И.М. Сибиряков пожертвовал 10 тысяч рублей на постройку скита. Он собирался остаться здесь, но отправился на Св. Гоpу Афон, где принял великую схиму и вскоре умеp.
Нижний храм во имя св. апостола Андрея устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме — Кувуклии. Мимо располагающегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева — копии камня помазания, проход ведет в притвор Ангела. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой св. Гроба, где находится мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима.
С чувством глубокого благоговения мы поклонились подобию Гроба Господня и поднялись в залитый светом верхний храм Воскресения Христова с легким, словно воздушным фаянсовым иконостасом, где пропели пасхальные песнопения.
Затем мы прошли по местам, созданным как копии мест Святой Земли.
Мы побывали в Гефсиманском саду с Кедронским потоком.
В центре скита церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
С другой стороны дороги стоит часовня с иконой «Моление о чаше», в память о том, как в Гефсиманском саду Господь молился в скорбном ожидании своих страданий.
Летом вся Гефсимания утопает в зелени: ясень, дубы, клены, особенно много на территории скита сирени и спиреи, кусты которых олицетворяют в Валаамской Гефсимании оливковые рощи.
Как и в Иерусалиме над Гефсиманией возвышается Елеонская гора. Здесь тоже как на Святой земле поставлена часовня во имя Вознесения Господня.
![](/_pu/280/14608734.jpg)
С Валаамской Елеонской горы открывается чудеснейший вид на Ладогу.
Внизу Малая Никоновская бухта, где находится форелевое хозяйство. Монастыря.
В конце нашего пути мы посетили место отшельничества и подвигов будущего игумена обители Дамаскина. Он провел в уединенной пустыньке шесть с половиной лет. В его келии был только стул и гроб. Для большего утомления плоти отец Дамаскин носил железные вериги.
Много лет спустя, в 1870 году, игумен Дамаскин решил на месте прежнего своего уединения устроить скит с церковью во имя Коневской иконы, самый малый из всех скитов Валаамского монастыря.
Игумен Дамаскин, который в течение сорока двух лет с 1839 г. до 1881 г. был настоятелем Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, вошел в историю как великий устроитель Валаама. Это был замечательный хозяин и строгий подвижник. При нем Валаамский монастырь стал известен в России не только как один из самых красивых и благоустроенных, но и как обитель строгой, подвижнической жизни монашеского братства.
![](/_pu/280/62102250.jpg)
Игумен Дамаскин
Мы смогли побывать в храме, освященном во имя Коневской иконы Божией Матери, который притаился на мысу между двумя озерами, окруженных густым лесом.
После обеда желающие отправились на Святой остров, где в полном одиночестве, в пещерке, вырубленной в скале, 500 лет назад подвизался в молитвенных подвигах преподобный Александр Свирский, до своего ухода на реку Свирь.
Скромная деревянная церковь во имя преподобного Александра Свирского и могила, которую он вырыл для себя своими руками.
На уединенном далеком острове преподобный прожил 7 лет.
Крохотная темная пещерка, при входе плечи задевают за стены. Едва теплящийся перед образами свет лампады освящает все пространство кельи.
![](/_pu/280/78599973.jpg)
![](/_pu/280/36713760.jpg)
В житии преподобного Александра сказано, что от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткой, что не боялась и каменного ударения.
В XV веке ушел с берегов Ладоги преподобный Александр, а в середине XIX века по благословению игумена Дамаскина на острове был создан скит, возведен храм. Скит отличался строгим уставом, молочную пищу братья не вкушали даже в обычные дни.
![](/_pu/280/09597200.jpg)
У пещерки мы прочитали акафист преподобному Александру, полюбовались просторами Ладоги и отправились на катере в обратный путь.
Вечером благолепное и торжественное всенощное бдение накануне Праздника изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста, в народе называемым Медовым Спасом. Валаамский распев, благолепие храма, благоговейное и неспешное богослужение. В начале XX в. будущий митрополит Вениамин (Федченков) писал про валаамские распевы: «здесь — простота и строгость, и в то же время — какая-то захватывающая душу могучая, своеобразная красота!»
Утром мы помолились и причастились за Божественной Литургией.
Епископ Панкратий, наместник Валаамского монастыря, освятил мёд нового урожая, чтобы мы вкушали освященный мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей милости к нам.
![](/_pu/280/51795732.jpg)
![](/_pu/280/49078396.jpg)
После службы наша группа отправилась в Смоленский скит. Особый, скорбный скит. Строгий белый храм во имя Смоленской иконы Божией матери с черным куполом-шлемом стал последним из построенных в Российской империи перед ее крушением. И связано его появление с переломным событием в истории России — Первой мировой войной. Верховный Главнокомандующий русской армии, дядя императора Николая II, великий князь Николай Николаевич, попросил построить на Валааме храм-памятник, в котором бы днем и ночью читали поминовение о погибших на полях сражения русских воинах. Храм был закончен в 1917 году и после Октябрьского переворота в России, иеросхимонах Ефрем (Хробостов), каждый день поминал погибших воинов в течение 40 лет.
Возрожденный скит и поныне выполняет свою миссию, как и во времена иеросхимонаха Ефрема, здесь постоянно совершается молитва за русское воинство, за всех воинов, отдавших свои жизни за други своя.
![](/_pu/280/41635652.jpg)
![](/_pu/280/76951366.jpg)
![](/_pu/280/75246129.jpg)
Смоленский скит до реставрации
Мы посетили скит Всех святых. Братия этого скита живет по одному из самых строгих уставов Валаама. Женщинам на территорию этого скита разрешен вход только раз в году - в первое воскресенье после дня Святой Троицы, на престольный праздник скита Всех святых.
![](/_pu/280/01026953.jpg)
Гид рассказала об удивительных монахах-молитвенниках, коими был славен скит во имя Всех Святых. И среди них были не только старцы минувших лет — знаменитые Клеопа, Феодор и Леонид, но и наш современник — отец Серафим (Барадель / Покровский), который до недавнего времени был настоятелем Всесвятского скита. Француз по крови, они проникся верой православной на Афоне, и отправившись оттуда в Эссекс — к старцу Софронию (Сахарову), 20 лет был его учеником и келейником. Уже после кончины старца схиигумен Серафим отправился в Россию. Много лет он наставлял братию Всесвятского скита, но недавно по состоянию здоровья покинул Валаам.
Последним мы посетили игуменское кладбище.
Пройдя мимо места, где раньше находилась пустынька преподобного игумена Назария и осмотрев древний храм Всех преподобных отцов в посте и подвиге просиявших, который воздвиг игумен Дамаскин, мы подходим к могилам Валаамских игуменов.
![](/_pu/280/69882062.jpg)
В один ряд находятся четыре могилы валаамских игуменов: Дамаскина (1881†), Виталия (1905†), Пафнутия (1907†) и Павлина (1935†). Рядом с ними похоронен архимандрит Мефодий (Петров), приехавший на Валаам вместе с Владыкой Панкратием в 1993 году и поднимавший обитель из руин. Почти 30 лет архимандрит Мефодий встречал на острове гостей. Любовь Христова, которая открывалась людям при знакомстве с этим подлинным монахом, многих обращала к вере. «Валаам, – объяснял он, – такая земля, вступив на которую, вы откроете и новую страницу своей жизни».
![](/_pu/280/22700350.jpg)
От кладбища до центральной усадьбы мы прошли по аллее из лиственниц и пихт. Она одна из самых красивых на остров и высажена так, что между стволов деревьев-великанов (до 25 м высотой) виден монастырь. Печально-величественная аллея лиственниц и аллея сибирской пихты.
![](/_pu/280/13159701.jpg)
Мы прощаемся с Валаамом и отплываем в обратный путь.
«Как и святой Афон, Валаам, поныне - светит. Афон - на юге, Валаам - на севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся "ночь мира" - нужны маяки». (И.С. Шмелев. Старый Валаам. 1933-1936).