В день памяти преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, 16 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители.



За богослужением пел хор собора под руководством Льва Дунаева.

Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

"Святая Церковь прославляет преподобного Исаакия Далматского за великую ревность, с которой он отстаивал православные храмы от ариан, - сказал владыка в проповеди. - Император Валент отдал почти все храмы арианам. Исаакий несколько раз просил Валента вернуть храмы православным, тот отказался и умер плохой смертью. Пришедший на смену ему император Феодосий вернул все храмы Церкви. Преподобный Исаакий еще долго жил. Он, правда, совершил одну ошибку: когда святитель Иоанн Златоуст стал Патриархом Константинопольским и всех обособленных монашествующих решил собрать в монастыри, Исаакий стал их защищать, спорить с иерархом. Потом он осознал свою ошибку, понял, что не нужно монашествующим шататься, бродить по стране, а лучше жить в обители - это правильное монашеское устроение. Во всем остальном он был примером не только для монашествующих - к нему приходило много мирян, он всем помогал. Занимался благотворительностью - среди его духовных чад были богатые, которые помогали бедным. Он был прославлен Церковью как человек святой жизни, и мы рады, что у нас есть храм, посвященный этому святому: в день его памяти родился император Петр Великий, поэтому преподобный Исаакий стал широко известен в России".

"В сегодняшнем евангельском чтении говорилось, что Господь, покинув Галилею, шел в Иерусалим на крестные страдания, - продолжил архипастырь. - Его думы были только о том, как совершить этот подвиг. К Нему подошли ученики с неуместными вопросами. Их волновало, кем они будут в Царствии Небесном: какие места займут, насколько будут влиятельными (Мф. 18:1). Вот такие мысли их одолевали - мы помним, как мать братьев Зеведеевых подошла ко Господу и попросила: "Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем" (Мф. 20:21). Они думали, что Царствие Небесное - такое же, как и земное. Что там тоже все стараются поближе быть к начальству (как сейчас - к президенту, губернатору). В Царствии Небесном будет по-другому. Господь всегда на простых примерах показывал, что там будет. Он подозвал ребенка, поставил среди учеников и сказал: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18:3). То есть речь не о том, чтобы места там делить, - можно вообще туда не войти! Поэтому, взрослые, обратите внимание на детей: мы обычно их учим, а полезно иногда и у них поучиться. Например, дети, ощущая свою беззащитность, идут к родителям. Когда нам кажется, что мы защищены, мы опираемся на свои силы, а когда осознаем беззащитность - приходим за помощью к Богу. Этот мир зыбкий, как песок, на него опираться нельзя. Сегодня ты при власти - завтра смотришь на небо через решетку, сегодня здоровый - завтра больной. То есть в этом мире опираться не на что - только на Бога! Надо все время обращаться к Нему в молитве, словно рукой опираясь на Него".

"Дети просты и открыты. Человек, идущий в Царствие Небесное, должен обладать такими же качествами - быть простым, открытым, любвеобильным, кротким и смиренным. Надо постоянно себя умалять, не нужно гордиться, тщеславиться, искать наград. Преподобный Серафим Саровский всю жизнь проходил с белым крестиком и советовал искать не земных наград, а небесных. Получая земную награду, мы лишаемся небесной. А у нас, чуть что сделал - давай медаль, орден, набедренник, камилавку! Получается, что мы живем так же, как и тогда апостолы: все время ищем чего-то земного. А искать надо небесного, Бога, благодати. Сейчас, во время Успенского поста, мы должны очищать сердце от страстей и приобретать добродетели - любовь, милосердие, прощение. Нужно жить так, как учит Христос. А Он нам все подробно объяснил в Евангелии: какими мы должны быть, какие качества души иметь, о чем думать, а уж Он, поверьте, позаботится, кому какое дать место в Царствии Небесном. Какое будет сердце наше в этом мире, какая душа, какие мы будем, такое место и получим. Может получиться так, что будем жить по соседству с бесами. Лучше стремиться к Богу, чтобы не иметь таких соседей, весьма бойких: уж они-то нам в вечности покоя не дадут. Поэтому будем опираться на Бога, молиться Ему, почаще исповедоваться, причащаться, исправляться - одним словом, жить добродетельной христианской жизнью", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона Преображения Господня.

Юрий Мудров поблагодарил владыку и подарил рельеф с изображением собора, изготовленный в техниках чеканки и гальваники. Он отметил, что все сотрудники музея, кто имеет такую возможность, молились за богослужением.

Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.

Источник: Сайт СПб Митрополии
Фото: Станислав Марченко