Марина Гаталова
28-29 января группа прихожан храма под духовным руководством отца Сергия Ашитка совершила паломническую поездку в Москву.
Началось наше паломничество с посещения подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон.
Афонское подворье образовано в 1991 году на территории храма во имя святого великомученика Никиты, возведенного в конце 16 века на месте, называемом Швивой горкой. В храме мы поклонились святым мощам преподобного Аристоклия, старца Афонского и чудотворца Московского, принадлежавшей ему чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница», а также иконам с частицами святых мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного и преподобного Силуана Афонского. Многие из нас впервые узнали о святом преподобном Аристоклии.
Будучи в миру оренбургским мещанином, он в 30-ти летнем возрасте уехал на Афон, поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, принял монашеский постриг, а затем схиму и был рукоположен в сан иеросхимонаха. После 11-ти летнего пребывания на Афоне, преподобный Аристоклий прибыл на послушание в Москву и принял участие в строительстве Афонского подворья на Большой Полянке, затем стал настоятелем Афонской часовни. Он посещал на дому больных и бедствующих, привозил к ним Афонские святыни, духовно укрепляя свою многочисленную паству. В 1885 году преподобный вновь отбыл на Афон и в течение 14 лет нес послушание казначея, а затем духовника монастыря. В 1909 году преподобный Аристоклий возвратился в Москву и до своей кончины в 1918 году был настоятелем Афонской часовни в Москве. За любовь к Богу и к ближним, за благочестивую жизнь старец был наделен даром чудотворения и прозорливости. Известны его пророческие предсказания о будущем России, известны случаи, когда по молитвам старца получали исцеления неизлечимые больные. Чудеса исцеления продолжаются и после кончины старца. В 2004 году обретены его мощи, и он был причислен к лику святых.
Рядом с Афонским подворьем находится Музей русской иконы. В нашу первую поездку в ноябре 2016 года мы уже побывали в этом музее. В этот раз мы познакомились с экспозицией редких древних икон.
Затем мы отправились в Московский Кремль, на Соборной площади которого находятся Колокольня Ивана Великого, Архангельский, Благовещенский, Успенский соборы, Верхоспасский собор, Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов и храмы Положения ризы Божией Матери во Влахере и Рождества Богородицы на Сенях.
Мы посетили Успенский собор, с которым связаны важнейшие события в истории нашей страны.
Здесь венчали на царство русских царей, начиная с 1498 года, когда Великий князь Иван-3 передал древние регалии своему внуку Дмитрию, до коронования в 1896 году последнего Российского императора Николая -2. Здесь избирали глав Русской церкви, служили молебны в связи с победами русского воинства и перед важнейшими военными сражениями. Собор является усыпальницей 19 российских патриархов и митрополитов, среди которых патриарх Гермоген, митрополиты Петр, Иона, Филипп, причисленные к лику святых.
Успенский собор был заложен в 1326 году московским князем Иваном Калитой и митрополитом Петром, который в этом же году был погребен в этом соборе. Впоследствии собор был построен заново и претерпел разорения во время польско-литовского нашествия в 1612 году и Отечественной войны 1812 года. С 1918 года в соборе были прекращены богослужения, и он стал музеем. В 1990 году собор возвратили Русской Православной Церкви и в нем возобновились службы. Среди святынь собора - икона Святого Георгия 11 века, икона Святой Троицы 14 века, образ Божией Матери «Умиление» 15 века, икона Успения Богоматери 15 века, икона Божией Матери «Владимирская» с праздниками и святыми на полях 16 века, иконостас из 69 икон, изготовленный по заказу патриарха Никона в 1653 году. В соборе сохранились роспись – фрески конца 15 начала 16 века, Патриаршее, Царское Царицыно моленные места, киот для чудотворной иконы Божией Матери «Владимирская», которая находилась здесь до 1918 года.
Поклонившись святыням собора, мы отправились в Спасо-Андроников монастырь, чтобы посетить Центральный музей древнерусского искусства.
Спасо-Андроников монастырь был основан в 1357 году митрополитом Алексием в благодарность за спасение от морской бури и назван в честь первого игумена обители Андроника – ученика святого преподобного Сергия Радонежского. В росписи Спасского собора монастыря участвовал Андрей Рублев, который впоследствии стал монахом обители и захоронен здесь. С 1918 года монастырь был закрыт. В связи с празднованием 800 годовщины основания Москвы в 1947 году было принято решение об открытии музея древнерусского искусства. Музей был открыт в 1960 году. Залы музея расположены в церкви Архангела Михаила, Трапезной палате и Настоятельском корпусе монастыря. Просмотром экспозиции музея, среди экспонатов которой находятся древнейшие иконы, закончился первый день нашей паломнической поездки.
Ранним утром следующего дня мы отправились в Высоко-Петровский монастырь, где в храме во имя святителя Петра митрополита Московского молились и Причастились Святых Христовых Тайн за Божественной Литургией.
Монастырь основан в 1315 году митрополитом Петром и расположен на землях, принадлежавших боярскому роду Нарышкиных, на средства, пожертвованные этой семьей. К роду Нарышкиных принадлежал по материнской линии Российский император Петр I, который часто бывал в обители и имел здесь специально оборудованную молельную комнату. Монастырь являлся усыпальницей рода Нарышкиных. В нем были погребены дед и бабка императора – Кирилл и Анна Нарышкины, братья его матери Иван и Афанасий, убитые во время стрелецкого бунта в 1682 году.
Обитель претерпела разорение во время войны 1812 года, но была восстановлена. С 1822 года в стенах монастыря находилось Духовное училище, хранилось собрание Московской епархиальной библиотеки, а с 1863 года, по благословению митрополита Филарета (Дроздова), здесь проводились собрания Общества любителей духовного просвещения. В 1918 году монастырь был закрыт, но на его территории остался действующий храм, в котором была создана тайная монашеская община, членами которой были священнослужители и миряне, из них 10 человек канонизированы как новомученики. С 1929 года в помещениях монастыря находились завод по ремонту сельскохозяйственной техники, спортзал, библиотека, филиал Государственного литературного музея, театральные мастерские, жилые квартиры (одна из них - в склепе рода Нарышкиных). В соборе святителя Петра располагался литейный цех. В 1992 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и в нем был расположен Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. Богослужения возобновились с 2009 года. Сейчас в монастыре 3 действующих храма: собор святителя Петра, церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и церковь во имя Толгской иконы Божией Матери.
После экскурсии по монастырю и трапезы мы отправились в храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, чтобы поклониться Великой православной святыне – Кийскому кресту.
Кийский Крест был изготовлен по заказу патриарха Никона из кипарисового дерева. Его размеры подобны Кресту Господню. На Кресте находятся несколько сот частиц мощей святых угодников Божиих и 16 камней с мест Библейских событий и 6 малых деревянных крестов с изображениями двунадесятых Праздников. Крест был освящен в 1656 году в Праздник Дня Происхождения честных древ Животворящего Креста. До 1923 года Крест находился в Крестном монастыре на острове Кий. На острове нашел спасение во время путешествия по морю иеромонах Никон в 1639 году. По его прошению царь Алексей разрешил построить на острове церковь и установить каменный памятный крест. В благодарность царской семье патриарх Никон преподнес изготовленный по его заказу Кийский Крест и ковчег со Святой и Животворящей Кровью Господней, частицей Святой Ризы, частицей млека Пресвятой Богородицы, частицей Древа Креста Господня, частицами крови Иоанна Предтечи и апостола Андрея. С 1923 по 1930 год Крест находился в музее на Соловках, а затем в Историческом музее и был передан в Сергиевский храм подворья Патриарха Московского в 1991 году.
Далее мы отправились в храм святителя Николая в Толмачах, чтобы поклониться Владимирской иконе Божией Матери – древнейшему образу, который по существующему преданию был написан евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничало Святое Семейство. Эта икона была подарена великому князю Юрию Долгорукому Патриархом Царьградским в 1130 году. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир, и она стала именоваться Владимирской, почитаясь как покровительница этой земли. С 1395 года образ находится в Москве. День перенесения иконы (8 сентября) ознаменован величайшим чудом – войска Тамерлана, наступавшие на Москву, без боя отступили. После этого чудотворный образ неоднократно спасал Москву от разорения.
Промыслительно, что день Бородинского сражения, в результате которого было положено начало победы в Отечественной войне 1812 года, совпал с днем Праздника Владимирской иконы Божией Матери – 8 сентября. Перед этим святым образом, находившимся до 1926 года в Успенском соборе Московского Кремля, совершалось поставление Российских митрополитов и Патриархов, помазание на царство русских царей и императоров. С 1926 года икона находилась в музеях, сначала в Государственном историческом, а затем с 1930 года в Третьяковской галерее. В годы Великой Отечественной войны она вместе с другими ценными экспонатами была вывезена в эвакуацию. В 1996 году образ был передан в храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В храме также находится чудотворный список Иверской иконы Божией Матери, привезенный с Афона в середине 17 века, старинное Распятие - Димитровский Крест, старинные иконы из московских храмов. По Милости Божией мы имели возможность помолиться и поклониться этим святыням.
Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной Церкви, настоятелем которого является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Храм воссоздан в 1994-1997 году на месте разрушенного 5 декабря 1931 года храма, построенного в 1883 году в память воинов Русской армии, погибших в войне с Наполеоном и заграничных походах. Как и ранее на стенах храма установлены памятные доски с именами погибших офицеров. Святынями храма являются частицы Ризы Иисуса Христа и Ризы Пресвятой Богородицы, частицы мощей апостола Андрея, святителей Иоанна Златоуста, Петра, Ионы, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской, трон Патриарха Тихона, списки чудотворных икон Божией Матери Владимирская и Смоленско-Устюженская, икона Рождества Христова, привезенная Патриархом Алексием из Вифлеема. Мы поклонились этим святыням и иконам Господа нашего Иисуса Христа, кисти Евграфа Сорокина и святителя Николая, привезенного из Бари.
Рядом с Храмом Христа Спасителя находится часовня во имя Державной иконы Божией Матери и памятный камень, установленный при ее закладке.
Среди паломников были прихожане, несущие различные служения в общине «Забота», поэтому мы с особым интересом побывали в ставропигиальном женском монастыре - Марфо-Мариинской обители милосердия. Обитель основана в 1909 году на личные средства великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Сестры обители получали профессиональную подготовку и оказывали медицинскую, духовно-просветительскую помощь нуждающимся. При обители существовал приют для детей, больница, аптека, амбулатория, бесплатная столовая. Трое, из трудившихся в обители, прославлены в лике святых - великая княгиня Елизавета, инокиня Варвара и духовник обители протоиерей Митрофан (в постриге архимандрит Сергий) Сребрянский.
Обитель была закрыта в 1926 году, в ее помещениях располагались поликлиника, кинотеатр, дом санитарного просвещения, реставрационные мастерские. В 1992 году Покровский собор обители был возвращен Церкви, а с 2014 года здесь возродился монастырь, в котором продолжаются традиции- открылись приют для девочек, благотворительная столовая, медицинский реабилитационный центр для детей-инвалидов, патронажная служба. Мы побывали в Покровском соборе и в музее-квартире преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Среди экспонатов музея много личных вещей и фотографий основательницы обители, в том числе, принадлежавшие ей рояль, посуда, книги, рукоделие.
В завершение нашей поездки мы посетили музей-квартиру священника, богослова, ученого и писателя Павла Флоренского, которого еще при жизни называли русским Леонардо да Винчи, настолько обширна была его научная и творческая деятельность. Даже находясь в ссылках, он проводил исследования Вечной мерзлоты и занимался проблемами добычи йода из водорослей. Во время пребывания на Соловках отец Павел запатентовал 10 научных открытий. Он был расстрелян в декабре 1937 года на Левашовской пустоши.
Как всегда, во время паломнической поездки мы чувствовали необыкновенное единение.
Нас, разных по возрасту (самой старшей 80, самой младшей 9), незримо объединили Господь и те святые угодники Божии, которым мы молились в московских храмах. Побывав у святынь Москвы, мы не только напитали наши души благодатью, но и получили пример служения Богу и ближним, которому будем стараться следовать.
Благодарим всех за молитвы. Слава Богу за все!