Лариса Десфонтейнес

Паломники Спасо-Парголовского храма 26-27 января 2019 года совершили поездку в Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

В поездке отправились как «бывалые» паломники, так и «новички», посетившие эти чудесные места впервые. Но все участники поездки имели представление о том, какие места они посетят, так как этот монастырь известен всем.

Началась наша поездка как всегда рано в 7:00. Несмотря на это все паломники с интересом и удовольствием слушали рассказ Виктории об истории монастыря. Исторические факты и легенды монастыря не оставили никого равнодушными. Внимание отвлекала только красота природы, которую мы наблюдали из окон автобуса.

Приехали в Псков и, конечно, успели посетить Троицкий Собор. Потом недолгий путь в Печеры, размещение в монастырской гостинице и первая встреча с монастырем со смотровой площадки.


Вся группа с духовным руководителем – отцом Кириллом.

Даже на фотографии чувствуется мороз и приподнятое настроение паломников.

Обзор монастырской территории со смотровой площадки впечатляет и заставляет задуматься о вечном.





Первая экскурсия по территории монастыря началась по пути к Михайловскому Собору. Промыслом Божиим каждый вид монастыря, из любой точки обзора – прекрасен.


Вид на Успенский Собор со стороны Михайловского Собора

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес. Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателями же монастыря были даже не монахи, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он причислен к лику Псково-Печерских преподобных.

Монастырь никогда не закрывался, даже в советское время. Когда в правление Хрущева Н.С. в монастырь пришел указ о его закрытии – настоятель, архимандрит Алипий, прошедший Великую Отечественную артиллеристом, сказал: «У меня половина братии — фронтовики. Мы вооружены, будем сражаться до последнего патрона. Вам останется только бомбить нас с воздуха». И чиновники отступили.

Обитель привлекала паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. Среди особо почитаемых старцев обители – преп. Лазарь Прозорливый, недавно канонизированный прп. Симеон (Желнин) (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), валаамские старцы и множество других подвижников благочестия. Чудеса в нашей поездке начались в первый день. Неожиданно для всех, нас благословили посетить келью преподобного Симеона (Желнина). Как рассказывал сам отец Симеон, настоятель обители привел его в сырую, темную келью, выкопанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрешь». В этой келье проходил молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся тридцать три года. В первую же ночь, как он поселился в ней, явились ему зримым образом злые духи и наполнили келию. Страшные, каких ему раньше не приходилось и видеть. Испугался поначалу старец и не знал, что делать. А они начали на него кричать, дергать и гнать: «Зачем ты пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить», – и многое другое. «Думал я, – рассказывал старец, – что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: «Господи, прими дух мой».

Такие страхи продолжались много раз, но потом не были уже так страшны, как впервые, и он научился с помощью Божией отражать их силою креста и молитвы. За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов.

С большой радостью паломники побывали и помолились в келье преп Симеона. После чего пошли на вечернюю службу в Михайловский Собор. После службы подготовка к причастию и отдых.

Второй день поездки начался с литургии в Успенском Соборе. Утром – ранняя служба в Успенском Соборе, причастие. Потом посещение Богом зданных пещер и кельи отца Иоанна (Крестьянкина).

После причастия паломники с новыми силами внимали рассказам экскурсовода Ирины, которая традиционно сопровождает наши группы. Слушать ее очень приятно даже тем, кто слушает не первый раз. На все вопросы Ирина всегда отвечает полно, широко раскрывая информацию. Удалось послушать и знаменитый колокольный звон монастыря.

Мы идем в «Богом зданные пещеры». Вместе с монахом проходим в дальние пещеры. Освещают путь только горящие свечи. Вокруг чистый воздух, длинные лабиринты темных туннелей, звенящая тишина и мягкий песок под ногами. На стенах – надгробные керамические плиты – керамиды, рассказывающие о захоронениях.

Температура в пещерах раньше была +5, сейчас около +10, в них 7 улиц общей протяженностью 217 м. В пещерах почивают около 10 тысяч останков, здесь похоронены насельники монастыря, воины – защитники монастыря, благотворители и мирские люди много потрудившиеся в обители.

Мы прикладываемся к захоронениям архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Адриана (Кирсанова), архимандрита Нафанаила (Поспелова), митрополита Вениамина (Федченкова), схиигумена Саввы (Остапенко). Молимся в подземной церкви.

Затем идем в ближние пещеры, где покоятся мощи основателей монастыря прпп. Марка, Ионы, Вассы и преп. Лазаря Прозорливого. Посещение Богом зданных пещер всегда вызывает трепет, подобный страху и смирению. Сколько бы раз не был там, всегда открываешь что-то новое, душа наполняется свежим, неиспытанным в прошлый раз впечатлением. Незримое присутствие святых Псково-Печерской обители позволяет ответить на волнующие каждого из нас вопросы. Изменить что-то в нашем мироощущении. Так было и в этот раз, так будет, вероятно, всегда с каждым из нас.

После посещения пещер паломники были приглашены в келью отца Иоанна. Под руководством духовного наставника отца Кирилла вся группа поклонилась месту, где долгие годы жил отец Иоанн. Мы приложились к мантии преподобного Амвросия Оптинского, кресту, епитрахили и мантии самого батюшки Иоанна. Каждый паломник получил подарки от отца Иоанна и, главное, прикоснулся к теплоте его души, которую почувствовал каждый из нас.



Отец Кирилл щедро окропил всех паломников святой водой в кельи отца Иоанна, что придало им новых духовных и физических для продолжения поездки.

Прощание с Печерским монастырем. Расписание мероприятий поездки было великолепным. Было выделено и свободное время для прощания с монастырем и личных дел.

После обеда в монастырской гостинице – отъезд в Псков. Там мы посетили два монастыря Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь и Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Оба монастыря находятся в красивых природных местах.

Путь к первому монастырю - Рождества Богородицы Снетогорскому женскому монастырю был недолгим, 45 минут и мы уже там.



Рождества Богородицы Снетогорский монастырь – один из древнейших на Псковской земле. Он был основан преподобномучеником Иоасафом и святым благоверным князем Довмонтом-Тимофеем, которого горячо любили псковичи, с которыми он 33 года прожил в мире и согласии, управляя Псковом. В летописях Снетогорский монастырь впервые упоминается под 1299 годом, когда на Псков внезапно напали ливонские рыцари. В это страшное время обитель была полностью разорена, а ее игумен отец Иоасаф, священник Константин и семнадцать иноков были сожжены в храме. Когда князь Довмонт узнал об этом, он сразу вышел с дружиной навстречу врагам и прогнал нечестивцев за пределы Русской земли. Битвы за Снетогорский и Мирожский монастыри оказались последними в его жизни. В этом же году Довмонт умер от чумы. Его жена ушла в монастырь. А все личные сбережения семья отдала, чтобы на Снятной горе, где мученической смертью за веру погибли монахи и миряне, был построен каменный храм. Построили собор в 1312 году из того же камня, что и сама Снятная гора, – известняковой плиты. Построили быстро – всего за год. И уже в следующем году его расписали прекрасными фресками, которые дошли до наших дней. Ныне это единственный сохранившийся памятник древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века.

Спустя два столетия в монастыре появилось еще два храма – во имя святителя Николая с трапезной и церковь-колокольня в честь Вознесения Господня, так называемый Снетогорский столп, высотой 63 метра.

Монастырь был духовным и монашеским центром Пскова. В нем начинал свой монашеский путь преподобный Евфросин (Елеазар) Псковский, основатель Спасо-Елеазаровской обители. В XIV веке учениками преподобного Сергия Радонежского были просвещены Центр и Северо-Восток, в XV веке преподобный Евфросин (Елеазар) Псковский и его ученики просветили светом веры Христовой русский Северо-Запад, а в XVI веке мы все соединились в единую державу. Последним в 1510 году к Москве присоединился Псков. Российская империя окончательно сложилась как империя православная.

В советское время в бывших монастырских зданиях разместился дом отдыха, а позднее детский санаторий. Во времена Второй мировой на территории обители был расположен штаб немецкой армии группы «Север», отсюда осуществлялось руководство блокадой Ленинграда. В 1993 г. монастырь возвращен Православной Церкви. Сегодня в Снетогорском монастыре проживает около ста человек. О том же, какая разруха и запустение царили здесь, сегодня напоминают, пожалуй, только руины колокольни, достигавшей в высоту 86 м.

Была организована экскурсия в восстанавливаемый храм монастыря, где паломники ознакомились с особенностями древнерусской иконописи и увидели старинные фрески XIV века.



Мы помолились на могиле настоятельницы монастыря схиигуменьи Людмилы, трудами которой восстанавливалась обитель.

Заключительный этап паломничества – Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Посещение этого монастыря – всегда создает ощущение чуда. Закрывается дверь ворот монастыря – и ты попадаешь в прекрасный мир тишины и духовности.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь – один из древнейших в России. Находится он на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Считается, что своим названием приток обязан слову «мрежи», «сети», поскольку около монастыря издавна располагались рыбные ловли.

Историками принято считать основателем монастыря святителя Псковского и Новгородского епископа Нифонта, жившего в 12 веке. Для города монастырь стал центром культурной и просветительной деятельности. Именно здесь вели псковскую летопись, монастырь обладал богатой библиотекой, имел крупную мастерскую переписчиков (здесь был переписано и сохранено «Слово о полку Игореве») и иконописную мастерскую, создававшую прекрасные иконы. Также Мирожская обитель была одной из самых богатых на псковской земле, занимая почти всю пойму реки Мирожи, имела большое хозяйство с мельницами, кузнями, хозяйственными дворами.

После революции монастырь был упразднен. Возрождение обители началось в 1994 году. После семидесятилетнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь, зазвучала молитва. Первыми насельниками возрождающейся обители стали монахи Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В монастыре находится Спасо-Преображенский собор, 12 века, который знаменит на весь мир благодаря своим фрескам. Древний собор Преображения Господня – самый первый каменный храм Пскова и единственный храм византийского типа. Он построен более восьми веков назад, в 1155-1156 годах. Преображенский собор полностью был расписан спустя два года после завершения строительства первоклассными греческими мастерами, приглашенными епископом Нифонтом. До наших дней дошли практически все фрески собора.

Исследователи не перестают восторгаться огромным многообразием и обилием сюжетов мирожских фресок. Мирожские росписи изображают 172 сюжета. Мирожские мастера использовали все цвета, свойственные средневековой живописи. Основу составляет плотный ярко-голубой и малахитовый фон, на котором выделяются изображения, написанные разбеленными красками самых различных оттенков.

Все краски, использованные для росписи, – природного происхождения и приготовлены они из полудрагоценных камней и минералов. Весь ярко голубой фон — это натуральный перетертый лазурит, который везли в Псков XII века из Бадахшанского ущелья в Афганистане, а «позем» — зеленая часть — натуральный малахит. Поэтому в яркие солнечные дни фрески ослепительно сияют и переливаются под лучами солнца.

Довольно мистична сама история фресок. В XVII веке они были забелены, но, как оказалось – промыслительно, поскольку это способствовало их спасению. Они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Открытие и восстановление самих древних фресок началось в начале XX века и продолжается и по сей день. Подробный и эмоциональный рассказ экскурсовода о древних фресках не оставил никого равнодушным.


Прощальное фото у Спасо-Преображенского собора

Мы прошли и помолились в действующем монастырском храме Апостола и Первомученика Стефана.

Храмовый иконостас выполнен фресковой роспись архимандрита Зенона, одного из самых известных современных иконописцев, а среди почитаемых святынь – чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта. Богородица изображена с воздетыми к небу руками, по сторонам её вверху изображены архангелы Гавриил и Михаил, под ними - Святой князь Довмонт и его супруга Мария Дмитриевна.

После заключительного ужина паломники попрощались с экскурсоводом Ириной и отправились в обратный путь.

С молитвой и надеждой автобус преодолел тяжелую снежную дорогу. Наша поездка чудесно начиналась и закончилась чудесным возвращением домой! Все мы были благодарны за прекрасную организацию поездки, за интересные и увлекательные рассказы экскурсоводов и за молитвы нашего батюшки отца Кирилла!

Слава Богу за все!