Жизни светлая дорога
Вьется лентой пред тобой.
Помни, друг мой, сердцем Бога
И люби Его душой.
Прот. Николай Гурьянов

25-26 июня 2022 года прихожане нашего храма под духовным руководством протоиерея Кирилла Борисова совершили паломническую поездку к святыням Псковской земли.

Наша поездка проходила по местам отцов-пустынножителей Псковской земли. Первым мы посетили Крыпецкий монастырь. Добраться до него достаточно сложно. Ранее это место было окружено непроходимыми лесами и болотами. Сейчас к монастырю ведет грунтовая дорога.

В обители нас встретил монах Никон и поведал историю монастыря. Монастырь был создан в середине 15 века прп. Саввой - монахом со Святой Горы Афон. Покинув Афон прп. Савва поступил сначала в Снетогорский монастырь, а затем ушел в монастырь, основанный преп. Евфросином (Елеазаром) Псковским, в лице которого нашел мудрого духовного руководителя. Через несколько лет он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь и поселился один при небольшом озере, среди обширных болот. Спустя годы к прп. Савве начали приходить другие иноки, которым он позволил строить кельи возле своего жилища, но от игуменства преп.Савва отказался. Крыпецкой обители много благотворил управлявший Псковом князь Ярослав Оболенский, — он построил через болота к обители мост в 1400 сажен, которой пользовались до закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века. Так был основан Крыпецкий мужской монастырь.

К концу 16 века Савво-Крыпецкий монастырь стал одним из важнейших духовных центров Псковской земли. В Крыпецкой обители в разное время подвизались прп. Никандр Пустынножитель, прп. Корнилий Крыпецкий, иеросхимонах Сампсон (Сиверс). В конце 19-начале 20 века в монастыре пребывал блаженный монах Корнилий, которого Господь наделил даром прозорливости. Им были предсказаны свержение царской власти, пожар от молнии в монастыре и даже свое погребение «не по чину», последующее обретение мощей «когда переложат меня – все успокоится» и прославление. В 20-е годы прошлого века монастырь был закрыт, пришел в запустение и начал восстанавливаться только в 1990 году.

Крыпецкая обитель практически в течение нескольких лет была возрождена из руин трудами отца архимандрита Дамаскина, трагически погибшего в автокатастрофе 29 ноября 2007 года. В монастыре затеплилась молитва, были обретены мощи преподобного Корнилия Крыпецкого, прославленного Русской Православной Церковью в 2000 году. За две недели до смерти отца-наместника архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием были освящены кресты храмов Крыпецкого монастыря.


Могила архимандрита Дамаскина

Отец Никон показал нам чудесные монастырские храмы. Мы поклонились мощам основателя обители прп. Саввы Крыпецкого, мощам прп. Корнилия Крыпецкого, Многие паломники совершили омовение в водах монастырского озера, вода в нем славится своими чудесными свойствами. Еще преподобный Корнилий Крыпецкий исцелял страждущих водой из Святого озера.



Далее наш путь лежал в Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный преп. Евфросином (Елеазаром), Псковским чудотворцем. Сразу же после размещения в гостинице мы отправились на всенощную службу в Трехсвятительский собор монастыря, где помолились у Цареградской иконы Божией Матери и древней иконы Спаса Елеазаровского. Эта удивительная икона Спаса Вседержителя, написанная в середине XIV века – один из древнейших памятников псковской иконописи. Чудотворная икона Всемилостивого Спаса много раз спасала псковичей от моровой язвы, массовых пожаров, междоусобных браней.

Службу возглавил митрополит Евсевий, возглавлявший Псковскую епархию с 1993 по 2018 гг.



После службы монахиня Гавриила провела нам экскурсию по монастырю. Преподобный Евфросин, основатель обители, был строгим молитвенником, настоящим старцем. Подобно преп. Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из его обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Иларион Гдовский, Онуфрий Мальский и другие. В монастыре в начале 20 века подвизался преп. Гавриил (Зырянов), духовник преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны.

В этой обители старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: «Два Рима в ересях падоша, третий Рим стоит – Москва, а четвертому не быти». Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.

После революции Спасо-Елиазаровский монастырь собора был разрушен и начал восстанавливаться в 90-е годы. Владыка Евсевий благословил возглавить восстановление Елеазаровского монастыря матушку Елизавету (Беляеву), воспитанницу старцев Троице-Сергиевой лавры и последних стариц дореволюционной Дивеевской обители. Благословение владыки подтвердил старец Николай (Гурьянов), ему было открыто, что она сможет возродить Спасо-Елеазаровский монастырь. Он до самой своей кончины помогал монахине, а потом и игуменье Елизавете молитвой и утешением. И свершилось чудо – монастырь был восстановлен за 7 лет. Но титанический труд, бессонные ночи, постоянные разъезды и невероятное нервное напряжение подорвали ее здоровье и 4 июня 2010 года в возрасте 54 лет игуменья Елизавета отошла ко Господу.

Сейчас, даже трудно представить, что монастырь был разрушен – ухоженная территория с живописным прудом и цветущими пионами, гармоничный белоснежный архитектурный ансамбль, в воздухе разлиты мир и тишина.

После экскурсии желающие совершили омовение в Святом источнике. Многие искупались в Ольгином озере, на берегу которого находится гостиница, где мы расположились на ночлег. По преданию в этом озере купалась святая равноапостольная княгиня Ольга.

Мы исповедовались у отца Кирилла и помолились перед сном.

Рано утром едем на пристань. Садимся на 2 катера и по узким протокам реки через густые заросли камыша и тростника выезжаем на просторы озера и плывем к Талабским островам.

Мы высаживаемся на острове Залит и идем на могилу старца протоиерея Николая (Гурьянова). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР». Он знал волю Божие о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению. Главное было то, что он всех утешал. Как сам он говорил, когда выходил из своего домика: «Надо вас утешить. Чем вас утешить?» Помазывал паломников святым маслицем и утешение входило в душу.

Отец Кирилл отслужил панихиду на могиле старца, помазал нас елеем от лампады, и мы пошли на литургию в храм Николая Чудотворца, где служил отец Николай. Литургию возглавил отец Кирилл. Чудесный радостный храм, где служба совершается при свечах без электрического освещения. Мы поклонились иконе Божией Матери, именуемой «Благодатное Небо». Отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, сразу заказал в Свято-Духовом монастыре Вильнюса ризу для этого образа. Делала ризу золотошвейка матушка Тавифа. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, вышила прекрасную ризу и почила в Бозе. Теперь этот образ известен многими чудотворениями.

После молебна мы идем к домику отца Николая. Крохотные кухонька и келия, умиротворяющая, молитвенная атмосфера. Все очень просто и скромно, на стенах множество икон, на столиках мощи святых, книги. Мы прикладываемся к мощам и иконам, епитрахили, шапочке, подряснику отца Николая.

Переезжаем на соседний остров – Верхний, где учеником преп. Ефросина – преп. Дорофеем (в схиме Досифей) был основан мужской Петропавловский монастырь. Первыми насельниками монастыря стали бывшие разбойники и каторжники, скрывавшиеся на этом острове.

По крутым каменным ступеням спускаемся в нижний пещерный храм преп. Досифея XV века. Певчая Наталья рассказывает, что предположительно здесь находятся мощи основателя монастыря. Храм построен из известняковой плиты, которая завозилась из Пскова и Изборска. Чтобы этот камень доставить, нужно было преодолеть 30 километров по озеру.

Мы поминаем восстановившего этот храм иерея Сергия (Демидова), скончавшегося 6 октября 2021 года, на 51-м году жизни от последствий коронавирусной инфекции.


Иерей Сергий (Демидов) в нижнем пещерном храме, 2018

Идем к Досифеевой горке, на которой установлен деревянный поклонный крест — в память о прибытии на остров инока Досифея.

По преданию, инок Досифей, когда впервые прибыл на остров, высадился именно на северной стороне, где сперва основал небольшой скит с храмом и кельей. Есть легенда, что из пещерного храма, что находится под Петропавловской церковью, сюда ведёт подземный ход. По этому подземному ходу монахи монастыря спаслись в 1703 году во время шведского нападения.

Чуть дальше – горка, где стояла келья преподобного, он любил здесь в одиночестве молиться. Хорошо лежать на теплой траве горки, смотреть в прозрачное голубое небо.

Мы идем по пустынному острову, если до революции на Талабских островах жило около 4000 человек, то сейчас на Верхнем острове постоянно проживает около 20 человек.

Проходим вглубь острова и сначала оказываемся в реликтовой еловой роще. Эту часть острова местные иногда называют тайгой. Не торопясь, идем по острову.

Южный берег уже совсем другой. По краю обрыва на почти отвесных склонах растут стройные сосны. Орнитологи насчитывают здесь около 80 видов птиц. Красота природы завораживает. Усталые, но довольные возвращаемся на пристань. Кто-то успел искупаться и с воодушевление рассказывает о ласковых водах Псковского озера.

Трогаемся в обратный путь, садимся на катера и вот мы уже на причале. Прощальный ужин в Елиазарово и мы уезжаем в Петербург.

Жалко покидать гостеприимную Псковскую землю, но мы надеемся еще сюда вернуться.

Святая Церковь сравнивает святых со звездами на небе. Солнце – это Господь Бог, а звезды – это праведники и угодники Божии. Пророк Даниил говорит о праведниках, что они воссияют, «как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:3). И мы взирая на эти звезды, должны стараться по мере своих сил и возможностей маленькими лучиками светить в этой земной жизни, неся свет Христовой веры!

Все святые в земле Псковской просиявшие, молите Бога о нас!