В день памяти священномученика митрополита Вениамина Петроградского и иже с ним убиенных, 13 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископы Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Плесецкий и Каргопольский Александр, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители.
Пел хор собора под руководством Льва Дунаева.
Было совершено славление священномученику митрополиту Вениамину.
"В этом году мы отмечаем 150-летие со дня рождения священномученика митрополита Вениамина, он родился в 1873-м году в Архангельской губернии, - сказал владыка в проповеди. - Завершился его путь в Петрограде, поэтому он стал небесным покровителем, молитвенником, предстателем за город святого апостола Петра. Мы помним, какой подвиг совершил владыка в 1922-м году, когда ленинское правительство после пяти лет у власти решило безбожно ограбить Церковь. Повод нашелся такой: в Поволжье был неурожай, люди голодали. В петроградских газетах за 1922-й год было много рекламы ресторанов - люди жили хорошо, могли себе это позволить. Но ограбить решили именно Церковь. Ленин лично санкционировал изъятие церковных ценностей и писал, что чем больше духовенства удастся расстрелять за сопротивление этой акции, тем лучше. Такие сигналы пришли из Москвы, и петроградские власти начали ограбление храмов. Святейший Патриарх Тихон выпустил послание, в котором призвал отдавать в помощь голодающим ценные церковные предметы, не имеющие богослужебного назначения. Владыка Вениамин тоже издал послание, призывая помогать голодающим, в том числе отдавая ценное церковное имущество".
"Но стоящих у власти не устраивало, что Церковь добровольно хочет что-то отдать: их целью была не помощь голодающим, а разгром Церкви, - продолжил архипастырь. - Митрополита обвинили, что он якобы сопротивлялся изъятию ценностей. Незадолго до этого произошел его конфликт с тремя священнослужителями епархии во главе с протоиереем Александром Введенским. Они без благословения архиерея поехали в Москву и захватили власть у Патриарха Тихона, создав незаконный обновленческий орган - Высшее церковное управление. Митрополит Вениамин отправил их под запрет за самовольное отлучение из епархии и организацию раскола. Введенский пригрозил митрополиту, что добьется его ареста - и добился: владыка был арестован, и вместе с ним восемьдесят шесть человек попали под суд. Семь недель продолжалось бесчинное судилище, по приговору владыка Вениамин и с ним еще трое - архимандрит Сергий (Шеин), юристы Юрий и Иоанн - приговаривались к расстрелу. Они приняли мученическую смерть в ночь с 12 на 13 августа. Владыка Вениамин предполагал, что его расстреляют, спокойно держался на суде и воспринял его решение как волю Божию. Несколько десятилетий после этого Русская земля, которая девятьсот лет была православной, превращалась в страну Гадаринскую, где не знали Христа, где места Богу не было".
"Духовенство и миряне пытались как-то с властью сотрудничать, договориться - ничего не получалось. Несмотря на декларации о свободе совести, была поставлена цель изгнать из сознания народа веру в Бога. Наша страна стала бесноватой. Бесы, о которых писал Федор Достоевский, пришли к власти. Что они делали, мы знаем. В первую очередь, разрушали Церковь: мощи изымали, храмы превращали в предприятия или сносили. Монастыри закрывались, никакая богослужебная литература не выпускалась, духовные учебные заведения, если их не ликвидировали, с трудом продолжали свою деятельность. Бесы стремились покончить с Богом хотя бы в нашей стране. Они долго правили, пока не были изгнаны. Бесы, как сказал Господь в Евангелии, боятся двух вещей - поста и молитвы (Мф. 17:20). Нам нужны пост и молитва, и завтра как раз начинается Успенский пост. Пост нужен, чтобы преодолеть силу, которая нас разрушает. Он заповедан Господом, который сам постился. Постились все люди до нас, и мы должны поступать так же. Успенский пост недолгий, он помогает бороться со страстями, смиряет нас. Без молитвы человеку жить невозможно, это общение с Богом. Молитва должна быть проникнута любовью, смирением, чистотой - тогда она доходит до Бога и приносит нам благодать. Мы должны усиливать ее во время постов. Поздравляю вас с наступающим Успенским постом, желаю очистить сердца и души, чтобы достойно встретить праздник Успения Пресвятой Богородицы", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Собору была подарена Смоленская икона Божией Матери. Директору ГМП "Исаакиевский собор" Юрию Мудрову владыка преподнес образ Божией Матери "Семистрельной".
Молящимся раздали иконки священномученика Вениамина и буклеты, посвященные Петроградскому процессу.
Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) 1 июня 1922 года был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей. Причиной ареста стала принципиальная позиция архиерея в отношении обновленцев. К делу были привлечены еще 86 человек. Судебный процесс проходил с 10 июня по 5 июля 1922 года в здании Дворянского собрания (ныне Большом зале Филармонии). Революционный трибунал приговорил к расстрелу десятерых подсудимых (в том числе и митрополита), шестерым из которых смертную казнь заменили лишением свободы. Митрополит был расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), адвокатом Иваном Ковшаровым и профессором Юрием Новицким. Точное место расстрела неизвестно. В 1992 году Архиерейский Собор причислил митрополита Вениамина и иже с ним убиенных к лику святых.