4 февраля, в храме Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших на Левашовском мемориальном кладбище служением праздничной Божественной Литургии продолжился праздник в честь Собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Его Высокопреосвященству сослужил протоиерей Роман Ковальский, ключарь Исаакиевского собора, настоятель Спасо-Парголовского храма и храма Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, клирики храма и другие священнослужители.




Особую торжественность богослужению придало антифонное пение двух хоров — клиросного хора храма, усиленного певцами из хора Спасо-Парголовского храма под управлением Марии Костюк и молодежного хора Исаакиевского собора под управлением Ларисы Христич.

К моменту встречи митрополита храм был наполнен молящимися, среди которых находился директор ГМП "Исаакиевский собор" Ю.В. Мудров, ученики и преподаватели учебно-консультационного центра "Родник" и военно-патриотического клуба "Ратоборец" Спасо-Парголовского храма.



За литургией была совершена диаконская хиротония чтеца Павла.

По совершении Литургии, за причастным стихом к молящимся с проповедью обратился клирик храма иерей Виталий Капралов. Он отметил двойственность сегодняшнего праздника. С одной стороны, мы торжествуем и не вдохновляемся подвигом веры многих тысяч новомучеников. С другой стороны, мы скорбим о гибели множества невинных людей. И в то же время мы скорбим о пагубном ожесточении и возможной гибели душ тысяч наших крещеных соотечественников, которые дошли до такого безумия, что стали взрывать храмы, сжигать и уродовать иконы, подвергать пыткам и мучительной смерти живые образы Божии — священнослужетелей и монахов. «Мы не должны забывать, — сказал о. Виталий, — что каток репрессий шел по возрастающей и в эпоху большого террора 1937-1938 годов было убито больше христиан, чем за три века гонений от язычников. И каждый из нас должен задать себе вопросы: почему произошли эти невиданные гонения, как бы повел себя каждый из нас, если бы жил тогда, и что можно сделать, чтобы избежать повторения прошлого. То, что случилось, случилось потому, что христианство многих наших предков было внешним, и многие великие отцы и учителя Русской Церкви предсказывали, что если русский народ не покается, а останется по названию христианским, а по сути языческим, то неизбежно быть великой беде. Мы и сейчас, если беспристрастно увидим себя, какие мы есть, поймем, что ничем не застрахованы от повторения горького прошлого, кроме великой милости Божией. Но мы должны понимать, что долготерпение Божие, хотя и очень велико, но не безгранично, и мы ничем не можем отвратить грядущий гнев Божий, кроме как покаянием и исправлением себя согласно заповедям Евангелия.»

Темы, которые обозначил в своей проповеди о. Виталий, продолжил развивать в своем слове Владыка митрополит. Он остановился на сегодняшнем евангельском чтении об исцелении слепого Вартимея. Похвалив великую веру Вартимея, он призвал всех нас подражать ей, стремиться к Христу, невзирая на все препятствия на этом пути, которые воздвигает мир сей, который Господь называл прелюбодейным и грешным. От похвалы веры евангельского слепца Владыка перешёл к бедствию, несравненно большему телесной слепоты — слепоте душевной, которая объяла наш народ в 20 веке и которая привела к гибели такого огромного количества людей, ради достижения якобы благих целей. Но как эти цели исключали познание Бога и исполнение его воли, то они неизбежно могли вести и привели к тотальному злу. «Нам и сейчас не следует убаюкивать себя, — сказал Владыка, — тем, что в наши дни нет гонений, что Церковь вроде бы процветает, и высокопоставленные в нашем государстве лица исповедуют себя православными. Если мы не будем возгревать в себе каждодневно веру, подобную вере Вартимея, ничто другое не может удержать нас от повторения времен тяжких», — заключил Владыка.

Митрополит Варсонофий выразил удовлетворение множеством молящихся в этот день, и сказал, что, кажется, на этом святом месте построили слишком маленький храм.

Епархиальные знаки святых князя Ярослава и княгини Анны за многодетство были вручены Владимиру Ковалеву и его супруге Наталье, которые воспитывают пятерых детей; Владиславу Кочергину и его супруге Наталье, воспитывающих пятерых детей; Виталию Янкову и его супруге Мирославе, которые растят шестерых детей; Андрею Курочкину и его супруге Елизавете, в семье которых растут пять детей; Демьяну Выченкову и его супруге Анастасии Ботвинской, которые воспитывают пятерых детей.





Храму подарена была икона блаженной Ксении Петербургской.

В ответном слове протоиерей Роман Ковальский поблагодарил Владыку за служение в столь высокоторжественный день, который является для храма по сути дела вторым престольным праздником. Он также поблагодарил Владыку и за дар, отметив, что он особенно дорог для него, поскольку в эти дни исполнилось 20 лет со дня освящения первого храма о. Романа — храма Ксении Петербургской в Архангельске.

Настоятель сказал, что вопрос о строительстве более крупного храма на Левашовской пустоши и музея новомучеников Российских при нём в настоящее время рассматривается, и, возможно, благодаря молитвам и помощи Владыки, будет в обозримом будущем решен.

Отец Роман преподнес Владыке букет алых роз.

Владыка Варсонофий в заключение отметил, что, в соборе Новомучеников, кроме прославленных, значительно больше еще не прославленных, и он пригласил всех помолиться об их упокоении и пройти к Поклонному Кресту на кладбище, где митрополит совершил литию о всех невинно замученных и убиенных в годы лихолетья.





После поминовения была проведена экскурсия по Левашовскому мемориальному кладбищу.



Артемий Гилянов
Фото: Андрей Петров

Храм Санкт-Петербургских святых