22 октября 2022 года паломники Спасо-Парголовского храма под духовным руководством иерея Сергия (Ледовского) поклонились святыням Великого Новгорода.
Ранним утром мы выехали из Санкт-Петербурга в Великий Новгород. Мы спешили на литургию в Варлаамо-Хутынский монастырь, один из самых известных монастырей новгородский земли, которую основал в 12 веке преп. Варлаам и где хранятся его святые мощи.
Преподобный Варлаам Хутынский — один из первых русских святых, которые были прославлены на Русской земле, чудотворец, молитвенник за русское государство.
Преподобный Варлаам, с детства избравший своим предназначением служение Богу, приняв монашеский постриг, удалился в пустынное место вблизи Новгорода. Место это считалось худым, «хутынью», поскольку во времена язычества здесь были капища, на которых совершались идолопоклонство и жертвоприношения. Он вел суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Святой ревностно подвизался в трудах - сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю. О том, какие подвиги совершал преподобный Варлаам, можно судить по его власянице (более 8 кг) и веригам (3,6кг), которые до революции хранились в обители.
Преподобный имел дар пророчества, дар целительства, дар прозорливости, дар утешения. От его мощей и поныне происходит множество чудес. С его кончины в 1192 году прошло уже 830 лет, а он все так же близок к любому, кто обращается к нему с просьбами и молитвами.
Преподобный Варлаам всегда имел большое значение в жизни России и Русской Церкви. Летописи сообщали о чуде, совершившемся в правление Василия III, когда во время нападения на Москву в 1521 году татарского хана Махмет-Гирея, одной слепой монахине, жившей в Вознесенском монастыре, было видение. Все святители, погребённые в храмах Московского Кремля, восстали и уносят из города Владимирскую икону. Уходят со словами: «Мы оставляем город на разграбление варварам, поскольку люд живёт здесь нечестиво, во грехах». А потом матушка увидела, что навстречу этому шествию святителей выступили два монаха в схимнических одеждах и стали умолять их вернуться в Москву вместе с иконой. Это были преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский.
Монастырь пережил ужасные годы полного запустения в Советское время. Бомбежки и артобстрелы в годы Великой Отечественной войны превратили в руины монастырские строения.
Реставрационные работы начались в монастыре лишь в 1976 году, но еще в 1991 году, когда обитель передали Церкви, она представляла собой печальное зрелище. Сейчас это сложно представить, монастырь очень благоустроен и красив. В 1994-м году сюда из Пюхтицкой обители перешли 12 послушниц с матушкой Алексией (Семдянкиной), которая и по сегодняшний день является бессменной настоятельницей монастыря. В настоящее время обитель имеет несколько корпусов и угодий, среди которых огород с теплицами, скотные и птичьи дворы, картофельные поля, фруктовый сад.
Мы побывали на Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе, воздвигнутом на месте видения Божественного света преподобному Варлааму. Для нас, жителей большого города, огромная радость - участвовать в монастырской службе, остановиться в суете, помолиться, поблагодарить Бога.
После литургии отец Сергий отслужил молебен у мощей преп. Варлаама, и мы пошли на святую горочку, на которой стояла келья преподобного. Сегодня горка является одной из главных святынь монастыря, на которой исцеление получают все с верою приходящие сюда.
Мы успели сходить к колодцу, который вырыл преп. Варлаам. Вода в нем не только очень вкусная, но и целебная. И затем поехали в Юрьев монастырь.
Экскурсовод провела нас по обители и рассказала ее историю.
Юрьев монастырь второй по времени создания после Киево-Печерской лавры монастырь в Древней Руси и старейший в нынешних границах России. Расположен он как раз у истока Волхова из озера Ильмень.
Датой основания монастыря считается 1030 год, когда великий князь Ярослав Мудрый (в крещении Георгий — Юрий) заложил деревянную Георгиевскую церковь в честь своего небесного покровителя. Юрьев монастырь всегда занимал особое место среди других новгородских обителей и имел статус Лавры, а его настоятели с ХIV века именовались архимандритами. Монастырская ризница по своему богатству уступала только патриаршей и ризнице Троице-Сергиевой и Почаевской лавр. Монастырь владел довольно обширными земельными владениями в Новгороде и области — до 5800 десятин земли с пятью тысячами крестьянских душ. Кроме того, Юрьев монастырь являлся крупным культурным центром Новгорода, здесь была обширная библиотека, велась летопись новгородских событий.
В 1764 году по указу Екатерины II о секуляризации церковных земель, Юрьев монастырь лишился большей части своих владений, но при этом оставался третьим из 15 монастырей первого класса в России. Несмотря на это к концу XVIII века все постройки постепенно приходят в запустение. Возрождение Юрьева монастыря началось в 20-е годы XIX столетия и связано с именем архимандрита Фотия, назначенного на эту должность императором Александром I. Как писал сам архимандрит Фотий после приезда в обитель: «Сколько веселили древность и высокость монастыря Юрьева, столько бедность и совершенная обветшалость по всем частям внутри и снаружи монастыря тяготила... Везде было то разбито, то непокрыто, то изгнило, то разобрано и не убрано...». Наместник встретил архимандрита Фотия словами: «Отче, в обители хлеба нет вовсе, братии завтра нечего есть; денег нет у нас никаких для покупки нужного. Что повелишь делать?».
Архимандрит Фотий
Графиня Анна Орлова-Чесменская
Финансовую поддержку обители оказал и сам Государь Александр I, и духовная дочь Фотия — фрейлина императорского двора графиня Анна Орлова-Чесменская, дочь знаменитого екатеринского фаворита – графа Алексея Орлова. Юрьев монастырь был фактически отстроен заново, были воздвигнуты помимо Спасского собора, церкви Всех Святых и Неопалимой Купины, Крестовоздвиженский собор, монашеские корпуса и многое другое. Иконы Георгиевского собора были украшены позолоченными и серебряными окладами с бриллиантами, изумрудами, рубинами, аметистами. В рукоять меча на окладе иконы святого Георгия была вставлена жемчужина размером с голубиное яйцо — это был трофей, вывезенный графом Алексеем Орловым из Турции после Чесменской победы. На иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» был помещен, пожертвованный графинею Орловой, замечательный образок «Знамения Божией Матери», вырезанный из цельного изумруда в золотой оправе с 13 бриллиантами.
Архимандрит Фотий возродил в обители общежительный устав и древний чин богослужений. Стремясь, чтобы монастырь свои нужды удовлетворял собственными силами, повелел развести огороды, разбить фруктовые сады, растить лечебные травы, а также малину и барбарис «для утешения братии».
И по смерти архимандрита Фотия работы не прекращались еще не один год. Так, в 1841 году завершилось строительство знаменитой колокольни монастыря высотой 52 метра, по проекту К. Росси на средства графини Анны Орловой. На колокольне звонили 32 колокола, самый большой монастырский колокол звался «Неопалимая Купина», весил 600 кг и был 3,5 метра в диаметре.
В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Все несметные богатства монастыря были вывезены, а в 1929 году монастырь был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. В Георгиевском храме жгли костры, здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещались почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон. Сейчас монастырь возрожден к жизни, в монастыре расположено Новгородское духовное училище.
Главный храм обители – Георгиевский собор поразил нас своим монументальным величием, устремленностью вверх, к небу. Сам монастырь до падения Новгородской республики считался княжеским и до 14 века в Георгиевском соборе была княжеская усыпальница, в соборе были погребены старший брат и мать святого Александра Невского – князь Феодор и княгиня Феодосия, в иночестве Ефросиния.
Храм очень холодный и богослужения совершаются в нем несколько раз в год, т.к. продолжаются работы по реставрации и археологические раскопки. Удивителен амвон Георгиевского собора, представляющий собой огромный каменный диск. Есть предположение, что размер и форма амвона-камня должны напоминать тот камень, которым был закрыт Гроб Господень.
После экскурсии мы прошли в Спасский собор, где поклонились мощам святителя Феоктиста (ум. 1310), архиепископа Новгородского, канонизированного в 17 веке, после чудесных исцелений у его мощей. В годы советской власти серебряная рака над его мощами была изъята и место погребения было потеряно. В 2015 года была обнаружена гробница святителя в Георгиевском соборе и теперь его мощи покоятся в Спасском храме. В храме также хранится икона святого великомученика Георгия Победоносца с частицей его мощей.
Мы побывали в Крестовоздвиженском соборе монастыря. Эта каменная церковь с пятью главами, которые с момента строения и до настоящего времени имеют «золотые» звезды на синем фоне куполов.
Последним мы посетили Перынский скит, расположенный в двух километрах от Юрьева монастыря. Начальник скита инок Димитрий рассказал нам его историю. Она тесно связана с историей крещения Руси. На этом месте располагалось капище с деревянным идолом Перуна. В 988 году при принятии Русью христианства идола сбросили в Волхов. «И приде к Новуграду архиепископ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово». И на этом месте был основан Рождественско-Богородицкий мужской монастырь. Белокаменный миниатюрный храм (всего 12 метров высотой) Рождества Богородицы XIII века – один из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Крест, венчающий церковь, типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от "креста расцветшего", или "креста виноградной лозы" ("Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь").
В XIX веке стараниями архимандрита Фотия скит был устроен по примеру палестинских скитов со строгим уставом. Женщины допускались на его территорию лишь раз в году - в день празднования Рождества Богородицы. Скит закрыли в 1920 году одновременно с Юрьевым монастырем. Какое-то время в зданиях скита, выстроенных в XIX веке, был рыбозавод, потом — турбаза.
В 1990 году скит был вновь открыт. Сначала Новгородский владыка думал здесь поселить женскую общину, но рядом находится пляж, место отдыха новгородцев, которые не собирались признавать монастырские владения. Пришлось сделать здесь мужской Рождество-Богородицкий скит от Юрьева монастыря. До сих пор начальник скита с послушниками держат здесь «оборону» от пьяных компаний и различных язычников-сектантов. С большим юмором отец Димитрий поведал о современной жизни скита, раздал брошюры, написанные насельниками.
Попрощавшись с отцом Димитрием, мы отправились в родные края.
Очень радостно, что возрождаются на Руси святые обители, основанные нашими благочестивыми предками. Что мы имеем возможность посещать святые места, где ярко горит огонь Православной веры, возжённый на Новгородской земле более тысячи лет назад, приобщаться к истокам православной традиции, ставшей духовным стержнем нашего Отечества.
«Вси святии, в земле Новгородской просиявшии, молите Бога о нас!