24 декабря 2019 года – день встречи (24.12.19.) на приходе Спасо-Парголовского храма с дорогим гостем – протоиереем Артемием Владимировым, многим детям и взрослым, запомнится надолго.
Последний раз о. Артемий посещал наш храм осенью 1997года, при настоятельстве протоиерея Михаила Сечейко.
И вот, через 22 года, Господь вновь подарил нам радость встречи с дорогим батюшкой. Несмотря на будничный день, в алтаре и в храме было многолюдно. Всем хотелось воочию увидеть, вместе помолиться и послушать дорогого гостя, которого мы чаще видим по православному телевидению.
В утренние часы, с 9:00 до 10:30, как бы на одном дыхании, с большим молитвенным воодушевлением в храме прошла Божественная Литургия. Все подготовившиеся причастились святых Христовых Таинств и послушали опытного проповедника, пояснившего Евангельское чтение.
Затем о. Артемий провел открытый урок в нашей приходской Воскресной школе у детей 10-11лет, в присутствии батюшек, учителей и всех желающих.
При этом многие присутствующие отметили неподражаемую искусность во владении вниманием детской аудитории, непрестанный интерес к занятию, педагогическое мастерство и здоровый юмор батюшки. Ответы детей на задаваемые вопросы о. Артемия сопровождались детскими подарками, неиссякаемыми «райскими мандаринами» с зелёнными листочками и небольшими иконочками Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Кронштадтского, св. Георгия Победоносца и других святых.
Следующая встреча с о. Артемием проходила в актовом зале школы на взрослой аудитории учителей и родителей школьников. Беседа касалась важной темы: «Как следует воспитывать детей, чтобы не потерять их для Церкви и спасения».
Батюшка отметил, что некоторые родители главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались, одевались, ни в чём не нуждались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более всего дать детям хорошее интеллектуальное образование. Третьи прилагают особые усилия, чтобы развить в детях таланты, способности и природные дарования.
Православные родители, прежде всего, должны заботиться о том, чтобы дети выросли непоколебимыми в христианской вере, стали верными чадами Божьими, живыми членами Церкви, и в душе их, по слову апостола Павла «изобразился Христос» (см. Гал. 4:19). Чтобы более всего, в земной жизни они предпочли и возлюбили Бога, а затем «ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22:37-40), а целью своей жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, они полагали «стяжание (преумножение) Святаго Духа Божьего» во спасение души.
Вопрос: Что делать, если детей так влечет в водоворот современной субкультурной жизни?
Ответ: Мы уже говорили с вами о детях, о тех сложностях, которые возникают в их духовном становлении. Удержать насильно, нам никого не дано – как бы самому не быть смытым с палубы церковного корабля на полпути в Царство Божие! Однако равнодушно смотреть на те страдания, которые выпадают на долю не утвержденных в вере детей, невозможно. Поэтому всякий родитель, всякий священник, зная, что личность свободна, что последнее слово всегда остается за ней, не может не скорбеть, не печалиться, не плакать Богу в молитве за дорогих ему людей. И думаю, что главным «удерживающим» в поле света и любви того, кто нам дорог, является наше собственное сердце, всегда страждущее, молящееся, переживающее за бессмертную душу ближнего.
Вопрос: Как приобщать маленьких детей к церковному богослужению?
Ответ: Дети – «цветы жизни», но важно, чтобы, раскрываясь под лучами Божьей благодати, эти «цветики степные» не подавляли другие всходы, то есть сохраняли приличествующие детскому возрасту скромность и смирение. Они должны понимать, что их отличает от людей пожилых и умудренных жизнью, чтобы они чувствовали себя не хозяевами в храме, но именно маленькими христианами, радующимися о Господе и пребывающими в послушании у родителей и всех возрастных членов общины. Советы, наверное, должны быть обращены не к детям, а к родителям. Они должны пасти своих чад, неусыпно следить за ними и, почувствовав их усталость, неспособность свершать молитвы, в тишине и благочинии своевременно выводить их из храма, дабы молитвенная жизнь прихода не нарушалась понятными для детского возраста шалостями и выходками.
Вопрос: Как совмещать церковное и светское воспитание, влияние на них той и другой среды?
Ответ: Нужно находить золотую середину между ними и идти царским путем, приобщая детей православной русской культуре, в которой сочетается и истинная религиозность, нелицемерное благочестие, и широта кругозора, готовность восприять все ценное, непреходящее, идеальное, чистое и прекрасное, необходимое для становления разумной и ответственной личности.
Вопрос: Что может сделать бабушка для воспитания внука, если нет доверия и единомыслия с его родителями?
Ответ: В данном случае хорошим примером может послужить нам св. равноапостольная Ольга. Она, несмотря на противление христианской вере своего сына Святослава, передавала знание Православия своему внуку Владимиру, вложив в него упование своего сердца и веру в возможный успех христианского воспитания, и продолжения им её дела. Умение ждать плода и не опускать руки при воспитании внука – учит нас пример святой Ольги. Уже после её смерти Владимир принял Крещение и затем положил начало Крещению всей Руси.
По завершении этой чудной встречи с о. Артемием, небольших подарков всей аудитории слушателей от него, участники беседы воздали благодарение Богу, сделали общую фотографию и попрощались с батюшкой, торопившимся на вокзал и отъезд в Москву.