Марина Гаталова

Отправляясь в паломническую поездку к святыням Тихвинской земли, невольно думаешь, как милостив и милосерден к нам, грешным, Всемогущий Бог, дарующий нам возможность побывать в местах, куда стремятся попасть все православные христиане, чтобы посетить древние обители и поклониться великим святыням.

Наша поездка, состоявшаяся 28 сентября под духовным руководством протоиерея Сергия Зорина, была особенной. Нам представилась возможность помолиться за Божественной Литургией в Успенском соборе Богородичного Успенского монастыря и причаститься Святых Христовых Таин. По дороге в обитель мы встретили рождение нового дня, вспомнили историю обретения чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и монастырей, которые нам предстояло посетить, подготовились к Таинству Святого Причастия. Отец Сергий напутствовал нас словами о том, что посещая святые обители, мы должны иметь дерзновение подражать святым угодникам Божиим, совершавшим свои духовные подвиги в этих местах, стараться искоренять свои греховные привычки, приобретать добродетели, а дарованную нам благодать, сохранять и не растрачивать на суетные дела.

С благоговейным чувством мы вошли под своды Успенского собора, построенного в начале 16-го века мастерами, специально привезенными из Москвы и Новгорода, под руководством Димитрия Сыркова. Внимание привлекают настенные росписи. Их можно разглядывать часами, вспоминая изображенные на них события из Священного Писания и Лики Святых. Сохранившиеся росписи выполнены иконописцем Логином Шустовым в 18 веке.



Главной святыней собора является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. По существующему преданию этот образ был написан святым апостолом и евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы и в 1383 году чудесным образом явился на Тихвинских землях. В Новгородской летописи это событие описывается так: « В лето 6891 во области Великаго Новаграда, нарицаемая Тихфине,явилася икона Пречистые Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на руку Своею». Икона сама избрала место своего пребывания, там и была возведена первая деревянная церковь в честь чудесного явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Официально Успенский монастырь основан в 1560 году по указу царя Иоанна-IV. Чудотворный святой образ не покидал Тихвин до 1941 года. Даже в богоборческое время он оставался в Успенском соборе, ставшим краеведческим музеем.

Оставляя оккупированный Тихвин, немецкие войска увезли с собой православную святыню и передали Русской православной миссии, находившейся в Пскове.

По Промыслу Божию икона попала к епископу Иоанну Гарклавсу. Вместе с Владыкой Иоанном святой образ путешествовал по Европе, а затем был привезен в Америку. После смерти Владыки Иоанна хранителем Тихвинской иконы Божией Матери стал протоиерей Сергий Гарклавс, который по завещанию своего приемного отца возвратил святой образ в возрожденный Богородичный Успенский мужской монастырь в Тихвине. Некоторые из нас участвовали во встрече святыни в 2004 году.

Тихвинская икона Божией Матери почиталась с момента своего обретения. Поклониться ей приходили многочисленные паломники. Перед ней молились Великий князь Василий III, его сын царь Иоанн IV, Российские императоры из династии Романовых. Все они делали щедрые пожертвования, благодаря которым монастырь восстанавливался после многочисленных пожаров и разрушений от вражеских набегов. В целях защиты северо-западных границ государства Российского монастырь стал настоящей крепостью.

После Божественной Литургии и трапезы мы отправились на экскурсию по монастырю. Посетили часовню, называемую «Крылечко», в которой поклонились чудотворному Тихвинскому образу Божией Матери, послушали духовные песнопения насельников монастыря.

Внимание паломников привлекает пятиглавая четырехэтажная звонница.

Первоначально в звоннице было 5 больших колоколов, имевших свои названия и назначения. Большой, весом более 500 пудов, с изображением икон из храмов монастыря. Полиелейный, весом около 300 пудов, подаренный в 1589 году царем Феодором Иоанновичем в память об отце царе Иоанне-IV и брате царевиче Иоанне. Всехдневный, весом около 240 пудов. Ранний, весом около 120 пудов. Трапезный и Великопостный, весом около 40 пудов. Кроме этого были и малые колокола, весом от 13 пудов, сигнальный, весом около 23 пудов, колокола для трезвона и отбоя четверти часа и для ранних и заказных служб. Наша гид Алла рассказала о том, как в народе говорили, что колокола монастырей переговариваются между собой: богатые колокола Успенского монастыря басили: «К нам! К нам!», а более бедные колокола Введенского монастыря звонко отвечали: «Будем, будем! Не забудем!» К сожалению, старинные колокола были утрачены. Сейчас на звоннице новые, отлитые в наше время.

После молебна у чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, мы попрощались с Богородичным Успенским монастырем и отправились в Антониево-Дымский монастырь. Монастырь был основан в первой половине 13 века и является одной из древнейших обителей Северо-Запада. Основал монастырь великий подвижник православной веры святой преподобный Антоний Дымский. Ученик и сомолитвенник святого преподобного Варлаама Хутынского преподобный Антоний с юных лет подвизался в Хутынском монастыре, восходя к духовному совершенству. Он был направлен игуменом Варлаамом посланником в Царьград к Патриарху. Исполнив поручение, совершил паломничество на Святую Землю, где поклонился Гробу Господню и посетил многие обители Палестины, обогатив себя опытом устроения монашеской жизни. Стал преемником преподобного Варлаама, приняв от него игуменство. Однако, стремясь к уединению, удалился на берег Дымского озера, основал здесь святую обитель, преобразовав пустынное место в «благоплодный вертоград», и прославил ее своими духовными подвигами и чудотворениями.

К преподобному Антонию приходили иноки, искавшие уединения от мира и места духовного покоя, видя в нем мудрого наставника и неустанного молитвенника.

Преподобный Антоний принял на себя подвиг молитвы на камне, находившемся в водах Дымского озера. Об этом и сегодня напоминает воздвигнутый в 1994 году Крест у камня.

Существует предание о том, что по молитвам святого преподобного Антония после купания в озере был исцелен от болезни благоверный князь Александр Невский.

В конце 20 века на берегу Святого озера была возведена часовня, освященная во имя святого преподобного Антония Дымского. Купол часовни повторяет форму железной шляпы, которую носил святой.



Для обретения духовного совершенства и усмирения страстей преподобный Антоний кроме металлической шляпы с гвоздями, впивавшимися ему в голову, носил и тяжелые вериги. Следы от гвоздей на голове и вериг на теле позволили достоверно идентифицировать мощи святого преподобного Антония после их второго обретения в 2001 году. Мощи святого Антония являются главной святыней монастыря. С давних лет люди усмотрели духовную связь между чудесным явлением Тихвинской иконы Божией Матери и святым преподобным Антонием, молившимся в Тихвинских лесах. Икона явилась через полтора столетия за 15 км от места его подвигов. Духовная традиция именует его предтечей явления чудотворного образа.

После долгих лет запустения и разорения монастырь восстанавливается. Поклонившись святыням монастыря, мы отправились во Введенский девичий монастырь.

Обитель основана одновременно с Богородичным Успенским монастырем по указу царя Иоанна-IV (Грозного). Обители находятся неподалеку друг от друга и были тесно связаны духовно. Ежегодно на Престольные праздники и в четверг Светлой седмица из Успенского во Введенский монастырь шел Крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери и Крестами Успенского монастыря.

До революции Введенский монастырь входил в число 12-ти богатейших обителей России, с капиталом свыше 100 тысячи рублей и обширными земельными угодьями. С начала 17-го века в обители подвизалась инокиня Дария, в миру Анна Колтовская, четвертая жена царя Иоанна Грозного. Она, как и Марфа Собакина, была выбрана царем на смотре невест в 1571 году. А после смерти Марфы Собакиной, последовавшей через 2 недели после венчания, была призвана царем. Анна стала последней венчанной, т.е. законной, супругой царя. Для получения разрешения на венчание с ней царь Иоанн обратился с письменным прошением к Собору. В виде исключения Собор разрешил царю четвертый брак, наложив на него трехлетнюю епитимию. Царю было запрещено заходить в храм до Праздника Святой Пасхи. Приобщиться Святых Христовых Таин ему было разрешено только в Праздник Светлого Христова Воскресения. Затем в течение года царю надлежало стоять в храме с « припадающими», а в течение следующего года с « верными». Вкушать антидор царю дозволялось только по праздникам. При этом Собор особо оговорил, что разрешение на четвертый брак в виде исключения дается только для царя, а «всем человецем прочим, да не дерзнет никто таковая сотворити, четвертому браку сочетатися. Аще кто гордостию дляся или от неразумия дерзнет таковая сотворити, да будет за таковую дерзость по священным правилам проклят». Собор также постановил, что епитимия с царя снимается, «если он пойдет войною против неверных за святую церковь и православную веру». В августе 1572 года русские войска разгромили Крымско - Нагайскую орду и царь был прощен. Вскоре после заключения брака царица Анна ушла в монастырь. Во Введенский монастырь она пришла из Воскресенского Горицкого монастыря. Благодаря ней Введенский монастырь расширил свои земельные угодья. Царь Борис Годунов помог обители вернуть земли, отошедшие Успенскому монастырю. Богатые пожертвования делал и царь Михаил Федорович, вступивший на престол в 1613 году. Умерла инокиня (по некоторым предположениям игуменья) Дария в апреле 1626 года. Она погребена во Введенском храме монастыря. Место ее захоронения сохранилось и почитается.

С этой обителью связано имя игуменьи Таисии Леушинской. Здесь она начинала свой путь к Богу. В 1861 году будущая игуменья, а тогда девица Мария Солопова, была призвана в монастырь видением Тихвинской иконы Божией Матери. В течение 9 лет она несла послушания в обители, а в 1870 году была пострижена в иночество с именем Аркадия. В своих воспоминаниях игуменья Таисия называет обитель своей «монастырской колыбелью».

В 1924 году монастырь был закрыт и претерпел разорение и надругательства. С сентября 1918 года игуменьей монастыря была назначена Иоанникия (Кожевникова). Монастырь стал для неё родным домом, на момент поступления в монастырь ей было около 16 лет. Монашеский постриг она приняла в неполные 20 лет. После закрытия монастыря игуменья Иоанникия осталась жить в маленькой комнате у колокольни. К ней приходили за духовным утешением и молитвенной помощью многие люди, которых она согревала своей любовью. Осенью 1937 году она была арестована, а 3 декабря 1937 года расстреляна. Есть основания считать, что она погребена в братской могиле на Левашовском кладбище. В 2002 году игуменья Ионникия Кожевникова прославлена в лике святых, как преподобномученица.

Введенский девичий монастырь был передан Русской Православной Церкви и вновь открыт 25 января 2009 года. Этот монастырь хорошо знаком нашим прихожанам. Некоторые из нас приезжали туда, чтобы потрудиться.

Наша поездка к святыням Тихвинской земли закончилось. Паломничество – это удивительная возможность переместиться не только территориально, но и во времени. История нашего государства, наша история неразрывно связаны с православными святынями и великими подвижниками православной веры, подвигам которых мы должны стремиться подражать и становиться внимательнее, терпимее, милосерднее друг к другу, учиться той любви, которую каждую минуту посылает нам Господь, Его Пречистая Матерь и святые угодники Божии.

Слава Богу за все!

Фотографии паломницы Наталии Моисеевой.