Татьяна Шульман
11-18 сентября 2018 г. прихожане Спасо-Парголовского храма под руководством протоиерея Анатолия Трохина посетили святыни Грузии.
В старом Тбилиси каждый уголок напоминает старый, давно забытый фильм детства. И почему-то я не воспринимаю себя участником действия; скорее, зрителем. Из окна нашего современного отеля виден дом XIX века с лестницами наружу и с бельём, которое сушится повсюду. Лестница и дом настолько старые (не ремонтировали их, похоже, ни разу), что кажутся декорациями. И не верится, что там живут люди. Свет есть, а вот отопление отсутствует. Зимой дуют холодные ветра, я думаю, трудно живётся местным жителям.
Жители Грузии. Люди грузинские, православные наши братия и сёстры! О вас я могу рассказывать бесконечно, но начну с самого начала – с врат в древний город.
Приземлившись прямо с неба в аэропорт города Тбилиси, я возблагодарила Господа за успешный полёт. Честно признаюсь - боюсь летать. И это ещё одно укрепление в вере: либо ты веруешь, либо боишься. Молиться и веровать - вот наше главное оружие против страха.
В Тбилисском аэропорту на нас грозно посмотрел суровый мужчина с надписью Security. Неожиданно для себя я громко сказала ему «Здравствуйте!»
Видели ли вы, как встаёт утром солнышко, озаряя небо золотистым светом?
Вот так и лицо грозного полицейского осветилось изнутри, глаза заискрились, а добрая улыбка засияло на его лице. "Здравствуйте! Здравствуйте! Добро пожаловать в Грузию, дорогие!"
Двери в город тепла и солнца (название Тбилиси произошло от грузинского слово "тбили", что означает тёплый) неожиданно распахнулись.
В дальнейшем мы неоднократно замечали, как чутко реагировали люди на простые человеческие слова: спаси Бог, здравия вам, пожалуйста!
И ещё было слово нашего батюшки Анатолия, сказанное после Литургии в Храме Александра Невского. Он говорил о том, что нас не разделить, пока мы причащаемся из одной Чаши, что Христос един, а мы, дети Его, всегда узнаем друг друга и обнимем. Отец Анатолий произносил простые человеческие слова о братстве Христовом, о любви и верности, о дружбе и единстве народов грузинского и русского. По лицам грузинских женщин текли слёзы... Они улыбались, а слезинки, как капельки дождя, стекали по лицам, делая их юными и мудрыми одновременно. Потом к батюшке стояла очередь за благословением, с какой же радостью шли к нему люди! Божия любовь была в каждом прикосновении к чёрным, белым, седым головам... Любовь не имеет границ, любовь не знает различий.
В Храме Александра Невского после Литургии отец Анатолий служил заупокойную Литию на могиле духоносного старца Схиархимандрита Виталия, одного из последних Глинских старцев.
Воспитанный в традициях Глинской пустыни у великих старцев, отец Виталий прошёл путь и монастырского послушника, и странника-юродивого, и монаха-пустынника. Явившись, пастырем многих овец Христовых, как истинный христианин, он сам исполнил Евангелие всей своей жизнью.
Много чудес совершил при своей жизни дивный старец. И по смерти его не ушли безутешными собравшиеся люди. Когда священник вкладывал в руку старца разрешительную молитву, большой палец руки отца Виталия отогнулся, и его рука сама взяла молитву. От неожиданности священник вскрикнул; это увидели и другие люди. Случилось это чудо 6 декабря 1992 года, в день памяти Святого Александра Невского и в день похорон старца.
После Литии опять подходили местные и приезжие к нашему батюшке, улыбались и плакали одновременно.
Вечером мы попали на первый грузинский ужин. Потому пишу «первый», что каждый ужин был особым, праздничным, с песнями, национальными танцами и грузинскими блюдами, которым не было конца-края. Вкусный лимонад напомнил детские годы, да и песни были под стать.
«Идёшь аллеей вдоль Куры, И над тобой платанов сень Своей прохладой в знойный день манит. И песня рвётся из груди…» Тбилисо.
В Грузии оживают песни и слова. Разве не чудо, что на следующий день мы стояли именно на этом месте:
«Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…»
Строки школьной поэзии сами оживают в голове, и кажется, что Михаил Юрьевич где-то здесь, рядом.
На горе стоит монастырь Джвари, напоминающий чем-то замок Сан-Мишель во Франции.
Джвари - это крест, от старого небольшого храма только он и остался. А новый строили уже вокруг него, спустя почти сто лет, но точной даты нет, это было где-то между 605 и 642 годами. В Грузии верят, что Святая царица Нино приложила руку к возведению храма на этом месте, но это было задолго до первых построек, в IV веке.
Поклоняемся Кресту, а затем наш гид Константин предлагает спуститься вниз, по горной тропе к дивному источнику Святой Нино. Путь сложный, и гид беспокоится за наших женщин. Но с молитвой любая дорога по силам! Воду из источника, который освятила сама Святая Нино, собирает по каплям монах Сава, который является хранителем ВОДЫ.
Жилище монаха напоминает маленький сарайчик. Электрического света нет, но глаза Савы излучают другой свет - Христов, добрая улыбка не сходит с его лица. Он с воодушевлением и молитвой рассказывает о чудо-воде. Чудотворный источник жизни, смешанный со слезами cв. Нино.
Воду из «грудного источника» разбавляют обычной, берегут, как святыню. Монах Сава объяснил, что достаточно добавить 30-40 г воды на 50 л обычной, чтобы вся вода стала целебной. Дети рождаются у бездетных, исцеляются глазные болезни, ослабляется страсть ко греху.
«Да благословит вас Бог!» - прощается монах, а батюшке Анатолию дарит большую икону святой Нино.
Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Тем не мене, Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений... Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, на протяжении 2000 лет хранящая веру святых отцов. В Грузии она насчитывает около 2000 человек, во главе общины стоит православный монах, рукоположенный в Грузинской Церкви – схиархимандрит Серафим. Он - настоятель Старо-Кандского монастыря Тринадцати сирийских отцов, духовник православной ассирийской общины в Грузии, один из двух человек в мире, совершающих Божественную Литургию на арамейском языке, том самом, на котором говорил Христос — именно этот удивительный человек встретил нашего батюшку и беседовал с ним довольно продолжительное время.
А мы в это время сидели в монастырском дворике, пили травяной чай с мёдом и ели грецкие орехи, которые росли прямо над нами. На столе чья-то заботливая рука оставила молоток, и мы могли насладиться вкусом свежих грецких орехов!
Настоятель отец Серафим вышел к нам с благословением Божием и пригласил всех на его Рождественские вечера, которые ежегодно бывают в Санкт-Петербурге. Мы сможем услышать его пение на языке Христа!
Похоже, что чудеса в Грузии нас ждут повсюду.