Сенчугова Виктория
24-25 марта паломники Спасо-Парголовского храма поклонились святыням Великого Новгорода.
Ранним утром в глубоком морозном тумане мы выехали из Санкт-Петербурга в один из самых древних и знаменитых русских городов. Несколько часов дороги и мы въезжаем в залитый солнцем Новгород.
Первым мы посещаем древнейший монастырь на Руси – Георгиевский (Юрьев) монастырь. Нас встречает инок монастыря, вместе с ним мы идем по обители.
Он рассказал нам, что Юрьев монастырь второй по времени создания после Киево-Печерской лавры монастырь в Древней Руси и старейший в нынешних границах России. Расположен он как раз у истока Волхова из озера Ильмень. С воды открывается изумительный вид на многоликие купола монастыря, можно сказать, что это водные ворота Великого Новгорода.
Датой основания монастыря считается 1030 год, когда великий князь Ярослав Мудрый (в крещении Георгий — Юрий) заложил деревянную Георгиевскую церковь в честь своего небесного покровителя. Обитель поднялась недалеко от Рюрикова Городища, в котором жили новгородские князья. Юрьев монастырь всегда занимал особое место среди других новгородских обителей и имел статус Лавры, а его настоятели с ХIV века именовались архимандритами. Монастырская ризница по своему богатству уступала только патриаршей и ризнице Троице-Сергиевой и Почаевской лавр. Монастырь владел довольно обширными земельными владениями в Новгороде и области — до 5800 десятин земли с пятью тысячами крестьянских душ. Кроме того, Юрьев монастырь являлся крупным культурным центром Новгорода, здесь была обширная библиотека, велась летопись новгородских событий.
Раньше в обители бил святой источник, но в советские времена его завалили камнями, мусором, и он пересох. На его месте сейчас воздвигнут гранитный киворий – сень, поддерживающаяся колоннами.
Мы идем к величественному храму, поражающему мощью стен, увенчанному тремя куполами, главному собору обители – храму во имя святого Георгия. Он был воздвигнут князем Всеволодом Мстиславовичем (внуком Владимира Мономаха). Сохранилось имя зодчего храма – русского мастера Петра. Храм был усыпальницей Великих князей Новгорода. Здесь были погребены Изяслав и Ростислав Ярославовичи, брат Александра Невского — Федор Ярославович, княгиня Феодосия, Дмитрий Шемяка и многие другие видные государственные деятели.
Храм очень холодный и богослужения сейчас в нем не совершаются, т.к. продолжаются работы по реставрации и археологические раскопки.
Мы помолились в соборе и по длинной винтовой лестнице – «восходному столпу», так называли такие башни на Руси, поднялись сначала на хоры – длинный балкон над западной частью храма. Это особенность всех княжеских храмов.
«Хоры» – место молитвы для князя и его семьи. Князь, как посредник меж Богом и своими подданными, стоял на молитве «меж небом и землёй» – на середине высоты храма.
По очереди мы зашли в крошечные кельи, расположенные на лестнице, места сугубой молитвы иноков, где монахи высокой духовной жизни могли уединяться и молиться в затворе.
После долгого подъема мы достигли купола северо-западной башни, где сохранились фрески XII века. Тремя ярусами-хороводами святые на фресках обнимают маленькое пространство.
Одни – в простенках меж окон, другие выше окон, третьи – в четырёх медальонах под куполом. Раньше здесь был алтарь, где совершались монашеские богослужения, и фрески точно соответствует духу аскезы, уединения и отречения от мира. На белом фоне, как будто очищенном от всего мирского и земного, проступают, исполненные в скупом колорите, изображения Спасителя и Богоматери, св. Георгия, св. Саввы Освященного, евангелистов, святителей и преподобных.
Мы спускаемся вниз, где инок продолжает рассказывать историю обители. В 1764 году по указу Екатерины II о секуляризации церковных земель, Юрьев монастырь лишился большей части своих владений, но при этом оставался третьим из 15 монастырей первого класса в России. Несмотря на это к концу XVIII века все постройки постепенно приходят в запустение. Возрождение Юрьева монастыря началось в 20-е годы XIX столетия и связано с именем архимандрита Фотия, назначенного на эту должность императором Александром I. Как писал сам архимандрит Фотий после приезда в обитель: «Сколько веселили древность и высокость монастыря Юрьева, столько бедность и совершенная обветшалость по всем частям внутри и снаружи монастыря тяготила... Везде было то разбито, то непокрыто, то изгнило, то разобрано и не убрано...».
Финансовую поддержку обители оказал и сам Государь Александр I, и духовная дочь Фотия — фрейлина императорского двора княгиня Анна Орлова-Чесменская, дочь знаменитого екатеринского фаворита – графа Алексея Орлова. Юрьев монастырь был фактически отстроен заново, были воздвигнуты помимо Спасского собора, церкви Всех Святых и Неопалимой Купины, Крестовоздвиженский собор, монашеские корпуса и многое другое. Иконы Георгиевского собора были украшены позолоченными и серебряными окладами с бриллиантами, изумрудами, рубинами, аметистами. В рукоять меча на окладе иконы святого Георгия была вставлена жемчужина размером с голубиное яйцо — это был трофей, вывезенный графом Алексеем Орловым из Турции после Чесменской победы. Архимандрит Фотий возродил в обители общежительный устав и древний чин богослужений.
Небольшое дополнение от Сергея Михайловича Погребицкого. …Конечно многое утрачено, но о величии, красоте и духовности собора можно судить и по сохранившимся фрескам на стенах храма…
Уже после смерти архимандрита была воздвигнута знаменитая колокольня монастыря высотой 52 метра, построенная в 1838—1841 гг. по проекту К. Росси на средства графини Анны Орловой. Существует предание, что император Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, чтобы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле. На колокольне звонили 32 колокола, самый большой монастырский колокол звался «Неопалимая купина» и весил 2100 пудов (33,6 тонны) и был 3,5 метра в диаметре.
В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Все несметные богатства монастыря были вывезены, а в 1929 году монастырь был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. В Георгиевском храме жгли костры, здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещались почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон. Сейчас монастырь возрожден к жизни, в монастыре расположено Новгородское духовное училище.
Мы прошли в Спасский собор, где поклонились мощам святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, канонизированного в 17 веке, после чудесных исцелений у его мощей. В годы советской власти серебряная рака над его мощами была изъята и место погребения было потеряно. В 2015 года была обнаружена гробница святителя в Георгиевском соборе и теперь его мощи покоятся в Спасском храме. Монах показал нам одну из немногих сохранившихся после советского периода икон монастыря, написанную на Афоне.
Небольшое дополнение от С.М. Погребицкого. …Хотелось бы обратить Ваше внимание на икону, расположенную справа от мощей святителя Феоктиста …
Икона Божией Матери Августовская появилась после явления Богородицы перед русскими воинами в I Мировую войну.
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
…«Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...»
После экскурсии нас угостили прекрасной монастырской трапезой, и мы отправились в Новгородский Кремль.
Святая София – с этим храмом более десяти веков связана вся духовная жизнь Новгорода, новгородцы говорили: «Умрем за святую Софию», она была для них покровительницей и утешительницей в скорбях и несчастиях. Построенная сыном Ярослава Мудрого Владимиром «вельми прекрасна и превелика», церковь пережила разорения, пожарища, войны и сейчас по-прежнему охраняет, и украшает свой город. В соборе мы поклонились чудотворной иконе Божией Матери Знамение.
Почитание ее в Новгороде было столь велико, что она стала символом города, ее изображение помещалось на боевом стяге новгородцев, на печатях новгородских владык. Мы приложились к мощам святых, покоящихся в храме – святителя Никиты Новгородского, святых благоверной княгини Анны, святых благоверных князей Владимира, Мстислава и Федора.
Слева от алтаря установлен крест с купола св. Софии, на кресте голубь – символ Святого Духа.
По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним. В годы Великой Отечественной войны в Новгороде стояла испанская «Голубая дивизия» и крест, как трофей, был вывезен в Мадрид. Слава Богу, сейчас он вернулся на родину.
Часть паломников пошла во Владычную (Грановитую) палату, построенную по инициативе святителя Евфимия Новгородского в 1430–1440-е гг. Это уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики.
Первым мы посетили готический зал – одностолпный зал со сводчатым готическим перекрытием, расположенный на верхнем этаже Владычной палаты. В готическом зале мы полюбовались уникальными произведениями византийского, древнерусского и западноевропейского ювелирного искусства V – XV вв. Нам показали византийские ювелирные изделия – золотые височные кольца и наперсные кресты, камеи, ларец из слоновой кости и иерусалим (малый сион) Софийского собора. Мы оценили искусство новгородских ювелиров – наперсные иконки и кресты, панагии, софийский панагиар, ювелирные украшения из археологических раскопок, а также произведения, выполненные в сложнейшей технике перегородчатой эмали.
Потом мы прошли по палатам с произведениями древнерусского ювелирного искусства: архиерейскими посохами, митрами и панагиями, напрестольными Евангелиями и крестами, евхаристическими сосудами, иконами в окладах, кадилами и водосвятными чашами.
В палате на Владычном дворе протекала жизнь новгородских святителей, много сделавших для Новгорода, прославления его истории и святынь. Многие из архиереев были причислены к лику святых. В палатах представлены драгоценные кресты и иконы с изображением святителей; их личные вещи – шапочка епископа Никиты; ларец архиепископа Евфимия II, панагия и рукомой патриарха Никона.
Нам показали макет-реконструкцию Владычной палаты и мы прошли в келью архиепископа Иоанна, украшенную фресками XV в. и росписью начала XIX в.
Потом мы посетили церковь апостола Филиппа и Николая Чудотворца на Нутной улице, после хрущёвской антирелигиозной кампании она оставалась единственной действующей церковью в городе. По воспоминаниями архиепископа Льва (Церпицкого): «в большие праздники молиться там было очень трудно, потому что народу собиралось столько, что стены «плакали». Мы приложились к святыням храма: иконе св. муч. Пантелеймона с частицей мощей, списку Старорусской иконы Богородицы величиной более 2-х метров, иконе «Отрада и Утешение».
Наконец, мы прибыли к главной цели нашего паломничества – в Варлаамо-Хутынский монастырь.
Одна из самых известных обителей новгородский земли, которую основал в 12 веке преп. Варлаам и где хранятся его святые мощи. Монастырь всегда находился под его заступничеством и покровительством. Преподобный неоднократно являлся паломникам и инокам обители вразумляя, наставляя, совершая чудеса исцеления. Паломников в монастыре привлекают не только мощи преподобного, но и горка преподобного. По преданию, во время своего прихода в Хутынь, преподобный Варлаам ископал себе пещеру, в которой и поселился, а над ней насыпал холмик, землю для которого он приносил в своей скуфье, каждый раз, когда у него были скорби. Сегодня горка является одной из главных святынь монастыря, на которой исцеление получают все с верою приходящие к ней. До нас дошел и колодец, который вырыл преп. Варлаам. Вода в нем не только очень вкусная, но и целебная. Монастырь пережил ужасные годы полного запустения в Советское время. Бомбежки и артобстрелы в годы Великой Отечественной войны превратили в руины монастырские строения. Реставрационные работы начались в монастыре лишь в 1976 году, но еще в 1991 году, когда обитель передали Церкви, она представляла собой печальное зрелище. Трудно было поверить в возрождение монастыря. Сейчас это сложно представить, монастырь очень благоустроен и красив. В 1994-м году сюда из Пюхтицкой обители перешли четыре послушницы с матушкой Алексией (Семдянкиной), которая и по сегодняшний день является бессменной настоятельницей монастыря. В настоящее время обитель имеет несколько корпусов и угодий, среди которых огород с теплицами, скотные и птичьи дворы, картофельные поля, фруктовый сад. В монастыре трудится около 50 монахинь.
После размещения и трапезы мы поспешили на всенощное бдение в Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый на месте видения Божественного света преподобному Варлааму («видев знамение лучи Божествепныя, и того ради церкви Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»).
На следующее утро мы пошли на литургию, которую служил духовник монастыря архимандрит Макарий. Служба прошла на одном дыхании. В своей проповеди отец Макарий подчеркнул, что сегодня память святителя Григория Двоеслова, Папы Римского, который был одним из одарённейших людей своего времени. Блестяще образованный, будущий римский предстоятель одно время даже был главой городской администрации «вечного города». После смерти отца все свое имущество он раздал на церковные нужды и нищим. Он был не только аскет, не только писатель, не только церковный устроитель, но и политик, оказавший большое влияние на Римскую империю и её дела в мире. Перу святителя Григория принадлежит множество сочинений, по названию одного из них – «Диалоги», в дословном русском переводе — «Двоеслов», его и величают. Он автор литургии преждеосвященных даров. Подкрепившись монастырской трапезой, желающие отправились на соборование. Игумен Макарий летал между рядами молящихся, скорее поливая, чем помазывая елеем. Было радостно и по-домашнему уютно.
Небольшое дополнение от С.М. Погребицкого. … К сожалению, не было благословления на фотографирование внутри храма во время Божественной литургии и особенно Соборования.
Представьте, в храме более 300-500 паломников и действительно улыбающийся, "светящийся" архимандрит Макарий "летает" между рядами паломников, обильно помазывая каждого…И особенный, завершающий момент Соборования – после чтения Евангелия отец Макарий подошел к каждому из нас и приложил Евангелие к голове… Сколько чувств и эмоций ощутили все мы…
Не имея возможности фотографировать в храме, хочется показать несколько фотографий Святого источника, который вырыл преподобный. Считается, что вода в нем не только очень вкусная, но и целебная.
Из интернета: "…В старые времена воду из колодца разливали всем желающим только монахи или девицы "благочестиво живущие". Всем прочим набирать воду самостоятельно не дозволялось..."
Напитавшись благодатью и попрощавшись с белоснежной обителью преп. Варлаама, мы отправились в родные пенаты. Несколько часов дороги пролетели незаметно и вот мы уже у стен родного храма.
Вси святии, в земле Новгородской просиявшии, молите Бога о нас!