Виктория Сенчугова
18 ноября – в день памяти святителя Ионы Новгородского – паломники нашего храма под духовным руководством протоиерея Кирилла помолились в обителях Новгорода.
Первым мы посетили Свято-Троицкий Михайло-Клопский монастырь.
Обитель многими чудесами прославил провидец и подвижник Божий преподобный Михаил Клопский, неизвестным человеком пришедший в монастырь в начале XV в. Впоследствии оказалось, что он — сродник великого князя Дмитрия Донского.
Монастырь расположен в живописнейшем месте на реке Веряже, в 23 км к юго-западу от Великого Новгорода. Здесь живо ощущение русского раздолья: неоглядные дали с селениями, островками, полями и перелесками, водной гладью. До революции он был одним из самых почитаемых и известных монастырей. В средневековых летописях чаще всего упоминается именно он. Это тем более удивительно, что до XX века попасть в него можно было только по воде, по суше дороги не было. Но самые родовитые бояре во главе с московскими князьями из рода Рюриковичей, а позже и первые Романовы непременно приезжали сюда. В 1923 году большевики закрыли монастырь.
Дореволюционный вид монастыря
Главный храм монастыря — собор св. Троицы 1569 г. В сооружении собора в качестве заказчика принимал непосредственное участие царь Иван Грозный. Это отразилось в облике храма – величественного сооружения с неповторимыми архитектурными особенностями и интереснейшей росписью. Храм являлся символом объединения русских земель вокруг Московского государства.
С правой стороны от иконостаса покоятся мощи преподобного Михаила Клопского. Еще во времена независимости Новгорода блаженный Михаил, столько раз предрекавший будущее по просьбам отдельных лиц, не оставил без предсказания и будущей судьбы вольного Новгорода. В присутствии архиепископа Евфимия II блаженный Михаил объявил: «А сегодня у великого князя в Москве радость!» «Какая радость?» — спрашивает архиепископ. — «У великого князя Василия родился сын, дали ему имя Иоанн. Он будет наследником своему отцу, разорит обычаи нашей Новгородской земли; погубит город наш и страшен будет многим землям».
Протоиерей Кирилл отслужил молебен с акафистом преп. Михаилу Клопскому. Мы по мере сил подпевали ему. В храме было ужасно холодно, службы в нем проводятся только летом, до сих пор он не восстановлен и стоит полуразрушенный, без стекол в окнах, без отопления, что очень больно, ведь храм удивительно красив, в нем сохранились прекрасные росписи 17 века. Но хотя монастырь был возвращен Новгородской епархии в 2005 году, он до сих пор находится в запущенном состоянии. Очень жаль, что не находится благотворителей, которые заинтересовались бы судьбой обители. Ведь существует предание, что когда возродится Михайло-Клопский монастырь, тогда и начнётся возрождение Великой России.
Южнее собора руины Никольской церкви с трапезной XVI в. Дальше небольшой деревянный храм преп. Михаила Клопского, где проходят зимние службы.
Игумен монастыря Иаков был болен и прекрасную экскурсию по монастырю провел послушник Виктор.
После экскурсии мы очень вкусно пообедали в трапезной монастыря, погрелись у русской печи, поели монастырской картошки с соленьями и попрощались с гостеприимной обителью. В следующий день 19 ноября празднуется память преп. Варлаама Хутынского, и мы очень хотели поклониться его мощам. Когда мы приехали в Варлаамо-Хутынский монастырь, там полным ходом шли приготовления к празднику. Царила предпраздничная атмосфера, иконы украшались цветами, стелились ковры, кипела жизнь, в обители ждали приезда на праздничное богослужение митрополита Новгородского и Старорусского Льва. Отец Кирилл прочитал молитвы, мы приложились к мощам преподобного Варлаама и нас помазали святым елеем.
Невозможно описать все чудеса преп. Варлаама, исцеления, вразумления, откровения которые совершаются у его мощей. Монастырь пережил годы полного запустения и разрушения в Советское время. Бомбежки и артобстрелы в Великую Отечественную войну превратили в руины монастырские строения. Сейчас в это трудно поверить, монастырь предстал пред нами во всей своей красе, но в группе были паломники, которые помнят, в каком ужасном виде обитель вернули церкви.
Счастливые, что нам сверх программы удалось попасть к преп. Варлааму, мы поехали в Николо-Вяжищский монастырь. Основанный более шестисот лет назад во имя святителя Николая, он стал известным во многом благодаря подвизавшемуся в его стенах будущему святителю Евфимию II, архиепископу Новгородскому. Он очень любил свою обитель, много ей благотворил. По его инициативе в обители началось каменное строительство. Возглавив Новгородскую кафедру, владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре — тихой обители — всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. Летописи говорят, что перед своей кончиной (†1458) святитель спешил завершить роспись нового монастырского храма в честь апостола Иоанна Богослова и завещал похоронить себя в любимой обители. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия. В XV cтолетии Николо-Вяжищский мужской монастырь был одним из самых богатых и влиятельных на северо-западе страны. В XVII–XVIII веках обитель пользовалась покровительством московских государей, имела подворье в Новгородском кремле, жалованные земли и приписные монастыри. К этому времени относится возведение в обители изумительного по красоте, великолепного архитектурного комплекса, украшенного изразцами, включающего в себя несколько церквей с переходами, крылечками, лестницами. Инициатором радикальной перестройки монастыря был его настоятель Боголеп Саблин. Существует мнение, что Боголеп разделял идеи патриарха Никона, уже лишенного патриаршего сана и скончавшегося к этому времени. В борьбе за преобладание духовной власти над светской патриарх Никон стремился создавать строения, которые по размерам, архитектурным формам и отделке превосходили бы царские. В соборах и строениях Николо-Вяжищского монастыря сочетаются московская пышность с новгородской строгостью. Особенно изящно и красиво выделяются на белом фоне цветные изразцы — ленточными фризами они опоясывают здание монастыря, украшают наличники окон. Эта древняя керамика отличается четкими и очень яркими рисунками, хорошо видными даже, если изразцы размещены на большой высоте. Наиболее красочно изразцовое убранство трапезной, а особенно — церкви Иоанна Богослова. По мнению исследователя искусства изразцов В. П. Выголова: «Керамическое убранство Вяжищского монастыря не только не уступает по своему богатству и своеобразию, а даже превосходит большинство славящихся изразцами храмов Москвы и Ярославля».
Изразцы монастыря
Монастырь сейчас ставропигиальный и женский, настоятельница с 1990 г. игумения Антония, постриженица Пюхтицкого монастыря. Монастырь владеет немалыми угодьями площадью в 40 гектаров земли (пашни, пастбища) и полностью кормится плодами своих трудов. Есть просторные теплицы. На скотном дворе около 100 кур и пять коров. Постоянных крупных благотворителей у обители нет, но, к счастью, находятся отдельные люди, руководители предприятий, которые как-то стараются ей помочь. Реставрационно-восстановительные работы монастырского храмового комплекса проводятся по федеральной целевой программе, в которую монастырь попал благодаря попечению Патриарха Алексия II. Он же в свое время дал нам средства на каменную ограду вокруг монастыря.
Мы прошли в нижний храм святителя Евфимия, отец Кирилл отслужил молебен у мощей святителя и помазал нас святым елеем.
Мы помолились на вечерне, попрощались с обителью и поспешили домой.
Несколько часов дороги под рассказы нашего организатора Любовь Ивановны Алексеевой о будущих паломнических поездках пролетели незаметно и вот мы уже у родного храма.
«Вси святии, в земле Новгородской просиявшии, молите Бога о нас!