Как прекрасен Божий мир! Где же взять слова,
Чтобы выразить могли Божие дела!?
Голос внутренний мне шепчет: Та Земля Христа,
Как же ей не быть прекрасной, раз она Свята.

(Инокиня Наталия, насельница Горненской обители)

Святая Земля, Иерусалим, Гроб Господень… эти названия с младенчества знакомы всем христианам, живущим в разных странах. Уже в первые столетия по Рождестве Христовом благочестивые богомольцы предпринимали паломничества к местам земной жизни Иисуса Христа.

В начале IV века Святую Землю посетила святая равноапостольная Елена - мать императора Константина Великого. Нельзя не упомянуть о паломничестве в Святую Землю в 1167 году такой чтимой русской святой как преподобная Евфросиния Полоцкая, которая шла туда с молитвой на устах: «Абы ми дойти святаго града Иерусалима и поклонитися Гробу Господню и всем святым местом, видети и целовати, и тамо живот свой скончати», что, действительно и совершилось, и преподобная, после поклонения святыням, скончалась и была погребена в Лавре св. Феодосия близ Иерусалима.

Святая Земля влекла к себе немало русских людей. В конце XIX – XX вв. паломничество на Ближний Восток приняло не только регулярный, но и массовый характер. Летом 1914 года началась первая мировая война и поток паломников из России пресекся на долгие годы.

Возобновление паломничества в Святую Землю из России относится к 1945 году. Первым паломником, прибывшим из России в Иерусалим, стал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. После этого возобновились духовные связи Святой Руси и Святой Земли. Из небольшого ручейка русских паломников в Святую землю разлилась огромная полноводная река из людей, жаждущих посетить христианские святыни Палестины.

Приход Спасо-Парголовского храма, это один из притоков этой реки, текущей к земному Иерусалиму, надеясь обрести Иерусалим Небесный.

Каждый год, по благословению настоятеля нашего храма протоиерея Романа Ковальского, священники и благочестивые прихожане отправляются в паломничество по святым местам Иерусалима. В конце октября нынешнего года, по установившейся традиции, состоялась еще одна поездка в Святую Землю большой группы паломников нашего прихода под духовным водительством настоятеля храма, дорогого батюшки отца Романа, благочинного нашего прихода отца Александра Будникова, настоятеля храма пророка Илии и отца Константина Морозова, настоятеля храма Спиридона Тримифунтского. Паломническая служба нашего храма в лице Любови Ивановны Алексеевой проделала огромную работу по подготовке этой поездки. Задолго до начала паломничества в период Петрова поста читались молитвы по соглашению о помощи Божией, о заступничестве Богородицы и всех Небесных Сил. Были подготовлены тексты церковных песнопений двунадесятых праздников, тропари, кондаки и величания святым угодникам Божиим. Проводились спевки всех желающих прикоснуться к сокровищам церковно-певческого искусства.

За два дня до поездки в Покровском пределе Спасо-Парголовского храма отец Роман в окружении молящихся паломников отслужил молебен о путешествующих.

Мы все стремимся воздыхая,
В небесный Иерусалим,
Пусть разделяет расстоянье -
Его молитвой победим!

(Инокиня Наталия)

И вот наступил долгожданный и радостный день нашего паломничества в Святую Землю и начался он со встречи нашей группы в аэропорту Пулково.

Погода в нашем богоспасаемом граде апостола Петра была привычно пасмурная, накрапывал дождик. Регистрация на рейс прошла незаметно быстро, сотрудники аэропорта были очень приветливы, и мы все дружною толпой сели в самолет. Полет, по милости Божией, прошел хорошо.

Когда мы подлетали к столице Израиля Тель-Авиву, нашему взору открылся прекрасный вид: голубое небо, лазурное море. В аэропорту нас встретила наш замечательный гид – монахиня Елена, насельница Горненской обители, которая сопровождала нас в течение всего нашего паломничества. Ярко сияло солнце, летняя тридцатиградусная жара, вокруг огромное количество кустов цветущих бугенвиллий. Мы были счастливы.

На комфортабельном автобусе мы отправились в город Вифлеем в гостиницу Русской Православной Миссии, в которой мы провели все девять дней нашего пребывания на Святой Земле.

По прибытии в гостиницу, ближе к вечеру, мы пошли пешком в храм Рождества Христова на поклонение месту рождения Господа нашего Иисуса Христа, а также иконе Пресвятой Богородицы Вифлеемская, единственной иконе, на которой Пресвятая Богородица с материнской улыбкой встречает всех молящихся. Это был первый день нашего паломничества.


Вифлеем


Икона Божией Матери Вифлеемская


Чтение Евангелия в храме Рождества Христова

Программа посещения Святых мест была очень насыщенной. Все было расписано по минутам. Однажды отец Александр сказал, что за девять дней мы прожили все двунадесятые праздники. На каждом Святом месте наши батюшки читали Евангелие, которое оживало в наших сердцах, а наши глаза реально видели события земной жизни Иисуса Христа, Матери Божией и Святых.

Во второй день, мы отправились на Божественную Литургию в храм Успения Божией Матери в Гефсимании, где находится гробница Пресвятой Богородицы. Огромная глубокая пещера, внутри нее под Престолом каменное ложе, на котором лежало тело Пречистой Девы Марии.


Храм Успения в Гефсимании


Вход в Успенский пещерный храм


Литургия в Успенском храме

Служба шла на греческом языке, но некоторые возгласы возносились и по церковно-славянски, ведь наши батюшки служили вместе с греческими священниками. Мы все причастились и после окончания Литургии направились в Гефсиманский сад – место уединения Иисуса Христа, приходившего сюда из шумного Иерусалима, и место Его бесед с учениками, и уединенных молитв, и, наконец, место Его мольбы к Богу-Отцу, вслед за которой здесь же, в Гефсиманском саду последовал предательский поцелуй Иуды и арест.

Гефсиманский сад находится на западном склоне Елеонской горы и традиционно является местом христианского паломничества. До наших дней сохранилась лишь часть сада библейских времен. В настоящее время здесь растут восемь древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет.


Фото Оливы


В Гефсиманском саду


Гефсимания. Камень на котором молился Иисус Христос

Затем мы отправились на прием к Патриарху Святаго града Иерусалима и всея Палестины Феофилу III, где с благодарностью получили благословение от Патриарха на наше паломничество, а также подарки: иконку Иерусалимской Пресвятой Богородицы и фотографию с изображением Гроба Господня. В конце приема был сделан общий снимок нашей группы с Патриархом.


Благословение Иерусалимского патриарха Феофила III


Иерусалимский Патриарх в окружении паломников

В этот же день мы пришли на место исцеления Иисусом Христом расслабленного в купальне у Овечьих ворот, называемое по-еврейски Вифезда. Прошли с пением и благоговейным трепетом крестным путем Господа и Спасителя нашего по улице Via Dolorosa, останавливаясь у Претории (темница Иисуса Христа), Порога Судных врат. Этот скорбный путь мы завершили в Храме Воскресения Христова у Гроба Господня, где с особым воодушевлением пропели тропарь «Христос воскресе» и стихиры Пасхи. Поклонились всем святыням Храма.


Первое посещение Гроба Господня

Невозможно описать словами все, что мы чувствовали, находясь в Храме Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, когда стояли все вместе к Гробу Господню. Невольно вспоминались слова Херувимской песни Великой Субботы: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…».

На третий день нашего паломничества мы посетили греческую православную церковь святителя Николая Чудотворца в древнем христианском городе Бейт-Джала. Эта церковь построена на месте пещеры, где по преданию жил святитель Николай, когда посетил место Рождества Христова в Вифлееме во время своего паломничества в Святую Землю в 312-315 гг. В Иерусалимском патриархате до сих пор хранится текст, написанный его рукой. Жители Бейт-Джала почитают святителя Николая как заступника и защитника своего города.

В этом храме у частицы мощей святителя Николая, которая была передана из итальянского города Бари, мы вместе с батюшками пропели акафист святителю: «Радуйся, Николае, великий чудотворче».


Пещера Святителя Николая в Бейт-Джала

Сегодня, как и много столетий назад, главной целью паломников, посещающих Святую Землю, является поклонение местам, связанным с земной жизнью Христа Спасителя. Поэтому далее наш путь лежал на реку Иордан, к месту Крещения Господня. По дороге мы посетили монастырь преподобного Герасима Иорданского, где поклонились святыням монастыря. При входе в монастырь нас встретили огромная скульптура льва и очень добрый петушок с алым оперением, который даже разрешил себя погладить.

Потом мы отправились на реку Иордан, где неотъемлемой частью нашего паломничества, было традиционное погружение в священные воды реки Иордан. Вода в реке была теплая и немного соленая, но самое главное то, что мы вышли из вод Иорданских обновленными, радостно обнимая друг друга. За 12 столетий до Крещения Спасителя сюда привел Иисус Навин народ израильский и здесь впервые вступил Израиль в землю обетованную. В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей, отсюда ушла за Иордан преподобная Мария Египетская.


Река Иордан

Далее наш путь лежал к подножию Сорокодневной горы. Христианское предание связывало эту гору с пустынным местом, куда после принятия Крещения удалился Господь на сорок дней для поста и уединенной молитвы. Именно с этой горы, согласно евангельскому повествованию, дьявол пытался искусить Христа, показывая Ему все царства мира.


Монастырь Искушения на Сорокодневной горе

Наш подъем на гору был для многих совсем неутомительным, хотя было очень жарко и ярко светило солнце. Мы поднялись почти до самой вершины горы, где находится греческий мужской монастырь «Искушения» или «Каранталь», который был основан преподобным Харитоном Исповедником.


У входа в храм

Затем мы направились в город Иерихон и посетили подворье Русской Духовной Миссии во имя св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которое было построено для паломников на месте, где по преданию находился дом мытаря Закхея.

Вечером мы вернулись в гостиницу, все вместе готовились к Святому Причащению. Во время исповеди, которую возглавил отец Александр, а батюшки отец Роман и отец Константин принимали её! (нагрешить мы уже успели много), матушка Ольга Ковальская молитвенно вычитала правила перед Причастием, (она несла послушание чтеца во время нашей поездки). Немного отдохнув, мы поехали на ночную Литургию у Гроба Господня. Так закончился третий день нашего паломничества и начался четвертый, главный день на Святой земле. Перед началом Божественной Литургии, во время пения Утрени, мы смогли еще раз приложиться к Гробу Господню. Возглавил службу Патриарх Иерусалимский Феофил III в сослужении с иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви, которые прибыли в Святую землю на празднование 170-летия Русской Духовной Миссии. Наши батюшки, по Милости Божией, сподобились в этот день служить у Гроба Господня, а мы усердно молились за богослужением в храме Воскресения Христова, чтобы всем своим сердцем вознестись в Небесный Иерусалим.


Литургия на Гробе Господнем

Служба прошла на одном дыхании. Молитвенно и торжественно пел греческий мужской хор и хор сестер Горненского женского монастыря. После принятия Святых Христовых Таинств и окончания службы мы все в радостном молчании отправились в гостиницу, желая сохранить в себе Благодать, дарованную нам Богом во время службы у Гроба Господня.

В этот же день после обильного завтрака (с аппетитом у нас было все в порядке) мы отправились в пригород Вифлеема недалеко от селения Бейт-Сахур. Это место знаменито еще с древних времен: именно здесь к трем пастухам, пасшим стадо, явились Ангелы, возвестившие миру о рождение Иисуса Христа. В православной традиции богомольцы ласково называют его «Поле Пастушков». В конце своего земного пути пастухи пожелали быть захороненными здесь в пещере, в которой они услышали Благую весть. Далее наш путь лежал в Лавру св. преподобного Саввы Освященного, которая расположена на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон.


Монастырь Саввы Освященного

Греческий мужской монастырь был основан преподобным около 484 года и монашеская жизнь там не прекращалась. Монастырь живет по строгому уставу, и женщины не могут посещать его. Именно отсюда берут свое начало уставы русских и афонских монастырей. Службы в монастыре совершаются ночью по 6-12 часов. Из насельников этой обители около тридцати прославлены в лике святых, не считая множество мучеников, пострадавших при мусульманских набегах. Один монах этого монастыря вынес нашим паломницам для поклонения ковчег с частицами мощей святых, также подарил нам иконки преподобного Саввы, и ватку с маслицем от мощей святого. По молитвам преподобного угодника Божия происходит множество чудес.

К нашей большой радости, программа нашего паломничества претерпевала некоторые изменения, в связи с тем, что в эти дни проходили торжества, связанные с празднованием 170-летия основания Русской Духовной Миссии. И здесь нельзя не упомянуть о деятельности начальника Духовной миссии в Палестине архимандрита Антонина Капустина, который по всей Святой земле в 70-х годах XIX в. приобретал земли для Русской Церкви в священных для христиан местах. Ему принадлежит слава главного собирателя «Русской Палестины». На этих земельных участках строились монастыри, подворья, храмы и странноприимные дома для русских паломников в Иерусалиме, Хевроне, Назарете, в Горнем, в Гефсимании, на Елеоне, на участке с Дубом Мамврийским, в Яффе у гробницы прав. Тавифы, на родине св. Марии Магдалины и в других священных местах. В этих богоугодных трудах принимало участие и Императорское православное палестинское общество.

После посещения Лавры преп. Саввы Освященного мы поехали в Иерусалим, на Всенощное бдение в Горненский монастырь, расположенный в селении Эйн Керем, где жили св. праведные Захария и Елизавета, родители св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот монастырь является самой большой обителью Русской Православной Церкви за пределами ее канонической территории. Покупая в этом месте земли, архимандрит Антонин Капустин начальник Русской Духовной Миссии хотел, чтобы весь северный склон горы заселили русские паломницы, желающие до конца своих дней остаться на Святой Земле. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями – вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, утопающие в зелени деревьев, в которых и живут насельницы монастыря.

Всенощное бдение в Соборе Всех Святых, в земле Российской просиявших, который был освящен в 2012 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, глава делегации Русской Православной Церкви, прибывший на Юбилейные торжества.


Горняя. Собор Всех Святых в земле Российской просиявших

После окончания службы, на которой возносили свои молитвы о нас грешных наши дорогие батюшки отец Роман, отец Александр и отец Константин, мы вышли на улицу. Посещение Горненского монастыря, благословение игуменьи матушки Георгии и ангельское пение сестер обители было для нас как источник живой воды. Когда мы вышли из Собора, уже стемнело и на территории монастыря зажгли фонарики, нашему взору открылся удивительный и прекрасный вид: купола Собора мерцали в окружении огоньков, а по темно-голубому небу плыли облака. По извилистой дорожке мы неспешно спустились с горы к нашему автобусу, чтобы ехать в город Вифлеем, который стал для нас уже родным домом. После ужина мы опять собрались в фойе гостиницы на исповедь, готовясь к третьей Божественной Литургии на Святой Земле, ожидая следующего благословенного дня.

Продолжение следует...