Наступил радостный пятый день. Мы отправились на воскресную Божественную Литургию в главный Храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме – Собор Святой Троицы, который был освящен в 1872 году Иерусалимским патриархом Кириллом II в сослужении четырех иерархов Иерусалимской Православной церкви и начальника Миссии архимандрита Антонина Капустина.

Божественную Литургию в Троицком Соборе на третий день празднования 170-летия основания РДМ возглавил Патриарх Иерусалима и всей Палестины Феофил III. Его Блаженству сослужили члены делегации РПЦ и наши дорогие духовные наставники отец Роман, отец Александр и отец Константин.

Богослужение прошло величественно и напоминало нам празднование Недели Торжества Православия в РПЦ. Прекрасно пел хор. На душе было тепло и радостно.

Собор Святой Троицы. РДМ. Божественная Литургия

Одной из святынь собора является икона Благовещения Пресвятой Богородицы, которая ежегодно после праздника Благовещения переносится на три месяца в Горненский женский монастырь, где занимает Игуменское место. Традиция эта была введена архимандритом Антонином в память о встрече Пресвятой Богородицы и святой праведной Елизаветы в селении Горняя.

Икона Горненской обители.
Встреча Пресвятой Богородицы и св. праведной Елизаветы

После службы мы поехали в город Лидда и побывали в храме и в гробнице св. великомученика Георгия Победоносца, где помолились у его мощей, а также поклонились другим святыням храма. Затем наш путь лежал в Тель-Авив, в Яффу. Там мы посетили подворье РДМ, храм св. апостола Петра и гробницу св. угодницы Божией праведной Тавифы.

Икона св. прав. Тавифы в монастыре РДМ

Погода стояла прекрасная, светило солнышко, и мы поехали к берегу Средиземного моря. Побыв на море, мы отправились в обратный путь.

Время бежало неумолимо, и мы не заметили, как наступил шестой день нашего паломничества. Рано утром мы поехали в Галилею к подножию горы Фавор, там нас ждали микроавтобусы, которые доставили нас к греческому монастырю Преображения Господня.

Праздник Преображения Господня особо почитаем в этом монастыре. 19 августа на Фавор съезжаются православные верующие. Помимо участия в службе, многие ждут события, происходящего только в этот день на рассвете, - схождения облака на гору. Сравнить его можно только со схождением Благодатного Огня в канун христианской Пасхи у Гроба Господня.

Гора Фавор. У входа в Монастырь

Мы помолились в Храме Преображения, спели тропарь, кондак и величание праздника, поклонились святыням, одна из которых – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет». Это простая черно-белая бумажная литография, купленная в середине 1950-х годов Георгием Назиракисом, жившим на острове Крит. Он очень хотел побывать на Святой Земле, но не мог. Он вложил икону вместе со свечой и ладаном в бутылку. В записке он написал, что очень бы хотел, чтобы икона оказалась на Святой Земле. Некоторое время спустя двое православных арабов выловили из моря бутылку с иконой. От иконы стали происходить многочисленные чудеса. Сейчас к этой иконе едут верующие со всего мира.

В нашей группе нашлись певчие, которые смогли спеть у иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» гимн Агни Парфене (Дево Чистая), составленный святителем Нектарием Эгинским, который по преданию, услышал слова и мелодию гимна от Ангелов.

Далее мы направились в город Назарет, который до прошлого века был небольшим селением в центре Нижней Галилеи. Именно в Назарете святой Иосиф привел из храма в свой дом Пресвятую Богородицу. Здесь прошли детство и юность Спасителя. В этом святом городе мы посетили греческий храм и помолились над источником Благовещения Пресвятой Богородицы. По преданию, именно у этого источника Она приняла весть от Архангела Гавриила о зачатии в Её чреве Сына Божия.

Затем мы отправились в Кану Галилейскую и посетили храм св. великомученика Георгия Победоносца, который стоит на месте дома святого апостола Симона Кананита.

Храм построен в честь первого Чуда Господа нашего Иисуса Христа – претворение воды в вино на свадьбе сына Иосифа Обручника Симона Кананита. Далее наш путь лежал в Капернаум, к греческому монастырю, на территории которого находится храм Собора Двенадцати Апостолов.

Храм Собор 12 апостолов

Монастырь имеет выход к Галилейскому морю, на берегу которого Иисус Христос проповедовал и творил чудеса. Галилейское море вулканического происхождения и весь его берег покрыт большими камнями черного цвета. Море в этот день было спокойным, и мы немного посидели на берегу на теплых камнях, погрелись на солнышке и пытались окунуться в то далекое время Земной жизни Иисуса Христа.

Последнее место, которое мы посетили в этот день, было подворье Русской Духовной Миссии во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Магдале. Образ Марии Магдалины занимает в Библии важное место. Именно она первой возвестила миру о победе Господа над смертью.

Подворье в честь св. Марии Магдалины в Магдале

В период руководства Русской Духовной Миссией архимандритом Леонидом (Сенцовым) в пяти километрах от Тивериады, недалеко от места, называемого Магдала, в 1908г. был приобретен участок земли на самом берегу Галилейского моря, где позднее образовался женский монастырь, а в 1962 году построена церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. На территории этого участка находится радоновый источник, возле которого Иисус исцелил святую Марию. Мы погрузились во все источники на территории монастыря. Это придало нам силы телесные и духовные, так как на следующий день нам предстояло отправиться в Иудейскую пустыню.

Наступил седьмой день. Мы отправились в Фаранскую Лавру преподобного Харитона Исповедника. Монастырь этот был основан в 330-х гг. преподобным Харитоном и является самым древним из сохранившихся монастырей в Палестине. В XIX веке монастырь был заброшен и пришел в полное запустение. Сейчас на месте монастыря находится скит. Для того чтобы добраться до Лавры, нам пришлось преодолеть тяжелый путь. Сначала мы спустились по крутому горному серпантину на автобусе. Никто не смотрел в окно, так как все усердно молились с закрытыми глазами. Наконец автобус остановился на пустынной площадке и в салоне раздались бурные и продолжительные рукоплескания нашему водителю.

Подъем в монастырь

А потом пошли пешком до Лавры вверх по тропе, которая проходит между горами. Нашему взору открылись прекрасные пейзажи. С 1997 года по настоящее время в скиту Лавры живет один монах Харитон, который возродил скит из руин. Он радушно принял нас изнемогающих, напоил очень вкусным травяным чаем, подарил по иконке преподобного Харитона и рассказал об истории Лавры. Самые отважные поднялись в пещерный храм, где пропели молебен преподобному, поблагодарили отца Харитона, пропев многолетие и с осторожностью спустились с горы к автобусу.

Пещерный храм

И вот мы снова едем в Иерусалим в старый город, где спустились в тоннель подземного Иерусалима, тоннель Хасмонеев. Для снабжения Храмовой горы водой по приказу еврейских царей тоннель вырыли более двух тысяч лет назад. Мы спустились на глубину пятиэтажного дома и словно окунулись в прошлое, увидели стены древнего храма, который был навсегда утерян.

Ближе к вечеру, когда спала дневная жара, мы поднялись на Масличную гору. На ее западном склоне над Гефсиманским садом, окруженным средиземноморскими соснами, возвышается православный храм в честь св. равноапостольной Марии Магдалины, первой свидетельницы воскресения Господа Иисуса Христа.

Храм Марии Магдалины

Храм находится на территории женского монастыря. Белокаменные стены и семь его золоченых глав встают как чудесный терем в сказочном лесу.

Сад монастыря св.равноап. Марии Магдалины

За высокими воротами по мраморным ступеням мы поднялись к храму. Нас окружали дивные экзотические растения, мы проходили мимо грота, где во время моления Иисуса Христа уснули апостолы.

Храм был построен на пожертвования императора Александра III в память о его матери, императрице Марии Александровне. Внутри храма иконостас белого мрамора, над ним холст с изображением Марии Магдалины перед императором Тиверием. Мы приложились к раке с мощами св. преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Выйдя из храма, среди благоухающих цветов в лучах заходящего солнца мы спустились к камню, на который Богородица уронила с небес свой пояс, посланный сомневающемуся апостолу Фоме в знак Ее вознесения. С молитвой приложились к камню. И уже в сумерках пропели Богородичные песни под одобрительным взглядом персидского кота.

«Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» - провожал нас, умиротворенных и исполненных благодати, святой наказ, высеченный на мраморной стене, на все времена до «скончания века».

Наступил восьмой день нашего паломничества. Рано утром, после завтрака мы отправились в Вифанию, где посетили гробницу св. праведного Лазаря Четверодневного. Далее наш путь лежал в Хеврон, на подворье РДМ, на территории которого расположен русский православный мужской монастырь Святой Троицы и Мамврийский дуб.

Русский православный мужской монастырь Святой Троицы

Мамврийский дуб

В XIX веке он был еще могучим зеленым деревом, но к середине XX века его силы стали иссякать, ветви его высохли и обломились. Сегодня Древо Авраамово кажется безжизненным, но рядом видна уже новая поросль, радостно зеленеющая недалеко от его корней. Потом мы пошли в храм Святых Праотцев, где помолились у святынь храма.

Икона святых Праотцев

Далее наш путь лежал в Иерусалим на гору Елеонскую, где мы посетили часовню Вознесения, которая была сооружена в эпоху крестоносцев. В западной части в полу часовни находится камень, обрамленный мраморной рамкой с отпечатком стопы Спасителя, или «стопочка» - как называют этот камень русские паломники.

Поскольку стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали вывод, что Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее. Когда мы все приложились к «стопочке» нашего Спасителя мы побывали на смотровой площадке, где нашему взору открылась панорама Иерусалима. Далее наш путь лежал на вершину горы Елеон в русский Спасо-Вознесенский женский монастырь, где был похоронен архимандрит Антонин Капустин, так много сделавший для усиления русского влияния на Святой Земле. У его могилы мы пропели Литию.

Пение заупокойной литии

Русская свеча

На территории монастыря находится величественная колокольня «Русская Свеча», которая видна со всех окрестных мест Иерусалима, а также камень, на котором стояла Пресвятая Богородица во время Вознесения Господа. Здесь же мы посетили часовню во имя св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая построена на месте обретения честной главы св. Пророка.

Затем мы поехали к старому городу на гору Сион, где посетили горницу Тайной Вечери, и место Успения Пресвятой Богородицы – католическую Базилику Дормицион.

Потом у нас было свободное время в старом городе, и мы пошли в Храм Воскресения Христова, чтобы еще раз приложиться к Гробу Господню.

После последнего посещения Гроба Господня

Наступил девятый день нашего пребывания в Святой Земле. Это был день нашего отъезда. Ранним утром, когда Вифлеем уже не спал, мы пошли на Богослужение в один из самых древних храмов Святой Земли – Базилика Рождества Христова. Пещера Рождества, Святой Вертеп, находится под алтарной частью храма, а само место Рождения Христа отмечено серебряной звездой. Божественная Литургия в этот день совершалась на нескольких языках.

Литургия в храме Рождества Христова

В этот день в храме было много паломников желающих приложиться к месту Рождения Христа. Мы с великим трепетом приняли Святое Причастие и отправились в гостиницу. После завтрака мы поехали в аэропорт имени Давида Бен-Гуриона и через несколько часов приземлились в Санкт-Петербурге, сохраняя в своих сердцах Божественную Благодать, которой нас щедро одарила Святая Земля. Мы вернулись в свой родной город, в свой Спасо-Парголовский храм, но еще долго будет трепетать наша душа от воспоминания о днях жизни в Святой Земле. В первое воскресение по возвращении из паломничества, с благословения настоятеля храма отца Романа, мы пропели Благодарственный молебен в нижнем храме в честь Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил, которые непрестанно молились за нас, поддерживая наши силы духовные и телесные.

Слава Тебе, показавшему нам свет!