Марина Гаталова

17 ноября прихожане Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Кирилла Борисова совершили паломническую поездку в Спасо - Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь – обитель, основанную в 12 веке святым преподобным Варлаамом, Новгородским чудотворцем.

Имя этого святого угодника Божия поминается за Божественной Литургией во всех православных храмах, когда во время совершения Проскомидии из третьей Девятичинной просфоры в воспоминание преподобных и богоносных отец наших изымается шестая частица. Наряду с именами святых преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского и других великих подвижников монашества, священники произносят и имя святого преподобного Варлаама Хутынского.

Святой преподобный Варлаам Хутынский, с детства избравший своим предназначением служение Богу, отрекся от мирских благ, принял монашеский постриг в Лисицком во имя Рождества Пресвятой Богородицы монастыре и удалился в пустынное место вблизи Новгорода. Место это считалось худым, «хутынью», поскольку во времена язычества здесь были капища, на которых совершались идолопоклонство и жертвоприношения. Однако благочестивому монаху Варлааму было послано видение в виде светлого луча и он, последовав указанию Божию, поселился здесь в уединении.

Немало вражьих напастей претерпел преподобный Варлаам, но силой веры и молитвами победил все искушения и даже отогнал от этого места всех ядовитых змей. До сего времени в окрестностях монастыря змеи не водятся. Вскоре к преподобному Варлааму за молитвенной помощью, советом и благословением начали приходить люди, некоторые из которых пожелали остаться рядом с ним. Так образовался монастырь, а преподобный Варлаам принял сан священства и был назначен игуменом обители.

Первым храмом обители стала церковь во имя Преображения Господня, в память того света, который указал преподобному Варлааму место его молитвенного подвига. Официально считается, что монастырь был основан в 1192 году. Иноков, подвизавшихся в обители, преподобный Варлаам наставлял и укреплял в вере своим примером. Непрестанно молясь и восхваляя Бога, святой Варлаам участвовал во всех хозяйственных делах монастыря. Он возделывал землю, занимался строительством. До сегодняшнего дня сохранился колодец, выкопанный преподобным. Еще при жизни преподобному Варлааму был ниспослан от Бога дар прозорливости и чудотворения. Житие святого содержит многочисленные примеры пророчества, чудесных исцелений и даже воскрешения умершего. Преподобному Варлааму была явлена дата его кончины. Незадолго до этого он завершил строительство каменного храма во имя Преображения Господня на месте устаревшей деревянной церкви.

В житии святого говорится о том, что перед кончиной он собрал братию монастыря, дав им наставления не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу от дурных помыслов, не скорбеть о его кончине, а молиться о нем, обещая не оставить их сиротами и всегда быть с ними духом. Обитель и братию преподобный Варлаам передал своему сподвижнику преподобному Антонию, будущему основателю Антониево-Дымского монастыря. Отошел ко Господу преподобный Варлаам 6/19 ноября 1192 года и был погребен в построенном им Спасо-Преображенском храме при большом стечении священнослужителей, иноков монастырей и мирян. Еще до погребения проявился дар чудотворения святого Варлаама - многие болящие получили исцеление. И после погребения, приходившие ко гробу с верой и молитвой получали просимое. Чудеса и исцеления побудили архиепископа Новгородского Евфимия в 1452 году освидетельствовать святые мощи преподобного, которые оказались нетленными, но были оставлены в закрытом гробу, до тех пор, пока Господу не благоугодно будет изъявить Свою Волю об открытии гроба.

В 1471 году великий князь Московский Иоанн III, посетив обитель, велел открыть гроб преподобного. Получив от игумена монастыря Нафанаила отказ, князь начал ударять посохом о землю. Из гроба пошел дым, а затем огонь, который опалил стены храма. Князь в ужасе бежал, выронив посох. В память этого события в обители хранился этот посох. В житии преподобного говорится и о том, что святой Варлаам являлся нерадивым насельникам обители, обличал их в беззакониях и грехах и наказывал. В то же время он являлся, чтобы предупредить насельников монастыря о предстоящих бедах, и чтобы оказать помощь в духовной жизни. Неоднократно по молитвам этому святому, предстоящему перед Господом за нас грешных, сохранялась Русская земля от нашествия врагов.


Гробница преп. Варалаама Хутынского в XIX веке.
В XIX веке супруга Г.Р.Державина – Дарья Алексеевна Державина
пожертвовала деньги на украшение раки.
Рядом на стене установили руку из гипса,
в которую вставлен брошенный Иоанном III посох.

К этому неистощимому источнику великих чудес, скорому помощнику в бедах, неусыпному заступнику, верному исполнителю заповедей Христовых мы приехали по Милости Божией накануне праздника обители. И сразу пошли в Спасо-Преображенский собор, где священник монастыря архимандрит Макарий служил Божественную Литургию.

Действующий ныне собор построен в 1515 году на месте старого, возведенного при жизни святого преподобного Варлаама в 12 веке. В середине 17 века собор был изменен - пристроены приделы во имя Покрова Божией Матери ( там отец Кирилл принимал у нас исповедь) и во имя святого апостола Иоанна Богослова. После закрытия монастыря в 1932 году, храм использовался богоборческой властью под мирские нужды. В монастыре находилась школа милиции, а собор использовался как клуб. Потом на территории обители расположилась психиатрическая лечебница. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен, как и остальные здания монастыря.


Монастырь после Великой Отечественной войны

Восстановление обители началось в 1977 году. Предполагалось использовать ее для мирских нужд как туристический комплекс. В 90-е годы монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а 19 ноября 1993 года (в день памяти святого преподобного Варлаама) Спасо-Преображенский храм был вновь освящен и с этого времени возобновились богослужения. Здесь был открыт женский монастырь.

Для нас, жителей большого города, привыкших к спешке, шуму, суете, огромная радость - участвовать в монастырской службе. Непривычная тишина, в которой пение монастырского хора проникает в самые дальние уголки души… Уходят прочь все мирские заботы и праздные мысли, отступают недуги и ощущается совсем рядом присутствие Всемогущего и Всемилостивого Бога. Любовь нашего Создателя передается нам через отца Макария, предстоящего перед Престолом. Царские Врата открыты почти до конца богослужения и в тишине храма отчетливо слышны те молитвы, которые возносит священник в Алтаре… Мы приобщаемся Святых Христовых Таин… Лицо отца Макария светится такой радостью, таким Небесным счастьем… Он излучает такую Любовь к нам… Проповедь после окончания службы совсем короткая, но каждое слово отца Макария согревает сердце, как лучик солнца. Он говорит: «Святость – наше призвание». И понимаешь, что с самого рождения Господь призывает нас к святости, желает нашего спасения. Но не каждый способен услышать этот призыв, как услышал когда-то отрок Алексий, избравший путь служения Богу и основавший эту святую обитель.

После Литургии и трапезы мы отправились на экскурсию. Наша экскурсовод, монахиня Нонна, очевидица и участница восстановления монастыря. Она рассказала нам об истории обители, о существующих преданиях и исторических фактах. С обителью связаны имена святителя Тихона Задонского, который являлся управляющим монастыря в 1761-1763 г.г., епископа Евгения Болховитинова, управлявшего монастырем в 1804-1808 г.г., Святейшего Патриарха Алексия I, который будучи епископом Тихвинским с 1916 по 1921 г. был настоятелем монастыря.

В северном приделе во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится усыпальница супругов Державиных - поэта и первого министра юстиции Гавриила Романовича и его жены Дарьи Алексеевны. Державины часто бывали в обители, их имение Званка находилось в 60 км от Новгорода.

Гавриил Романович Державин был похоронен в обители в 1816 году. Его супруга в 1842 году. В 1959 году, когда обитель представляла собой руины, прах супругов Державиных был перезахоронен в Новгородском Детинце, а 1993 году возвращен в монастырскую усыпальницу. Наша гид рассказала, что поклониться праху Державина приезжают в большей части юристы, чем любители русской словесности. В иконостасе храма находятся иконы святых небесных покровителей четы Державиных – Архангела Гавриила и св. мч. Дарьи.

Далее мы отправились на «Святую горку» – место уединенных молитв святого Варлаама. Существует предание о том, что преподобный приносил землю в своей скуфье и образовалась горка, на которой он возносил свои молитвы. Однако по данным ученых-археологов горка представляет собой курган дохристианского периода. На вершине Святой горки находится часовня в память молитвенного подвига святого Варлаама.



Помолившись на Святой горке, мы вернулись в собор, где подле раки с мощами святого Варлаама Хутынского отец Кирилл отслужил молебен с акафистом. Каждое слово акафиста воспринималось нами всем сердцем: «Радуйся, яко молитвенно тя призывающия скоро посещаеши. Радуйся, немощных исцелителю; Радуйся, скорбных утешителю. Радуйся, таинниче великий Божия Благодати; Радуйся, разуме, просвещенный светом Горния Славы. Радуйся, чистый душею, просветленный Солнцем Правды»…

Припадая к раке с мощами преподобного Варлаама, мы просили его о помощи и заступничестве, об укреплении веры, об обретении добродетелей, необходимых христианину, об исцелении телесных и душевных недугов, о наших ближних, о том, чтобы и мы, и они услышали призыв Господа к святости…

Набрав воды из колодца, вырытого святым Варлаамом, мы отправились в обратный путь.

Как радостно, что возрождаются на Руси святые обители, основанные нашими благочестивыми предками. Что, несмотря на долгие годы поругания, ниспосланная Благодать Божия, живет здесь и коснулась наших сердец. Что мы имеем возможность посещать эти святые места, очищаться душой, укрепляться в вере, обращаться за помощью к нашим небесным заступникам в местах, где они совершали свои молитвенные подвиги.

Сердечно благодарим устроителей нашей поездки.

Слава Богу за всё!

Фотографии: Марина Гаталова