Протоиерей Александр Зелененко

Бог прославляется во святых своих (см. 2 Фес. 1:10). Этим и объясняется наш особый интерес к жизни и опыту святых и особенно дорогого сердцу батюшки отца Иоанна, который с пламенной любовью жил во Христе, а Христос в нём, творя чудеса в его пастырстве и законоучительстве.

Мы вновь обращаемся к его богатому опыту, в том числе педагогическому - как школьного духовника-воспитателя, богодухновенного законоучителя, самоотверженного Богу и людям служителя, дающего образ и пример праведной жизни современным пастырям, законоучителям, педагогам, родителям и детям.

Условия жизни и служения отца Иоанна

Казалось бы, он был рядовой «белый» (то есть женатый) приходской священник, выходец из простой, бедной семьи провинциального дьячка из архангельской глубинки. Он прослужил 53 года в Андреевском соборе небольшого морского городка Кронштадта, расположенного в некотором отдалении от тогдашней столицы России Санкт-Петербурга, не имевшего ничего общего с его оживленной общественной атмосферой, парадным лоском внешнего бытия.

Столица отсылала в Кронштадт разного рода нежелательные для себя «элементы» - воров, убийц, пьяниц, бродяг, попрошаек. Чернорабочие в Кронштадтском порту и их семьи жили, как правило, в ужасающе тяжелых условиях. Но именно здесь, среди тьмы и нищеты, в эпицентре человеческих страданий и суждено было зажечься величайшему светильнику русской святости.

В мир пришел человек, который стал жить и служить в Евангельском духе­ - как проповедник покаяния, как «воскреситель веры» в народе, а для юношества ­- школьный законоучитель, духовный наставник и любящий отец. И все это вопреки основным установкам своего времени, когда в мире христианская вера и любовь заметно оскудели, их потеснили совсем другие «ценности»: деньги, выгода, прагматический расчет - культ земного благоденствия.

Там, где распространялось неверие, он вселял в сердца свет веры; где царил эгоизм, он отдавал последнее, оставаясь нередко буквально босым и раздетым; где в норму вошло холодное равнодушие и мелкие себялюбивые интересы, он проявлял горячую, искреннюю любовь, жертвенность и сострадание. «Он зажег священный огонь в тысячах душ; он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец; он возвратил Богу и в ограду Церкви тысячу гибнущих чад; он увлек на служение пастырское столько выдающихся людей, которые именно в личности отца Иоанна успели увидеть, оценить и полюбить до самозабвения красоту священства …» 1.

В произведениях отца Иоанна и в воспоминаниях о нем его современников не содержится стройной педагогической системы и методики преподававания Закона Божия. Но его личный пример, нравственные качества, поучения, беседы и наставления, касающиеся воспитания и обучения детей, воспоминания его учеников о его уроках, позволяют нам не только ознакомиться с его законоучительством, педагогическими воззрениями, принципами воспитания и обучения детей, но и воспринять их как заветы современным пастырям, законоучителя родителям и педагогам.

О семейном воспитании и школьном образовании в то время

Не все благополучно было тогда в семейном воспитании и школьном образовании. Об упущениях в школах его времени отец Иоанн вспоминал: «Чему только в наших школах ни учили, - одному лишь не учили: как бороться с грехом, хранить душу в чистоте, верности, любви и правде». 2 Он говорил и о насущной важности «науки удаляться греха, побеждать грех и устремляться к добродетели через христианскую жизнь». 3

Отец Иоанн 32 года своей жизни посвятил законоучительству, церковно-педагогической и школьно-духовнической деятельности, в течение 5 лет 1857 по 1862 гг.) преподавая Закон Божий в Кронштадтском уездном училище, а затем 27 лет (с 1862 по 1889 гг.) в Кронштадтской гимназии. Когда ему была предложена в гимназии должность законоучителя, он с радостью согласился, ему представилась возможность духовного руководства детьми до зрелого возраста, когда из ребенка формируется христианин, семьянин и гражданин, призванный возлюбить Бога, людей и Отечество.

Школьному делу отец Иоанн отдавался всецело, как и пастырскому, считая школу преддверием Церкви, а заботу о школе - важнейшим делом святой Церкви. Удивительно его сравнение учителя с садовником, наиболее полно отражающее и раскрывающее суть его педагогической деятельности. «Мы садовники -любил говорить он детям, - вы растения и цветы, а гимназия - сад; преподавание - это поливание; перевод из класса в класс - это пересаживание и перемена грунта, сухие ветви и пожелтевшие листочки - это ученики недоброго поведения и безуспешные в науках, сухие и бесплодные». 4



1 Свщмч. прот. Иоанн Восторгов. Слово, произнесенное б декабря 1907 г. в Кронштадтском Андреевском соборе. Цит. по: Новые грозные слова о. Иоанна Кронштадтского. «О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся» 1906-1907 года. М., 1993. С. 97.

2 Цит. по: Митр. Вениамин (Федченков). Молитва Господня. М., Изд. Отчий Дом, 2010. Пятое прошение молитвы Господней. С. 48.

3 Цит. по: Епископ Александр (Милеант). Сущность Христианства. Миссионерский листок 71. Изд-во храма Покрова Пресвятой Богородицы. М., 2004. С. 32.

4 Полное собрание сочинений прот. Иоанна Ильича Сергиева . Т. 3. СПб., Издательство Л.С. Яковлевой. 1994. С. 312.


Продолжение