Станислав Минаков
Старцы-то духоносные нынче есть ли на Руси? Сам почитаемый старцем архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кирилл (Павлов), который был и духовником патриарха Алексия II, утверждает, как говорят, что «стариков» знает, а старцев нет. Может, и шутит самокритично, мы знаем это особенное веселие духа у наших старцев, вспомним хоть и оптинскую плеяду XIX века.
Ну что ж, зовите хоть как, но и к отцам новейших времен (достигавшим преклоннейших лет и не достигавшим) наш народ, взыскующий духовного совета, тоскующий по духовной опеке, приклонялся и приклоняется сердцем как к благодатным батюшкам. Среди которых и тот же о. Кирилл, и архимандрит Иоанн (Крестьянкин) из Псковских Печер, и протоиерей Николай (Гурьянов) с псковского же острова Залита, и белгородский ракитянский архимандрит Серафим (Тяпочкин), и донецкий схиархимандрит Зосима (Сокур), и другие.
В их числе особое место занимает схиархимандрит Илий, вернувшийся с Афона по приглашению патриарха Алексия II и являвшийся на протяжении двадцати лет братским духовником Оптиной пустыни. Ныне он – духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Отец Илия родился Алешей Ноздриным в селе Становой Колодезь на Орловщине в 1932 г. Конечно, не могла провидеть мать мальчика, Клавдия Васильевна, что через много лет сын пострижет ее в монахини. После ее кончины сын напишет на могильном кресте слова из Апостолов: «Спи, дорогая…»
Отец Алеши, рядовой Афанасий Ноздрин, скончался после ранения во владикавказском госпитале в декабре 1941-го. Дед же, Иван Ноздрин, был старостой Покровской церкви в родном селе. Нрава он, судя по всему, был весьма строгого, несгибаемого. В знак протеста против обобществления крестьянской собственности и разорения крепких хозяйств изготовил себе железные сапоги и демонстративно ходил в них по деревне. И даже мог сказать: «Я самому Сталину за правду голову оторву!» Уцелел.
Когда читаешь эту историю про Ивана Ноздрина в железных сапогах, то вспоминается другой Иван, по фамилии Железо, который полтыщи лет назад стойко боролся с униатами, с предательством православных, сползавших под протекторат папы римского. Теперь мы почитаем его как преподобного Иова Почаевского.
Алеша Ноздрин рос очень религиозным мальчиком. Говорят, что ребята постарше посмеивались, завидя его: «Вот, Алешка Божественный пришел». Рассказывают односельчане красиво, поэтично. Про случай в голодном 1947-м, когда отчаявшийся подросток Алексей, выйдя из дому, отправился куда глаза глядят и нашел горячий хлеб на рушнике, уже тогда, по словам соседей, знала «вся вселенная».
Характерен и апокриф, что 11-летний Алеша Ноздрин нашел утерянный пьяными немцами секретный планшет с картой укрепрайона на Курской дуге и передал взрослым, которые сумели им верно распорядиться. Факт многолетней давности подтвержден о. Илием. А историческим фактом является то, что командующий Центральным фронтом маршал Рокоссовский, пользуясь информацией из четырех независимых источников, нанес по вражеским позициям мощный упреждающий удар ночью 5 июля 1943 г., с которого и началась знаменитая Курская битва. Апокрифичность рассказа в том, что одним из источников вполне могла быть карта, найденная мальчиком Алексеем.
С 1955 по 1958 гг. А. Ноздрин учился в Серпуховском механическом техникуме, затем работал по распределению на строительстве хлопчатобумажного комбината в г. Камышине Волгоградской обл. Своим духовным образованием (сначала в Саратове, а затем, по закрытии при Хрущеве многих семинарий, в Ленинграде) обязан наставничеству своего первого духовника прозорливого батюшки – Иоанна Букоткина, фронтовика-гвардейца, орденоносца. В городе на Неве Алексей и принял монашеский постриг с именем Илиан (по-древнегречески – «солнечный») в честь одного из сорока Севастийских мучеников. (Имя – Илий, означающее «солнце», в честь другого мученика Севастийского, пострадавшего на заре христианства, он получит позже, при пострижении в великую схиму, уже в Оптиной пустыни.) Благословил отца Илия на иночество тоже о. Иоанн Букоткин. Постриг совершил знаменитый митрополит Никодим (Ротов), он же рукополагал батюшку в дьяконы и священники. Митрополит Никодим рано ушел (в 1978 г.) из жизни, в 49 лет. Известно, что владыка шутливо говаривал: «Мы с тобой родственники: ты – Ноздрин, а я – Ротов».
Десять лет служения о. Илиана связаны с Псково-Печерским монастырем, насельником коего он стал еще при архимандрите Алипии (Воронове).
3 марта 1976 г. по решению Священного Синода иеромонах Илиан вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание в считающийся русским Свято-Пантелеимонов монастырь на святой греческой горе Афон.
В 1989 г. о. Илиан был направлен в восстанавливавшуюся Оптину пустынь. Сохранилась видеозапись, где отец Илий рассказывает о своем начальном, на излете советских времен, пребывании на калужской земле: «Без малого год, как я нахожусь здесь, в Оптиной пустыни, и я еще ни разу не сказал себе, что я напрасно сюда пришел. Я доволен всем, здесь устроился. Правда, конечно, она еще представляет несовершенный вид. <…> Провидением Божiим я оказался здесь. Конечно, для верующего сердца она очень дорога прежде всего своими известными века прошлого старцами. А самое главное то, что чувствуется прежний духовный созидательный труд – хотя они далекие, от нас отстоят, ушедшие в Иной Мир, но для нас, верующих людей, их молитвы очень чувствительны, и каждый, кто приходит с добрым верующим сердцем, это чувствует…»
Отец Илий предвидел трагедию, которая произойдет в Оптиной пустыни на Пасху 18 апреля 1993 г. – убийство трех оптинских братьев помраченным человеком.
Рассказывают, что несколько человек, а это были взрослые женщины – реставраторы, иконописцы, позже ссылались на батюшку, говорившего, что в Оптиной прольется мученическая кровь. Разговор был в присутствии одного из трех будущих мучеников, который тогда улыбнулся и тихо сказал: «Ну, это, наверное, вряд ли».
А через 20 лет старец Илий поселился на Патриаршем подворье Троице-Сергиевой лавры в поселке Переделкино. В праздник Пасхи 4 апреля 2010 г. Патриархом Московскими и всея Руси Кириллом он возведен в сан схиархимандрита. В 2004 г. был удостоен награды «За вклад в духовное возрождение Отечества» (первым лауреатом этой награды был Святейший Патриарх Алексий II).
А к 80-летию батюшки не только орловчане, но и козельчане присвоили ему звание почетного гражданина. Кто не помнит, Козельск – город Воинской славы России; это тот самый стоический, мужественный Козельск, в котором монголо-татары когда-то в живых не оставили ни одного жителя!
8 марта с.г. патриарх наградил старца орденом Сергия Радонежского I степени. Патриаршее поздравление схиархимандриту Илию (Ноздрину) с 80-летием со дня рождения завершается такими словами: «Молитвенно желаю Вам, дорогой отец Илий, крепости сил и преуспеяния в Вашем дальнейшем служении во благо всех приходящих к Вам за духовной помощью и утешением. Да хранит Вас Господь в добром здравии на многая лета!»
Схиархимандрит Илий в этом году 22 апреля был с народом и на молебенном стоянии за отчую веру у храма Христа Спасителя в Фомино воскресение, завершающее Светлую пасхальную седмицу. Это был общий, единый ответ русского православного мира на осквернения святынь, словно по вражьей отмашке прошедших в храмах разных городов России.
В связи с беспрецедентными атаками вражьих сил, немыслимо обострившимися в последнее время, о. Илий начал даже публичную деятельность, и сам этот факт говорит о серьезности момента. «Дорогие о Господе русские люди! – этими словами старец Илий завершил одно из радиовыступлений. – Дорогие соотечественники! Хотелось бы, чтобы вы понимали суть нашего времени и не были бы сообщниками для смуты, в которой некоторые наши неверующие люди вступают в ряды беспорядка и всякого наглого оголтелого разрушения стабильности в нашей стране».
«Россия на острие ножа», – говорит старец. И дает нам молитву, которую он троекратно повторяет каждый день в 14 часов; хорошо бы каждому из нас в этот час присоединять свой молитвенный голос к голосу старца, умножив таким образом общее прошение.
«Спаси нас, Боже Праведный, всех вместе. Отврати лице Твое от грех наших общих и личных, и отдай нам обратно наше богатство – Россию. Обрати врагов наших вспять. Аминь».
Порою думается, что все служение, подвижничество о. Илия есть своего рода хожение по Руси в железных сапогах – таких, какие носил его дед Иван, староста сельского храма из орловского села с родниковым по вкусу названием Становой Колодезь. Носить такие сапоги, такие вериги – дано далеко не всякому.
Многая лета, отче!