Некогда два инока шли на торг, чтобы продать свое рукоделие. Дорогой они разошлись в разные стороны, и в это время один из них пал в грех. Когда они воротились домой, не согрешивший инок сказал согрешившему: «Пойдем, брат, в келлию». Тот отвечал: «Не пойду!» – «Почему?» – спросил благочестивый монах. «Я впал в смертный грех», – отвечал падший. Не согрешивший, чтобы спасти близкого к отчаянию друга, употребил хитрость. Он сказал падшему: «Знаешь ли? Ведь без тебя и я впал в такой же грех, как и ты. Но что же делать? Надо просить у Бога прощения». Через эти слова согрешивший пришел в себя, ужаснулся содеянного им и вошел в свою келлию.
Вскоре оба инока пришли к старцам и объявили им о своих грехах: один о мнимом, а другой о действительном. Старцы на обоих положили епитимию. Стали оба инока молиться: один о себе, чтобы Господь простил ему грех, а другой за согрешившего брата. Молитва обоих была услышана. А некоторому старцу было открыто, что за многую любовь не согрешившего был прощен и согрешивший. Вот что значит положить душу свою по брате своем!
Не правда ли же, братие, что истинный друг есть неземное сокровище? Да, как видите, правда. Но этого мало. Истинный, благочестивый друг, как показало сказание, может быть и спасителем нашим от духовной смерти, и утешителем, и горячим молитвенником за нас. Что если бы падший инок после своего греха сошелся бы с каким-нибудь грехолюбцем? Он тотчас же мог быть столкнут последним в бездну адскую, которая уже пред ним разверзлась, и безвозвратно погибнуть. А для этого падшему оставался один шаг. Но вот, по Своему милосердию, Господь послал ему ангела хранителя в лице инока благочестивого, и он был спасен.
Берегите же, братия, таких друзей, если только таковых Господь пошлет вам. Они будут руководителями вашими в небесное отечество, самые полные любви, они сообщат ее и вам и согреют ею и ваше сердце и, наконец, и от грехов будут остерегать вас и благочестия наставниками для вас будут. Аминь.
Пролог в поучениях