Патриарх Кирилл
Мы в полной мере осознаем, насколько трудно современному человеку принять слова о смирении. Современному человеку гораздо легче принять совсем другие слова. Однако жизнь по закону собственного «я», стремление к постоянному удовлетворению своих потребностей, полное исключение из собственной жизни других людей – разве всё это приводит человека к счастью? Кто из нас может показать рукой на такого человека и сказать: какой он счастливый? Только тот, кто не знает его жизни. Человек может ездить на красивых машинах, жить в прекрасном доме, наслаждаться высоким общественным положением и со стороны казаться счастливым и преуспевающим, но сам он понимает, что всё это не так. Жизнь его превращается в страшную круговерть, потому что постоянно возникают всё новые и новые препятствия, которые нужно преодолевать, чтобы удовлетворить потребности своего «я», – в некий бег в замкнутом пространстве, подобно белке в колесе, при котором нет движения вперед. Малейшая трудность, срыв в карьере, болезнь, конфликт жестоко ранят человека, а нередко вообще выбрасывают его на обочину жизни. Как много там, на этой обочине, гордецов, которые не достигли поставленных перед собой целей! И особенно такие люди страдают, когда с переменой внешних обстоятельств они лишаются возможности удовлетворять свои потребности.
Смиренный несет в себе постоянный потенциал счастья – вне зависимости от окружающих условий жизни. Вне зависимости от собственного положения смиренный человек всегда имеет радость в сердце, потому что с ним Бог, с ним божественная благодать, а значит, и полнота жизни. Смиренный человек – всегда счастливый человек, даже если внешне он совсем не кажется таким.
Если задуматься о социальном измерении добродетели смирения, то можно представить себе общество, которое живет по этому Христову закону и состоит из людей, ориентированных не на самих себя, а в первую очередь на то, чтобы творить добро окружающим. Ведь это общество святых, общество справедливости, то самое общество, которое было идеалом для многих, в том числе для тех, кто брал в руки оружие, чтобы путем революций построить такое миробытие. Не нужно никаких революций, нужно совершить самую главную революцию – внутри самого себя, переформатировать свое сознание, свою систему ценностей, чтобы обрести Бога и чтобы Господь вошел в это расчищенное нашими усилиями внутреннее пространство души и явил нам великую силу Своего присутствия.