Анастасия Бондарук
Преподобный Иоанн Лествичник, рассказывая о высоких подвигах святых отцов одного из монастырей, писал: «Удивляться трудам сих святых — дело похвальное; ревновать им — спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное».
Для того, чтобы от наших духовных трудов был толк, святые отцы советуют понять свою меру, узнать свои силы и после этого уже думать о духовном делании. В понимании своей меры важно наблюдать больше не за тем, что мы о себе думаем, или за тем, какими мы бы хотели стать, а за тем, как мы живем. С этого и нужно начинать.
Например, я замечаю, что день начинается с нежелания вставать с постели и с пререканий, например, с мамой. Тогда моим духовным подвигом будет: встать в положенное время, не поссорившись при этом с мамой, и поступать так дальше. «Как-то просто и неинтересно? Может быть. Но зато ведь это — обо мне».
Конечно же, при выборе своей меры важен совет священника.
ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ?
В третьей главе Евангелия от Луки мы читаем, как Иоанн Предтеча учит народ, пришедший к нему для крещения в водах Иордана. Люди спрашивали его: «Что же нам делать?» Для меня в свое время было удивлением — какую меру определил святой пророк для каждого. Мытарям он сказал, чтобы они не брали более определенного им. Значит: не обманывали, не наживались, не обкрадывали. Воинам говорил, чтобы они никого не обижали, не клеветали и были довольны своим жалованьем. То есть: не злоупотребляли своей силой, не лгали и соизмеряли свои желания и возможности. Он не сказал воинам, например, любить и жалеть людей. Сказал «не обижать»… Казалось бы, какая простая мера. Но жить по этой мере некоторым очень сложно.
Очевидно, что мера апостолов более беспокоит наше воображение. Кому же хочется пользоваться советом для мытарей и воинов? Но готовы ли мы к апостольской мере: оставить все и следовать за Христом?..
«Если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение и приносишь ей смущение, а не пользу», — писал Исаак Сирин. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что, читая Евангелие, важно честно признаваться Христу, к чему мы готовы, а к чему — нет.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ГОТОВЫ ЛИ МЫ... И САМОУНИЧИЖЕНИЮ
Илия пришел на консультацию с жалобами на плохое настроение, отсутствие желаний, жизненную скуку. Такое депрессивное состояние было для него непонятно. Вроде бы все хорошо, в жизни никаких сложностей. Учился парень на «отлично», отношения с родителями устраивали, недавно отдохнули всей семьей на модном курорте.
— А какие у тебя отношения с самим собой? ― поинтересовалась я у него. — Как ты к себе относишься?
— Я себя самоуничижаю,— твердо ответил юный подвижник.
— И что ты для этого делаешь?
— Ну, я говорю себе, что я — полное ничтожество, самый глупый, что ничего у меня не получится.
— Откуда ты знаешь, что именно так надо себя самоуничижать? С духовником советовался?
— Нет. Я сам так решил. Но я ведь не очень сильно себя самоуничижаю.
Этого «не сильно» оказалось достаточно, чтобы почувствовать себя тотально маленьким и ничтожным перед окружающим миром (одна из причин депрессии). Очевидно, что мы должны понимать свои слабые стороны, немощи, но внушение себе собственной абсолютной непригодности для жизни не приведет к духовной высоте. И важно все-таки обсуждать с духовником свои духовные делания.
Рассуждая о себе, важно оценивать свои действия. А категорическое определение себя затормозит развитие некоторых сил нашей души: «Ну все, я уже знаю, кто я и что из себя представляю. Дальше искать нечего!». Лучше говорить не «я добрый или злой», а «я злюсь» или «с Божией помощью испытываю радость за ближнего».
Говоря о себе «я — грешник», важно понимать, что это не ярлык. «Я — грешник, но есть что-то еще. Есть образ Божий, где-то сокрытый во мне, есть возможность очищения и обновления меня, каким задумал меня Господь!» «Я грешник» — не должно восприниматься, как мое определение, это — мое состояние. Поэтому лучше говорить: «Грешен! Грешу».
…К ЖИЗНИ С ПСИХИЧЕСКИ НЕЗДОРОВЫМИ ЛЮДЬМИ
Зачастую особенно плачевно, с точки зрения психических состояний, заканчиваются попытки строить мирные и радостные отношения с родителями, которые больны или склонны к психическим заболеваниям. Такие люди иногда угрожают своим взрослым детям физической расправой, говорят им о том, что они — полные ничтожества и ничего из них толкового не вышло.
— У вашего отца есть своя квартира, несмотря на развивающуюся психическую болезнь, он может еще за собой ухаживать, но вы забрали его к себе. Он грозится нанести вам увечья, если вы не разведетесь с женой. Почему вы продолжаете с ним жить?
— Я спросил у батюшки: «Если двум людям вместе трудно, то как им жить?» Батюшка сказал: «Смиряйся!»
— Вы рассказывали священнику о том, что трудно вам именно с отцом, который психически болен и вам угрожает?
— Нет.
— По сути, вы получили совет для двух абстрактных людей, которых не существует. Вы изложили ситуацию так, что непонятно даже, о ком идет речь…
…СЛУШАТЬСЯ ВСЕХ
Следующая история — пример того, как мы вредим себе или другим, воспринимая вычитанное нами из духовных книг без рассуждения, не соизмеряя со своими силами и с реальностью.
«Я пришла в церковь недавно. Прочитав, что одной из главных добродетелей является послушание, а верхом совершенств а— послушание всем, решила этому последовать. Я ходила в воскресную школу, у нас было пару бойких девушек. Они любили ездить в паломнические поездки. Они и занялись моим воцерковлением, я всегда их слушалась. Они запретили мне носить деловые костюмы, фактически ухаживать за собой. Я ездила с ними во все паломничества. И только потом поняла, что я даже не знаю — надо ли это мне? Сегодня, понимаю, что переложила на них ответственность. Как-то прочла в статье одного священника, что в Православии важно не только послушание, но свобода и ответственность. Я поняла, что моей вере надо развиться, что у меня свой жизненный график и сейчас мне важны люди, которые не заставляют меня, а подсказывают и при этом дают возможность свободно и самостоятельно идти по духовному пути. Насилия над собой я уже не хочу». Профессор-богослов Алексей Осипов, объясняя феномен старчества в контексте духовного руководства, подчеркивал, что истинный старец не требует себе беспрекословного подчинения.
…К ОСКОРБЛЕНИЯМ И УНИЖЕНИЯМ
Восприятие часто играет с людьми злую шутку.
— Моя мама говорит мне, что я неудачница. У меня опускаются руки и нет сил больше жить.
— И вы верите маме?
— Да.
— Почему?
— Не знаю. Мне еще батюшка сказал: «Терпи».
— А что для вас «терпи»?
— Терпи — значит, думай, что все нормально, что с этим можно жить, что мама права, она же — мама.
— Но батюшка этого не говорил, он просто сказал «терпи». На самом деле немногим известно, что такое христианское терпение. И это точно неискаженное восприятие добра и зла. В маме говорит раздражение, какая-то ее внутренняя боль, обида на жизнь. Не думаю, что в таком состоянии она может увидеть, какая вы. Она рисует словесный портрет человека, но вы ли это? Скорее это портрет девушки, которая заслуживает того, чтобы вылить на нее свое горе и боль…
Некоторые герои этих историй пытались получить помощь у священников, но так и не смогли изложить ситуацию в развернутом виде. Они объясняли это тем, что не хотели утруждать батюшек и занимать у них время, а в итоге навредили себе. Не потрудившись прояснить, что конкретно означает совет батюшки, мы часто берем на себя более положенного. Очевидно, что подробные беседы не могут быть во время исповеди, нужно находить время и возможность для духовного общения со священником.
Конечно, здесь остались неподнятыми многие вопросы. Но в этой небольшой статье мне хотелось проиллюстрировать один тезис: несоблюдение своей меры чревато серьезными последствиями.
Христианство не требует от человека подвигов выше его сил, однако понуждает к постепенному духовному укреплению. Православная духовная практика— своего рода хирургический инструмент: в руках опытного хирурга творит чудеса, а в руках дилетанта может искалечить. Авва Евагрий передал изречение одного старца: «Всякий подвиг должен быть благовременным и соразмерным. Подвиг, возложенный безвременно и несоразмерно с силами, может быть выдержан только в течение краткого времени, а всякое делание, совершаемое в продолжение краткого времени, потом оставляемое, более вредно, чем полезно».
Церковная православная газета, май 2010 №9 (259)
Для того, чтобы от наших духовных трудов был толк, святые отцы советуют понять свою меру, узнать свои силы и после этого уже думать о духовном делании. В понимании своей меры важно наблюдать больше не за тем, что мы о себе думаем, или за тем, какими мы бы хотели стать, а за тем, как мы живем. С этого и нужно начинать.
Например, я замечаю, что день начинается с нежелания вставать с постели и с пререканий, например, с мамой. Тогда моим духовным подвигом будет: встать в положенное время, не поссорившись при этом с мамой, и поступать так дальше. «Как-то просто и неинтересно? Может быть. Но зато ведь это — обо мне».
Конечно же, при выборе своей меры важен совет священника.
ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ?
В третьей главе Евангелия от Луки мы читаем, как Иоанн Предтеча учит народ, пришедший к нему для крещения в водах Иордана. Люди спрашивали его: «Что же нам делать?» Для меня в свое время было удивлением — какую меру определил святой пророк для каждого. Мытарям он сказал, чтобы они не брали более определенного им. Значит: не обманывали, не наживались, не обкрадывали. Воинам говорил, чтобы они никого не обижали, не клеветали и были довольны своим жалованьем. То есть: не злоупотребляли своей силой, не лгали и соизмеряли свои желания и возможности. Он не сказал воинам, например, любить и жалеть людей. Сказал «не обижать»… Казалось бы, какая простая мера. Но жить по этой мере некоторым очень сложно.
Очевидно, что мера апостолов более беспокоит наше воображение. Кому же хочется пользоваться советом для мытарей и воинов? Но готовы ли мы к апостольской мере: оставить все и следовать за Христом?..
«Если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение и приносишь ей смущение, а не пользу», — писал Исаак Сирин. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что, читая Евангелие, важно честно признаваться Христу, к чему мы готовы, а к чему — нет.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ГОТОВЫ ЛИ МЫ... И САМОУНИЧИЖЕНИЮ
Илия пришел на консультацию с жалобами на плохое настроение, отсутствие желаний, жизненную скуку. Такое депрессивное состояние было для него непонятно. Вроде бы все хорошо, в жизни никаких сложностей. Учился парень на «отлично», отношения с родителями устраивали, недавно отдохнули всей семьей на модном курорте.
— А какие у тебя отношения с самим собой? ― поинтересовалась я у него. — Как ты к себе относишься?
— Я себя самоуничижаю,— твердо ответил юный подвижник.
— И что ты для этого делаешь?
— Ну, я говорю себе, что я — полное ничтожество, самый глупый, что ничего у меня не получится.
— Откуда ты знаешь, что именно так надо себя самоуничижать? С духовником советовался?
— Нет. Я сам так решил. Но я ведь не очень сильно себя самоуничижаю.
Этого «не сильно» оказалось достаточно, чтобы почувствовать себя тотально маленьким и ничтожным перед окружающим миром (одна из причин депрессии). Очевидно, что мы должны понимать свои слабые стороны, немощи, но внушение себе собственной абсолютной непригодности для жизни не приведет к духовной высоте. И важно все-таки обсуждать с духовником свои духовные делания.
Рассуждая о себе, важно оценивать свои действия. А категорическое определение себя затормозит развитие некоторых сил нашей души: «Ну все, я уже знаю, кто я и что из себя представляю. Дальше искать нечего!». Лучше говорить не «я добрый или злой», а «я злюсь» или «с Божией помощью испытываю радость за ближнего».
Говоря о себе «я — грешник», важно понимать, что это не ярлык. «Я — грешник, но есть что-то еще. Есть образ Божий, где-то сокрытый во мне, есть возможность очищения и обновления меня, каким задумал меня Господь!» «Я грешник» — не должно восприниматься, как мое определение, это — мое состояние. Поэтому лучше говорить: «Грешен! Грешу».
…К ЖИЗНИ С ПСИХИЧЕСКИ НЕЗДОРОВЫМИ ЛЮДЬМИ
Зачастую особенно плачевно, с точки зрения психических состояний, заканчиваются попытки строить мирные и радостные отношения с родителями, которые больны или склонны к психическим заболеваниям. Такие люди иногда угрожают своим взрослым детям физической расправой, говорят им о том, что они — полные ничтожества и ничего из них толкового не вышло.
— У вашего отца есть своя квартира, несмотря на развивающуюся психическую болезнь, он может еще за собой ухаживать, но вы забрали его к себе. Он грозится нанести вам увечья, если вы не разведетесь с женой. Почему вы продолжаете с ним жить?
— Я спросил у батюшки: «Если двум людям вместе трудно, то как им жить?» Батюшка сказал: «Смиряйся!»
— Вы рассказывали священнику о том, что трудно вам именно с отцом, который психически болен и вам угрожает?
— Нет.
— По сути, вы получили совет для двух абстрактных людей, которых не существует. Вы изложили ситуацию так, что непонятно даже, о ком идет речь…
…СЛУШАТЬСЯ ВСЕХ
Следующая история — пример того, как мы вредим себе или другим, воспринимая вычитанное нами из духовных книг без рассуждения, не соизмеряя со своими силами и с реальностью.
«Я пришла в церковь недавно. Прочитав, что одной из главных добродетелей является послушание, а верхом совершенств а— послушание всем, решила этому последовать. Я ходила в воскресную школу, у нас было пару бойких девушек. Они любили ездить в паломнические поездки. Они и занялись моим воцерковлением, я всегда их слушалась. Они запретили мне носить деловые костюмы, фактически ухаживать за собой. Я ездила с ними во все паломничества. И только потом поняла, что я даже не знаю — надо ли это мне? Сегодня, понимаю, что переложила на них ответственность. Как-то прочла в статье одного священника, что в Православии важно не только послушание, но свобода и ответственность. Я поняла, что моей вере надо развиться, что у меня свой жизненный график и сейчас мне важны люди, которые не заставляют меня, а подсказывают и при этом дают возможность свободно и самостоятельно идти по духовному пути. Насилия над собой я уже не хочу». Профессор-богослов Алексей Осипов, объясняя феномен старчества в контексте духовного руководства, подчеркивал, что истинный старец не требует себе беспрекословного подчинения.
…К ОСКОРБЛЕНИЯМ И УНИЖЕНИЯМ
Восприятие часто играет с людьми злую шутку.
— Моя мама говорит мне, что я неудачница. У меня опускаются руки и нет сил больше жить.
— И вы верите маме?
— Да.
— Почему?
— Не знаю. Мне еще батюшка сказал: «Терпи».
— А что для вас «терпи»?
— Терпи — значит, думай, что все нормально, что с этим можно жить, что мама права, она же — мама.
— Но батюшка этого не говорил, он просто сказал «терпи». На самом деле немногим известно, что такое христианское терпение. И это точно неискаженное восприятие добра и зла. В маме говорит раздражение, какая-то ее внутренняя боль, обида на жизнь. Не думаю, что в таком состоянии она может увидеть, какая вы. Она рисует словесный портрет человека, но вы ли это? Скорее это портрет девушки, которая заслуживает того, чтобы вылить на нее свое горе и боль…
Некоторые герои этих историй пытались получить помощь у священников, но так и не смогли изложить ситуацию в развернутом виде. Они объясняли это тем, что не хотели утруждать батюшек и занимать у них время, а в итоге навредили себе. Не потрудившись прояснить, что конкретно означает совет батюшки, мы часто берем на себя более положенного. Очевидно, что подробные беседы не могут быть во время исповеди, нужно находить время и возможность для духовного общения со священником.
Конечно, здесь остались неподнятыми многие вопросы. Но в этой небольшой статье мне хотелось проиллюстрировать один тезис: несоблюдение своей меры чревато серьезными последствиями.
Христианство не требует от человека подвигов выше его сил, однако понуждает к постепенному духовному укреплению. Православная духовная практика— своего рода хирургический инструмент: в руках опытного хирурга творит чудеса, а в руках дилетанта может искалечить. Авва Евагрий передал изречение одного старца: «Всякий подвиг должен быть благовременным и соразмерным. Подвиг, возложенный безвременно и несоразмерно с силами, может быть выдержан только в течение краткого времени, а всякое делание, совершаемое в продолжение краткого времени, потом оставляемое, более вредно, чем полезно».
Церковная православная газета, май 2010 №9 (259)