Светлана Коппел-Ковтун

Что для вас привычнее: брать или давать? И что — приятнее: радоваться или радовать? Опыт свидетельствует, что нам привычнее потреблять. Однако, при желании, можно отучить себя от этой некрасивой привычки.

Существует, к примеру, психологическая игра, которая пытается научить обратному. К сожалению, я забыла ее правила, зато помню суть.

Геометрическую фигуру разрезают на несколько частей, чтобы потом, командно, собирать воедино. Главной особенностью игры является принцип, благодаря которому только и можно выиграть: надо стараться увидеть «нужду» ближнего и помогать не себе, а ему, отдавая имеющиеся у тебя части. Логика этой игры заставляет перестроить свое мышление и внимание с себя на другого, научает видеть потребность другого и «служить» ему. Душа игрока как бы перепрограммируется в процессе, привычная команда «нужное возьми себе» заменяется командой «нужное отдай».

В подобную «игру» любят «поиграть» и афонские монахи. Александр Дворкин в своих «Афонских рассказах» вспоминает о ней так: «Ощущение этой особости места (Афона — прим. автора) приходит ещё и оттого, что каждый человек старается исполнить желание другого, до того, как это желание будет высказано вслух. В ответ вы тоже стараетесь угадать желание другого человека, исполнить его с опережением. И такое служение ближнему доставляет удивительную, особую радость».

Помню, читала я об этом и умилялась, потому что сама давно «играю» в нечто подобное. Мне повезло прожить несколько лет в окружении настолько замечательных людей, что только у жестокосердного человека не появилось бы желание порадовать их. Искренне любя своих друзей, я ловила каждый возможный повод поддержать их дух, одарить чем-нибудь нужным или приятным, лишь бы отблагодарить за свет, приносимый ими в мою жизнь. Мы тогда купались в радости, каждый раз удивляясь друг другу. В тот «райский» период затянулись многие мои душевные раны.

Постепенно такое отношение к окружающим стало нормой, и я перенесла его и на дальних. И как же люди были благодарны за проявленные к ним чуткость и внимание! Их сердца раскрывались навстречу, переполнялись теплотой и радостью.

Пришло время, и я воцерковилась. Православие потрясло меня своей красотой до самых глубин, я влюбилась по-настоящему в это искусство жить из любви и ради Любви. Конечно, и привычка «играть» в радостную «игру» перешла со мной в новое сообщество. Но вот странность: именно в церковной среде мне повстречались люди совершенно неспособные к чистой взаимной радости. Образно говоря, если я дарила 10 гривен, то у меня спрашивали: «А почему не сто? Мне надо сто». Или так: «А почему ты мне дала в последнюю очередь? Ты меня обижаешь» и т.д и т.п.

Поразительно! Как может христианин на искреннюю заботу и внимание отвечать осуждением, надмеванием, претензиями? Среди обычных мирских людей мне такие не повстречались ни разу. Я не говорю, что их не бывает - нет. Просто мне не постречались...

Признаюсь, я была шокирована столь низким нравственным уровнем. Казалось, элементарная благодарность — обычная человеческая норма — этим «христианам» неведома. Более того, когда я пыталась объясниться, напоминая, что можно было просто порадоваться и «спасибо» сказать, ведь я ничего не отняла, а, наоборот, поделилась своим, мне говорили: «Вот теперь ты показала себя! Тебе благодарности нужны? Какая же ты корыстная и самолюбивая!»

И что бы я ни сделала, оказывалась в положении мерзавца, вынужденного оправдываться. И как не пыталась я вывести отношения хотя бы «на ноль», церковные эгоисты-негативисты платили только «минусом». Прискорбно, но играть в радостную игру афонских монахов с такими людьми невозможно.

Верно заметил Клайв Стейплз Льюис в своих «Размышлениях о псалмах»: «Когда сверхъестественное входит в человеческую душу, оно дает ей новые возможности и добра и зла. Отсюда идут две дороги: к святости, любви, смирению — и к нетерпимости, гордыне, самодовольству. Одной дороги нет — назад, к пошлым грешкам и добродетелям неразбуженной души. Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего — плохие религиозные люди».

Но не забудем, что хорошие христиане, действительно исполняющие в своей жизни заветы Христа, — это самые лучшие люди на земле.