Проверка на духовную зрелость
Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии
- Когда я был в Иркутске, то обратил внимание, что возле Знаменского кафедрального собора стоит памятник адмиралу Колчаку. Я был очень воодушевлен и растроган, потому что почувствовал, что настало время, когда стало возможным поминать участников Гражданской войны с обеих сторон. Это – исторический урок. Урок памяти, признания преступления насилия, урок признания человечности.
Такие уроки нам было бы хорошо усваивать. Ведь рано или поздно все заканчивается примирением, покаянием, прощением и признанием. Значит, принимать и понимать разные стороны – дело перспективное.
В такой неспокойной ситуации, которая существует сегодня, нам, христианам, а тем более священнослужителям, членам приходов необходимо вооружиться общей братской молитвой за всех. И молиться об умножении любви, о том, чтобы все споры и проблемы решались мирным путем, молиться о всех пострадавших, в том числе о тех, кто пережили психический стресс. Психическая неустойчивость проявляется всегда после серьезных общих испытаний как минимум в четырех поколениях…
Также важно помнить и иметь в виду безусловное уважение к личности как к образу и подобию Божию. Нет во Христе ни эллина, ни иудея…
Это уважение не имеет изъяна, не имеет исключений. Касается буквально всех: преступников, больных, умалишенных, людей, которые находятся в состоянии стресса, в трагических обстоятельствах. Кем бы не был человек, в какой бы ситуации его не застали, мы, христиане, должны относиться к нему, как к образу и подобию Божию.
Это уважение требует естественного выражения. Оно должно быть в нашей речи, в нашем отношении.
Евангелие на первое место ставит любовь друг другу. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35) Эта любовь проявляется, прежде всего, в том, что мы уважаем личность, жизнь и здоровье другого человека.
И прекратить раздраженные споры, ссоры с теми, чью точку зрения мы не разделяем можно, как раз вспомнив об уважении. Если у меня есть уважение к тому, кто думает иначе, чем я, то я принимаю его право иметь другую точку зрения. Это не означает, что я согласен с его мнением. Я просто признаю его право иметь собственную точку зрения. Если не признаю ее значит, у меня что-то повреждено в моем понимании уважения другого человека, уважения, основанного на христианских ценностях.
Если уважение есть, человеку не составит труда спокойно сказать: «Я слышу и понимаю тебя, но думаю иначе, чем ты. И хотел бы, чтобы мою точку зрения тоже уважали».
Уважения к другому не хватает у тех, кто в личностном и духовном смысле еще являются незрелыми. Зрелость личностная и духовная как раз предполагает уважение. И если нет зрелости, нужно буквально заставлять себя постоянно вспоминать, что каждый человек – это образ и подобие Божие и у каждого человека есть своя внутренняя эмоциональная или умственная убежденность в чем-то том, что мы все разные, Бог нас создал такими и, согласно апостолу Павлу, мы можем иметь разные мнения. Господь попускает нам это. Важно все время напоминать себе это. Так и достигается духовная зрелость.
Когда человек теряет эмоциональную устойчивость в спорах, это становится напоминанием о духовной незрелости: «А помню ли я, что передо мной человек — образ и подобие Божие?»
Займитесь физическим трудом
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник»:
- Ситуация, которая сложилась сейчас в Украине, затрагивает действительно самые болевые точки в душах людей, задевает самые чувствительные струны, касается очень важных и главных вопросов их жизни. Как и в других подобных ситуациях, когда у людей возникают разногласия по поводу важных для них вещей, это приводит к расстройству отношений с близкими людьми. Самый яркий пример — это когда разногласия касаются религиозных вопросов. Сам Господь говорил, что он пришел разделить дочь с матерью, отца с сыном, свекровь с невесткой и так далее. Для человека его религиозные убеждения – не просто формальное культурное самоопределение, а жизнь его жизни, некий стержень, самое главное, что в ней есть. Мирные, хотя бы внешне, отношения с родными и близкими людьми, смотрящими на вопросы веры по-другому, удается наладить в том случае, когда накладываться вето на обсуждение таких вопросов, когда эта тема не затрагивается вообще.
Вопрос отношения к происходящему в Украине — не религиозный, но он действительно затрагивает очень важные моменты. Мне кажется, что если у людей складываются разные позиции по этому вопросу, то в условиях ведущейся информационной войны, когда люди доверяют разным источникам информации, у них фактически нет возможности договориться. Потому что та информация, которая ложится в основу представления человека о происходящем, совершенно по-разному интерпретируется и подаётся. Поэтому, мне кажется, единственный способ в этой ситуации сохранить мир со своими родными — это попытаться ограничить активное или агрессивное обсуждение подобных вопросов.
К сожалению, у людей очень мало развита культура дискуссии. Мы с детства приучены атаковать не проблему, а носителя противоположной точки зрения. Это проявляется повсеместно, начиная от высокопоставленных чиновников и заканчивая школьной дискуссией по второстепенным вопросам. Люди, обсуждая что-либо, обсуждают не проблему, а своё отношение к тому человеку, который смотрит на проблему по-другому. Тем более сложно, когда вопрос действительно важный, затрагивающий глубинные струны в душах людей. Мало надежд на то, что у людей хватит такта и терпимости не ссориться с родными и близкими. Поэтому нужно ставить некий предел обсуждений. Других способов я сейчас не вижу.
Нужно обходить эти вопросы по возможности стороной, наложить на них временный мораторий, надеясь на то, что время и Господь расставит всё на свои места. Можно зафиксировать позиции и сказать: «Да, я смотрю на это по-другому, и давайте постараемся не обсуждать это».
- А как сохранить мир в собственной душе, находясь в постоянном потоке агрессивной информации, от которой не скрыться? Как не воспылать гневом при очередной шокирующей новости?
- Это вообще очень сложное дело. Для этого нужно быть святым. Как сохранить бесстрастность в стриптиз-баре здоровому мужчине?
Это почти невозможно. То же самое и здесь. Важно следить за тем, чтобы поступающие к нам факты и информация не вызывали в нас огульной ненависти, желания убивать и прочего. Кого могут оставить спокойным или равнодушным кадры сожженных в Одессе людей? Никого. Но важно понимать, что когда не мы контролируем свои эмоции, а они ведут нас, нами становимся гораздо удобней манипулировать в любую сторону. Поэтому нужно постараться по возможности сохранять трезвость ума и держать свои эмоции под контролем.
- Поможет ли «информационный пост»?
- Ограничить себя в получении информации в нынешней ситуации, мне кажется, почти невозможно. Да, мы можем ввести информационные ограничения, например, если очень переживаем за сирийский народ, попытаться не следить за страшными событиями, которые происходят сейчас в Сирии. Но представьте, что сейчас ноябрь 1941-го года, а мы живем в Москве, враг уже закончил работу по ликвидации Вяземского котла, и между ними и Москвой фактически нет советских войск. Можем ли мы в этой ситуации информационно себя ограничивать? В принципе, можем. Для этого необходимо учиться отслеживать ту информацию, которая так или иначе касается тебя лично, смотреть, какие чувства у тебя вызывает подобная информация. Самое главное ограничение — хотя бы в том, чтобы не пытаться каждые полчаса проверять новости, не находиться непрерывно в Интернете или перед экраном телевизора. Потому что мы в условиях сильного эмоционального переживания склонны к тому, чтобы снова и снова просматривать и прослушивать одну и ту же информацию. Нужно все-таки стараться не выпадать из жизни. Но при этом не искать отвлечения в развлечениях. Нужно просто заниматься своими делами. Я бы посоветовал в качестве лучшего средства против «информационного отравления» физический труд, работу руками. Сейчас как раз весна, в огороде можно поработать, покосившийся сарай поправить, травку покосить, морковку посадить. Информационная война как бы выталкивает нас в виртуальный мир. А нужно возвращаться к земле, к всему тому, что способно как-то успокоить, привести в чувство и нормализовать эмоции.
Ну и, конечно, молиться. Нужно, чтобы наши эти переживания перерастали в молитву. А Господь призвал нас молиться в том числе и о врагах.