Священник Святослав Шевченко

Всё чаще поднимаются педагогические вопросы, связанные с ситуациями, когда ребенка в школе обижают. Одни считают, что отпор хулиганам давать необходимо, а другие настаивают на том, что, дескать, христианство не этому учит.



Не кормите детей сухарями

Размышляя на эту тему, нужно учитывать возрастную психологию детей. По своему опыту, в том числе и отцовскому, знаю: многие христианские вероучительные истины детям в этом возрасте (7 и 8 лет) не совсем доступны. И святые отцы советуют в таком случае не пытаться кормить духовных младенцев сухарями – им сейчас нужно только молоко.

Вот почему стараюсь очень аккуратно подавать материал на занятиях по курсу «Основы православной культуры», которые веду факультативно уже четвертый год в одной из частных школ Благовещенска. Дети, а у меня занимаются ребята 1–4 классов, склонны воспринимать христианство в категориях «хорошо» и «плохо». Они еще не различают полутонов. Именно поэтому не все темы из учебника протодиакона Андрея Кураева им по силам освоить. Приходится импровизировать.

По этой причине может быть ошибочно интерпретирована заповедь Христа: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6: 29). Эту заповедь и взрослые с трудом «переваривают», чего уж говорить о детях. По святым отцам, речь в этой евангельской строке идет только о личной обиде, которую христианин должен стойко перенести, не отвечая злом на зло. Но эта заповедь никак не относится к ситуации, если, например, обижают кого-то другого на улице или на страну напали агрессоры.

Пометить тэгом «смелость»

Проблема в том, что у детей недостаточно жизненного опыта, чтобы промаркировать тот или иной случай, сопоставив его с Евангелием. К тому же есть еще один очень важный момент, связанный с неопытностью юных христиан. Для того, чтобы из ребенка вырастить великодушного и смелого человека, ему нужен как раз этот опыт экстремальных ситуаций и правильных выходов из них. Такой опыт получают все дети в коллективах, начиная с детского сада.

Не нужно упускать из виду, что дети мыслят категорично: либо «добро», либо «зло» – и поэтому не смогут, например, выбрать из двух зол меньшее и так далее. Поэтому заповедь о подставлении щек они должны будут пометить в своем сознании либо тэгом «смелость», либо «трусость». Но еще более важно, каким образом промаркирует эту ситуацию вторая сторона – агрессор. Сомневаюсь, что бездействие того, над кем издеваются, будет оценено хулиганом как смелость. Последствия такой интерпретации будут для «жертвы» просто ужасны – ее будут травить до самого последнего звонка. И кто вырастет из такой жертвы: хороший христианин или закомплексованная личность, которая пугается собственной тени?

Спортивная уверенность

А теперь о личном опыте. Как только старшему и младшему сыну исполнилось 7 и 6 лет соответственно, мы отдали их в спортивную секцию вольной борьбы. Почему туда? Да потому, что их папа в детстве занимался борьбой. Во-первых, этот вид спорта не очень травматичный по сравнению с восточными единоборствами. Во-вторых, занятия хорошо развивают детей физически. И, в-третьих, в борьбе противники находятся в полном контакте, что отлично позволяет почувствовать свои силы и ловкость, а это дает юному спортсмену ощущение уверенности в себе. Честно говоря, определяя детей в секцию вольной борьбы, я больше всего руководствовался третьей причиной.

В школе наши дети безболезненно переносят конфликты с одноклассниками. А свою силу сыновья демонстрируют не через драки, а в различных играх, которые дети сами и придумывают.

Не превратиться в агрессора

Важная задача родителей-христиан, сыновья и дочери которых занимаются спортом, – донести до детей мысль, что свои навыки они не должны применять для агрессии. Вот агрессию можно легко пометить тэгом «плохо». Я, например, рассказываю своим детям, а иногда даже объясняю в ролевых играх, в каких ситуациях нужно применять силу, а в каких – нет. По моему мнению, применять силу можно исключительно для защиты слабых. И мои дети это знают.

Когда они рассказывают о конфликтных ситуациях, я помогаю им для начала разобраться – ведь иногда они сами виноваты в том, что кто-то щелкнул их по носу, – а затем советую, как принять правильное решение. И в этих решениях применение силы – крайний случай. Зачастую бывает достаточно вызвать оппонента на серьезный разговор. Но порой приходится ставить обидчика на место, чтобы он не задирал нос и не терроризировал класс.

В комментариях к статье «Бить или не бить?» участники дискуссии выказывали озабоченность тем, что в классе вместе с их детьми учатся и ребята с Кавказа. Думаю, что вести себя должным образом с хулиганом нужно вне зависимости от того, какой он национальности. Если, конечно, в школе не сложилась организованная группа (тогда этот вопрос уже должен решаться с администрацией школы и полицией). Например, с моим старшим сыном учится мальчик-азербайджанец. Семену было достаточно положить этого мальчика и его славянских дружков на лопатки. Самое интересное, что, видя его ловкость, этот азербайджанец записался в ту же самую секцию.