Кира Салимова

Детские впечатления имеют ту силу, коротая способна вернуть ум в замечательную прямую зависимость от сердца, что позволяет чувствовать счастье. Как ночная гроза освещает каждую веточку дерева или кирпичик дома, так детские воспоминания в одно мгновенье способны осветить сумерки души. Правда, это праздничное состояние длится тоже недолго. Вскоре мир по привычке опять начинает делиться на отдельные части, выстраиваются стены между взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, молодёжью и стариками.



Самым неприятным открытием взрослости бывает смена очертаний привычных по детским воспоминаниям мест. Ты только осознал, что яблоня в прабабушкином саду не такая уж и высокая, как глядь — яблоня засохла и её спилили. Маленькие деревья стали большими, большие — маленькими, у рек поменялись линии берегов, а любимый пляж зарос травой и камышами. «Вечные» соседские старушки вымерли, а их дома проданы и перестраиваются. И убраны скамейки, откуда так привычно было чувствовать на себе оценивающие взгляды.

И уже нельзя лежать утром и ждать, когда мама позовёт на завтрак. Ведь теперь мама — это ты! Ты гладишь и складываешь одежду, ты дважды в день моешь пол у порога и маленькие ботиночки, ты боишься, что их обладатель найдёт до обеда в твоей сумке шоколадку.

На прогулке оборачиваешься и видишь, с каким умилением смотрят на своих карапузов мамы и папы. Понимаешь, что на твоём лице такая же глупая улыбка. И хочется плакать, глядя на то, как твой малыш пытается бежать с мыльными пузырями в руках, бережно прикрывая баночку, чтоб ничего не разлилось. Потому что вчера он уже облился мыльными пузырями. Плакать хочется от понимания, что твои счастливые моменты зависят теперь от того напряжения, с которым ты готова эти моменты увидеть.

На что ты смотришь теперь ранней весной? На грязь на дорогах, испачканные курточки и требующие мытья окна. О чём всегда думаешь летом? О том, что необходимо купить огурцов на рынке, потому что в магазине овощи несвежие, и вытряхнуть из детской обуви песок, чтобы не протирать потом полы во всей квартире.

Время, состоящее сплошь из ярких картинок, превратилось в подобие выцветшей киноленты, вкраплениями в которой чудом сохранились кадры прежней насыщенности. Например: если лечь в реке на спину и закрыть глаза, то сквозь веки просвечивает солнечный свет, звуки отдаляются, руки и ноги кажутся невесомыми и сразу становится ясно, почему человек, рождаясь, плачет.

А человек плачет о потерянном рае, отсвет которого даётся детству в качестве аванса или даже, скажем, анонса той жизни, которая может случиться, если уберечь свои дни от молчаливого согласия на зло. И пока этот трейлер проигрывается, небо выглядит ярче, а трава — выше, и даже прохладная речная вода ласково обнимает, а солнце каждый день долго-долго проходит путь с востока на запад.

Когда я в первый раз вошла в храм маленькой девочкой, то была уверена, что понимаю, как меня зовёт Бог, и что мои чувства меня не обманывают. Теперь я регулярно читаю слова «не видел того глаз и не слышало ухо», но и они меня не всякий раз трогают.

Но вам, наверное, интересно, каким образом сегодня выбрана тема для рисунков? Всё очень просто: робко наступающая весна и воспоминания о детстве и о рае пересекаются в одной точке. Это тема цветов. А подарившая нам вдохновение история (которую вы прочтёте ниже) — не сказка и не прямая цитата из Писания. Это чудесное повествование — отрывок из рассказа «Юродивый Гришка» протоиерея Николая Агафонова, рассказа-предположения о возможной жизни в раю, без печали и воздыхания. Итак…

«Комарик — эта тончайшая Божия тварь подобно пчеле питалась нектаром с райских цветов. Но не со всех, а только с тех, которые Господь посадил в раю специально для комаров и другой подобной мошкары. Это были дивные красные цветы, которые издавали чудный аромат, подобный ливанскому ладану, но еще более утонченный. Бутоны этих цветов были всегда наполнены божественным нектаром. И вся мошкара, напившись нектара, летала по райскому саду, издавая мелодичные звуки, которые сливались в общую комариную симфонию, воспевающую Бога и красоту созданного Им мира.

Но после грехопадения человека райский сад был потерян не только для него, но и для всей твари. Бедные, несчастные, голодные комарики долго летали над землей в поисках райских цветов, но не находили их. Наконец они прилетели к тому месту, где Каин убил своего братца Авеля. А кругом на месте этого злодеяния были разбрызганы алые капли крови. И комарики подумали: «Вот они, эти райские цветы». И выпили эту кровь. Но через некоторое время они вновь жаждали пить кровь человеческую, и кинулись комарики на Каина, и стали его кусать и пить его кровь. И побежал Каин куда глаза глядят. Но не мог убежать от комаров и мошкары. И возненавидел Каин комаров, а комары и прочая мошкара возненавидели человека».

Давайте проиллюстрируем начало этого отрывка и нарисуем самые красивые цветы, которые можно себе представить, и комариков, вьющихся в поисках нектара. Использовать можно карандаши, фломастеры, мелки. Перед работой полезно рассмотреть изображения цветущих растений. Понять, как цветок переходит в стебелёк, как располагаются на стебельке листочки и чашелистики.

Непричастность ко злу — вот одна из важнейших составляющих настоящей радости, которая роднит незамутнённые воспоминания раннего детства с райскими. И чем взрослее становится человек, тем сложнее перед ним стоит задача: зная о разнообразных искажениях своего ума и чувств, постараться не попасть в клетку злопамятства, мелочности, ревности, привязанности к непрочным материальным ценностям. А главное, дать пример этого противостояния.

И как, оказывается, быстро пролетает не только собственное младенчество, но и детство наших сыночков и дочек… Не успеешь оглянуться, а ребёнок уже не умещается у тебя на коленях! А значит, этот небольшой промежуток времени нужно успеть украсить: наполнить радостью и играми, общением и нежностью. Потому что от его качества зависит качество всей жизни.